Музейная педагогика в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Экскурсия на выставку «Чудо-подсвечник»

Задачи:

  • Формировать познавательные интересы и эстетические представления  детей посредством музейной педагогики.
  • Развивать умение воспринимать информацию и пользоваться ею.
  • Расширять активный словарь детей (свеча, подсвечник, названия материалов).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Мы очень рады встретить сегодня  в нашем саду гостей. Здравствуйте, дети и взрослые! Разрешите пригласить вас в музей. Но сначала скажите мне, что такое музей? (Ответы детей)

Воспитатель: Музей – это такое место, где собираются, хранятся и показываются старинные, красивые и очень интересные предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они долго – долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Мы тоже вместе с вами устроили в своём музее выставку. Попробуйте отгадать, какому предмету посвящена наша выставка.

Дружит с ярким огоньком
И любой украсит дом.
В объятьях крепко держит свечку,
А зовётся он … (подсвечник)

Воспитатель: (открывает выставку). Мы назвали выставку «Чудо-подсвечник».

Я буду рассказывать вам о выставке, и значит, кем я буду? (Экскурсовод). Я сегодня – экскурсовод, а это мои помощники (представляю детей своей группы). Итак, мы приглашаем вас на экскурсию.

Воспитатель: (рассказ сопровождается музыкальным оформлением) Давным-давно, пока не придумали ещё электрических лампочек, людям помогали освещать дома свечи. Но с тех пор, как были придуманы электрические лампы, свечи уступили им дорогу. И сейчас люди используют свечи для того, чтобы украсить ими праздник или романтический вечер, ведь зажжённая свеча служит людям символом таинства, надежды. Веры и мудрости.
Подставка под свечи называется подсвечником. В нашем музее собрано много подсвечников. Посмотрите, какие они разные, непохожие друг на друга. Сколько творчества и фантазии вложили в них мастера, которые их изготовили! (Обращаю внимание на некоторые подсвечники, даю им название и прошу детей придумать им названия).
Но мало придумать подсвечник, нарисовать его, надо ещё выбрать материал для его изготовления. У нас есть подсвечники из дерева, из природных материалов (оникс, кварц), из металла (они очень тяжёлые), из стекла, из гипса, из глины. (Рассказ сопровождается показом, можно дать детям потрогать подсвечники).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, дорогие гости, поиграть в игру. Вам нужно будет угадать с закрытыми глазами, из какого материала сделан подсвечник.
Проводится игра «Угадай, из чего…»

Воспитатель: Я предлагаю вам подойти ближе к выставке и хорошо разглядеть подсвечники  (дети подходят, рассматривают). Воспитатель спрашивает, какие подсвечники понравились и почему. Затем предлагает пройти  на свои места.

Воспитатель: А теперь мои помощники расскажут вам истории о подсвечниках (Приложение 1), которые они принесли из дома. (Рассказы детей)

Воспитатель: (под музыкальное оформление). Сейчас я предлагаю вам полюбоваться красотой зажжённой свечи и творчеством мастера, который изготовил замечательное чудо – подсвечник! Пока горит свеча – можно загадать желание и оно обязательно сбудется. (Дети любуются зажжённой свечой)

Воспитатель: Ребята, наша выставка закрывается. Может быть, кто-то хочет задать вопросы. Можно я вас спрошу:
– Понравилась ли вам выставка?
– Для чего людям раньше нужны были свечи?
– Для чего придуманы подсвечники? Какие они бывают? (Разнообразие форм и материала)

Воспитатель: Большое спасибо за ваше внимание. Будем очень рады видеть вас  снова в нашем музее.

Экскурсия в мини-музее «Чудо-копилка»

Задачи:

  • Познакомить детей с содержанием мини-музея.
  • Формировать художественный вкус и знания о разнообразии материалов.
  • Способствовать развитию познавательных интересов детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Мы очень рады встретить сегодня  в нашей группе гостей. Здравствуйте, дети. Разрешите пригласить вас в музей, но сначала ответьте, что такое музей? (Ответы детей)

Воспитатель: Музей – это такое место, где собираются, хранятся и показываются старинные и очень красивые предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они долго – долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Мы тоже вместе с вами устроили в своём музее выставку. Попробуйте отгадать, какому предмету посвящена она:

На столе она стоит,
Мои денежки хранит.
А когда придёт нужда,
Она выручит всегда. (Копилка)

Воспитатель: Наша выставка называется «Чудо-копилка».

Сегодня экскурсию по выставке буду проводить я, значит, кем я буду? (Экскурсовод)
Самые первые копилки появились давным-давно, в Древнем Китае. Они были похожи на обычные ящики, куда богатые люди бросали деньги, чтобы помочь бедным. Потом копилки стали изображать в виде животного – свиньи. Почему же копилка стала свиньёй? (Приложение 2) Раньше посуду делали из дешёвой рыжей глины, которая называлась «пиг». А с английского языка слово «pig» переводится как свинья. Так и произошла путаница «Глиняный горшок» – «Горшок – свинья».
Вы видите, что в нашем музее собрано много копилок. Посмотрите, какие они разные, не похожие друг на друга. Сколько творчества и фантазии вложили в них мастера, которые их изготовили.

(Воспитатель подробнее останавливается на некоторых копилках, предлагает их рассмотреть и придумать интересные названия).

Воспитатель: Но мало придумать копилку, нарисовать её, надо ещё выбрать материал для её изготовления. В нашем музее есть копилки из дерева, из металла, из меха, Из глины, из гипса. (В процессе рассказа воспитатель демонстрирует копилки из определённого материала, предлагает детям потрогать и сравнить их.)

Воспитатель: Скажите, у кого из вас дома есть копилки? Расскажите нам о них. (4 – 5 чел.)
А вот какие копилки нарисовали дети нашей группы вместе с родителями. (Показ и рассказ. Приложение 3)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Из чего сделана копилка»

(Проводится игра по типу «Чудесный мешочек»)

Воспитатель: Экскурсия заканчивается. Вы внимательно слушали. Спасибо. Теперь я хочу спросить вас:

– Для чего раньше использовали копилки и на что они были похожи?
– Для чего пользуются копилками сейчас?
– Из каких материалов делают копилки?
– Какие из копилок вам понравились и  почему?

(Воспитатель предлагает подойти ближе к выставке, рассмотреть копилки)