Тема: «Музыкальные инструменты».
Цель урока: знакомство с музыкальными инструментами.
Задачи урока:
- Образовательные:
- формировать знания о музыкальных инструментах, струнных и других видах инструментов.
- Развивающие:
- развивать музыкальный и ритмический слух, вокально-хоровые навыки и умения;
- развивать навыки коммуникативной компетенции, такие как слышать и слушать товарищей, совместно выполнять задания в парах;
- формировать умения классификации инструментов.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
- воспитывать позитивное отношение к искусству;
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Музыкальный материал: песня «Веселый музыкант» А Филлипенко,Квартет №2 А.Бородина,русская народная песня «Светит месяц» в исполнении оркестра балалаечников,Локшин «Былинные наигрыши», звучание скрипки, балалайки, бубна, дудочки.
Наглядные пособия: Виктор Васнецов «Гусляры», изображения музыкальных инструментов.
ТСО: Музыкальный центр, СD – диски, видеопроектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, дыхательная гимнастика, распевка.
У: Ребята, сейчас вы услышите песню «Веселый музыкант», вы мне должны сказать на каких музыкальных инструментах он играл.
Исполнение 1 и 2 куплета песни учителем.
У: На каких инструментах играл
музыкант?
У: Вы, наверное, уже догадались, что тема
нашего урока «Музыкальные инструменты», сегодня
мы поговорим об инструментах и попробуем их
отнести к различным видам.
У: Какие музыкальные инструменты вы
знаете?
2. Разучивание песни
У: Ребята покажите, как играют на скрипке, на балалайке.
Исполнение песни и показ игры на инструментах.
У: Ребята, чем похожа скрипка и балалайка?
У: Правильно, у них есть струны и
поэтому их называют струнными.
У: Музыканта, который играет на скрипке,
называют скрипачом.
У: А чем эти инструменты отличаются?
У: Звучание скрипки и балалайки
разное, послушайте, как звучит скрипка.
Слушание отрывка из Квартета №2 А.Бородина
У: Скажите, как звучит музыка в исполнении скрипки?
У: На каком инструменте ещё играл наш
музыкант?
У: Балалайка известна на Руси не одну
сотню лет. Когда не было телевидения, компьютеров
и телефонов люди потешались игрой на балалайке,
пели, плясали. Ни одного гуляния не обходилось
без балалайки. Музыканта, который играет на
балалайке называют балалаечником. Послушайте,
как задорно звучит балалайка.
Слушание русской народной песни «Светит месяц» в исполнении оркестра балалаечников.
У: Выберите слова, которые характеризуют, как звучит музыка в исполнении балалайки.
У: Ребята, значит, музыка может нам
нести разное настроение.
У: Ребята, а когда звучит балалайка, что
хочется делать больше всего?
У: Правильно, танцевать
3. Танец и физминутка
У: Ребята, а с какими инструментами мы
познакомились?
У: А почему они называются струнными?
У: Какие ещё струнные инструменты вы
знаете?
У: Еще один очень старинный струнный
инструмент – гусли. Музыканта, который
играл на гуслях называли гусляром и был
он не только музыкантом, но и поэтом, и
сказителем, так как знал он огромное множество
былин разных, но не рассказывали их, а распевал,
сопровождая свое пение игрой на гуслях.
Слушание отрывка из былины о Садко (Приложение 1) в сопровождении «Былинных наигрышей» Локшина.
У: Ребята, как звучала музыка?
У: Определите какой инструмент лишний…,
а почему?
У: А к какому виду инструментов
относятся ложки?
У: Значит, есть ещё другие виды
инструментов?!
4. Работа по парам
Задание 1.
На парте находятся конвертики с изображением музыкальных инструментов, учащиеся должны:
1. ПРОСЛУШАТЬ фрагмент
2. ОБСУДИТЬ в паре и определить какой инструмент
звучит.
3. Показать КАРТОЧКУ ТОГО ИНСТРУМЕНТА, КОТОРЫЙ
ЗВУЧИТ
У: Итак, слушаем! (Звучание скрипки,
балалайки, бубна, дудочки)
У: Ребята, какие инструменты у нас
появились ещё, кроме тех с которыми мы уже
познакомились?
У: Дудочка, а как на ней играют, покажите.
У: Как вы думаете, это струнный
инструмент или нет?
У: А почему это не струнный инструмент?
У: К какому виду инструментов мы отнесем
дудочку?
У: Какой еще инструмент появился?
У: Бубен, а как на нем играют, покажите.
У: Как вы думаете, к какому виду
инструментов относится бубен?
У: Итак, оказывается, кроме струнных
инструментов существуют духовые и ударные
инструменты, с которыми мы будем знакомиться на
последующих уроках.
Задание 2.
В другом конверте находятся иллюстрации с разными музыкальными инструментами, обучающиеся должны самостоятельно распределить инструменты по видам: струнные, духовые, ударные инструменты. На красное поле располагают струнные инструменты, на синее духовые, на зеленое – ударные.
У: Самопроверка.
У: На каком инструменте ещё играл
«Веселый музыкант»?
Исполнение 3 куплета песни учителем.
У: К какому виду инструментов относится барабан?
Исполнение всей песни полностью с имитацией игры на музыкальных инструментов
5. Итог урока
У: Ребята, с какими инструментами мы
сегодня познакомились?
У: Какие виды инструментов мы
определили?
6. Домашнее задание
У: Вы получите шаблоны балалаек, на которых должны нарисовать струны, а также балалайку нужно расписать узорами, так как это делали мастера-умельцы.
Учитель раздает шаблоны балалаек обучающимся.