Заключение: Нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи.
Логопедическая тема: Дифференциация звуков “С” и “Ц” в словах и предложениях.
Лексическая тема: ПТИЦЫ.
Цель: учить детей дифференцировать звуки “с” и “ц” в словах и предложениях, правильно обозначать их соответствующими буквами.
Задачи:
- Образовательные:
– уточнение артикуляции звуков “с” и “ц”;
– закрепление знаний детей о характеристике звуков. - Коррекционные:
– развитие фонематического слуха;
– развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
– развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения;
– развитие зрительного внимания и памяти;
– развитие ориентировки в пространстве;
– развитие мелкой моторики;
– расширение и активизация словаря детей по теме “Птицы” - Воспитательные:
– воспитание культуры речевого общения;
– воспитание самостоятельности.
Оборудование: наборное полотно; предметные картинки: соловей, синица, цапля, сорока, сова, снегирь, курица, аист, ласточка; карточки с предложениями; пластмассовые буквы ц и с, ручки, тетради, зеркала.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Игра “Наоборот” с мячом.
Маленький –
Высокий –
Широкий –
Тяжелый –
Мокрый –
2. Сообщение темы урока.
Мы начинаем наше занятие. С закрытыми глазами вы на ощупь определите, какие буквы лежат перед вами. Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня. Верно. Тема нашего занятия – различение звуков “с” и “ц” в словах и предложениях.
3. Уточнение артикуляции “с” и “ц”. Характеристика звука.
Ребята, давайте вспомним, звук “ц” какой? А звук “с”? Какими буквами мы обозначаем звуки “с” и “ц”? Правильно, буквами с и ц.
4. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
Развитие ориентировки в пространстве.
Игра “ Волшебный квадрат”
Вывешивается на доску плакат “Волшебный квадрат”
Отгадай загадку и поставь картинку в “ Волшебный квадрат”.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).
– Найди на столе картинку с изображением сороки и поставь ее в правый верхний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).
– Найди на столе картинку с изображением синицы и поставь ее в левый нижний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова? А звук (ц) есть в этом слове? На каком месте стоит этот звук?
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь).
– Найди на столе картинку с изображением снегиря и поставь ее в средний правый квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля).
– Найди на столе картинку с изображением цапли и поставь ее в нижний средний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?
Этот старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).
– Найди на столе картинку с изображением аиста и поставь ее в в средний левый квадрат. Какой звук ты слышишь? На каком месте стоит звук?
Прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).
– Найди на столе картинку с изображением ласточки и поставь ее в верхний средний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это… (Соловей).
– Найди на столе картинку с изображением соловья и поставь ее в левый верхний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица).
– Найди на столе картинку с изображением курицы и поставь ее в правый нижний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова).
В слове сова на каком месте стоит звук? В какой квадрат мы поставим? В центральный правильно. Молодцы!
Итак, какие слова у нас здесь? С какими звуками?
5. Ребята, как одним словом назвать то, что вы поставили в “волшебный” квадрат? А в слове птицы есть звук, о котором мы с вами говорим. Назовите его. На каком месте стоит “ц” в слове птицы? (в середине слова).
6. Разбор слова птицы – звуко-буквенный анализ.
Физ.минутка.
Птички в гнездышке сидят (дети садятся на корточки)
И по сторонам глядят. (повороты головы в стороны)
Погулять они хотят
И тихонько все летят. (дети “разлетаются”, машут руками)
Налетались, утомились
И обратно возвратились. (усаживаются на корточки)
7. Развитие фонематического слуха.
Дети Воробей принес нам два конверта. Какой конверт мы откроем сначала? (Первый). Разрешите мне, прочитать? Что-то все не понятно, давайте исправим и скажем правильно. Дети повторяют правильно.
Цоловей звонко поет пецню. У сесарки сыплята. У сапли длинные ноги. Аицт ходит по болоту. Цкворес цобирает червячков для птенсов. На берегу лацточка цвила себе гнездо. Цнегирь прилетает к нам зимой.
Физ. минутка. Развитие мелкой моторики.
– “ Колечки”.
Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев в какие дали,
Холода переживали.
– Что, пернатые, клевали?
Гнезда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Сколько вы в конце концов
В гнездах вывели птенцов?
8. Работа с текстом.
Второй конверт Воробья. Раздается детям для индивидуальной работы. Что нужно сделать? (вставить пропущенные буквы). Устно прочитывается текст. Запись в тетрадь текста “Птицы”.
9. Подведение итогов.
– Что интересного было на уроке? Что нового узнали?
Хлопните в ладоши, если я скажу неправду.
На уроке мы…
Отгадывали загадки про птиц. Охраняли птиц. Правильно произносили слова. В парке кормили птиц. Говорили чисто и красиво. Сделали кормушки птицам. Выделяли звуки (c)и (ц). Строили домики для птиц.