Тема урока: «Проценты».
Цели урока:
- закрепление и углубление материала в процессе решения различных упражнений по теме;
- обеспечение сознательного усвоения материала;
- развитие интереса к предмету, повышение активности учащихся, обучение учащихся умению обосновывать факты.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: сигнальные карточки, калькуляторы, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА.
I. Организация учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку раздача карточек.
II. Устные упражнения
А) Выразить в процентах: = ?.
Б) Подставить вместо * число, чтобы равенство было
верным: = * .
В) Разделите на .
Г) Найдите отношение 30 к 2.
Д) Умножьте 12 на .
Е) Подставьте вместо * число, чтобы пропорция была
верна: 8 : * = 4 : 3.
Ж) Решите уравнение: * Х = 10.
З) Найдите число ,обратное числу .
И) Во сколько раз 50 меньше 400?
На доске записаны примеры. Учитель диктует задание, ученики выбирают соответствующие буквам ответы и отгадывают ключевое слово урока, соответствующее названию урока «Проценты».
III. Сообщение темы урока
Учитель сообщает цели урока и краткую историческую справку. Слово пропорция означает « соразмерный, имеющий правильное соотношение частей». Пропорции начали изучать в древней Греции. Древнегреческие математики с помощью пропорций решали задачи, которые в настоящее время решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой.
IV. Актуализация знаний учащихся
Беседа учителя с учениками по вопросам.
- Что такое пропорция?
- Что такое отношение?
- Что показывают отношения?
- Какое основное свойство пропорции вы знаете?
- Как еще можно проверить, верна ли пропорция?
V. Решение упражнений и задач
1. Работа по вариантам
Проверьте, верно ли составлена пропорция?
I вариант: Проверьте с помощью деления.
II вариант: С помощью умножения (или с помощью основного свойства пропорции).
№1. = .
№2. = .
№3. : = 4 : .
№4. 2 : = 4 : .
Проверка осуществляется с помощью сигнальных карточек.
2. Задание по группам
А) С помощью калькулятора CASIOпроверьте, какие из данных отношений равны, и составьте верную пропорцию:
1) 2 : 2 ;
2) : ;
3) 3 : 10;
4) 2,1 : 7 ;
5) 3 : 0,3.
Б) Даны отношения:
1) 0,2 : 5; 2) 5 : 0,2; 3) 4 : 100.
Найдите значения и ответьте на вопрос: « Из
каких отношений можно составить верную
пропорцию?»
Из полученных пропорций составьте еще 3 верные
пропорции, меняя местами крайние и средние её
члены.
Некоторые учащиеся выходят к доске и записывают
полученные пропорции. Затем читают их.
3. Решение задач на проценты
1) Студент перед экзаменом прочитал 120 страниц
учебника, что составило 75 всего учебника. Сколько страниц в
учебнике?
Проверяется комментированием с места.
2) Завод должен был по плану за месяц выплавить 980
т стали. Но план выполнили на 115. Сколько т стали выплавил завод?
Один ученик решает на доске с объяснением.
3) Из 20 зерен огурцов взошли 17.Каков процент
всхожести семян.
Один ученик решает на откидной доске
самостоятельно.
4. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
1 группа задач.
А) Заработная плата работника повысилась с х
руб. до у руб. На сколько процентов повысилась
зарплата?
Вычислите значения при:
1) х = 12000; у = 14000;
2) х = 21600; у = 22300;
3) х = 6883; у = 7125.
В последнем случае результат округлите до целых.
Б) Затраты фирмы после улучшений условий труда при производстве кирпича уменьшились с 370000 руб. до 367000 руб.На сколько повысилась рентабельность производства?
2 группа задач.
Клиент берет в банке кредит на 12 месяцев.
Ежемесячно он должен возвращать банку кредитной суммы и
выплачивать 1,25
за пользование имевшейся у него в данный месяц
суммой. Надо подсчитать выплаты за каждый месяц,
если сумма кредита составила 10000 рублей.
С помощью калькулятора CASIO решите эту задачу по
следующей программе:
Включите микрокалькулятор.
Нажмите последовательно следующие кнопки:
Mode 3 – 2500 replay 3
replay x (1 + (0,0125 x (13 –
alpha)) = 1 = 12 = 1 =
Выходит таблица. Нажимая вниз кнопку replay ,
посмотреть значения. Сделайте вывод: « Почему
выплаты ежемесячно уменьшаются?»
3 группа задач.
В таблице представлено население России в 1897 и 2002 гг., млн.человек.
Год |
Городское население |
Сельское население |
Всего |
1897 |
16,5 |
109,9 |
126,4 |
2002 |
106,5 |
38,7 |
145,2 |
Вычислить процентную долю городского и
сельского населения в указанные годы по образцу:
доля городского населения: 16,5 : 126,4 * 100 = 13.
И заполните пустые клетки второй таблицы.
Годы |
Городское население |
Сельское население |
1897 |
13 |
? |
2002 |
? |
? |
VI. Итог урока
Поставить оценку себе на уроке и оценить интерес к уроку. Перевести эту дробь в проценты. Учитель благодарит за урок и выставляет оценку классу.
VII. Домашнее задание
Составить три типа задач на проценты .Решения оформить красочно.