Конспект урока, проведённого в 6-м классе, по теме "Проценты"

Разделы: Математика


Тема урока: «Проценты».

Цели урока:

  • закрепление и углубление материала в процессе решения различных упражнений по теме;
  • обеспечение сознательного усвоения материала;
  • развитие интереса к предмету, повышение активности учащихся, обучение учащихся умению обосновывать факты.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: сигнальные карточки, калькуляторы, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА.

I. Организация учащихся

Проверка готовности учащихся к уроку раздача карточек.

II. Устные упражнения

А) Выразить в процентах: = ?.
Б) Подставить вместо * число, чтобы равенство было верным: = * .
В) Разделите на .
Г) Найдите отношение 30 к 2.
Д) Умножьте 12 на .
Е) Подставьте вместо * число, чтобы пропорция была верна: 8 : * = 4 : 3.
Ж) Решите уравнение: * Х = 10.
З) Найдите число ,обратное числу .
И) Во сколько раз 50 меньше 400?

На доске записаны примеры. Учитель диктует задание, ученики выбирают соответствующие буквам ответы и отгадывают ключевое слово урока, соответствующее названию урока «Проценты».

III. Сообщение темы урока

Учитель сообщает цели урока и краткую историческую справку. Слово пропорция означает « соразмерный, имеющий правильное соотношение частей». Пропорции начали изучать в древней Греции. Древнегреческие математики с помощью пропорций решали задачи, которые в настоящее время решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой.

IV. Актуализация знаний учащихся

Беседа учителя с учениками по вопросам.

  • Что такое пропорция?
  • Что такое отношение?
  • Что показывают отношения?
  • Какое основное свойство пропорции вы знаете?
  • Как еще можно проверить, верна ли пропорция?

V. Решение упражнений и задач

1. Работа по вариантам

Проверьте, верно ли составлена пропорция?

I вариант: Проверьте с помощью деления.

II вариант: С помощью умножения (или с помощью основного свойства пропорции).

№1. = .

№2. = .

№3. : = 4 : .

№4. 2 : = 4 : .

Проверка осуществляется с помощью сигнальных карточек.

2. Задание по группам

А) С помощью калькулятора CASIOпроверьте, какие из данных отношений равны, и составьте верную пропорцию:

1) 2 : 2 ;
2) ;
3) 3 : 10;
4) 2,1 : 7 ;
5) 3 : 0,3.

Б) Даны отношения:

1) 0,2 : 5; 2) 5 : 0,2; 3) 4 : 100.

Найдите значения и ответьте на вопрос: « Из каких отношений можно составить верную пропорцию?»
Из полученных пропорций составьте еще 3 верные пропорции, меняя местами крайние и средние её члены.
Некоторые учащиеся выходят к доске и записывают полученные пропорции. Затем читают их.

3. Решение задач на проценты

1) Студент перед экзаменом прочитал 120 страниц учебника, что составило 75 всего учебника. Сколько страниц в учебнике?
Проверяется комментированием с места.
2) Завод должен был по плану за месяц выплавить 980 т стали. Но план выполнили на 115. Сколько т стали выплавил завод?
Один ученик решает на доске с объяснением.
3) Из 20 зерен огурцов взошли 17.Каков процент всхожести семян.
Один ученик решает на откидной доске самостоятельно.

4. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

1 группа задач.

А) Заработная плата работника повысилась с х руб. до у руб. На сколько процентов повысилась зарплата?
Вычислите значения при:

1) х = 12000; у = 14000;
2) х = 21600; у = 22300;
3) х = 6883; у = 7125.

В последнем случае результат округлите до целых.

Б) Затраты фирмы после улучшений условий труда при производстве кирпича уменьшились с 370000 руб. до 367000 руб.На сколько повысилась рентабельность производства?

2 группа задач.

Клиент берет в банке кредит на 12 месяцев. Ежемесячно он должен возвращать банку кредитной суммы и выплачивать 1,25 за пользование имевшейся у него в данный месяц суммой. Надо подсчитать выплаты за каждый месяц, если сумма кредита составила 10000 рублей.
С помощью калькулятора CASIO решите эту задачу по следующей программе:

Включите микрокалькулятор.
Нажмите последовательно следующие кнопки:
Mode 3 – 2500 replay 3 replay x (1 + (0,0125 x (13 – alpha)) = 1 = 12 = 1 =
Выходит таблица. Нажимая вниз кнопку replay , посмотреть значения. Сделайте вывод: « Почему выплаты ежемесячно уменьшаются?»

3 группа задач.

В таблице представлено население России в 1897 и 2002 гг., млн.человек.

Год

Городское население

Сельское население

Всего

1897

16,5

109,9

126,4

2002

106,5

38,7

145,2

Вычислить процентную долю городского и сельского населения в указанные годы по образцу: доля городского населения: 16,5 : 126,4 * 100 = 13.
И заполните пустые клетки второй таблицы.

Годы

Городское население

Сельское население

1897

13

?

2002

?

?

VI. Итог урока

Поставить оценку себе на уроке и оценить интерес к уроку. Перевести эту дробь в проценты. Учитель благодарит за урок и выставляет оценку классу.

VII. Домашнее задание

Составить три типа задач на проценты .Решения оформить красочно.