Дифференциация звуков "с" и "ц" в словах и предложениях

Разделы: Логопедия


Заключение: Нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи.

Логопедическая тема: Дифференциация звуков “С” и “Ц” в словах и предложениях.

Лексическая тема: ПТИЦЫ.

Цель: учить детей дифференцировать звуки “с” и “ц” в словах и предложениях, правильно обозначать их соответствующими буквами.

Задачи:

  • Образовательные:
    – уточнение артикуляции звуков “с” и “ц”;
    – закрепление знаний детей о характеристике звуков.
  • Коррекционные:
    – развитие фонематического слуха;
    – развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
    – развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения;
    – развитие зрительного внимания и памяти;
    – развитие ориентировки в пространстве;
    – развитие мелкой моторики;
    – расширение и активизация словаря детей по теме “Птицы”
  • Воспитательные:
    – воспитание культуры речевого общения;
    – воспитание самостоятельности.

Оборудование: наборное полотно; предметные картинки: соловей, синица, цапля, сорока, сова, снегирь, курица, аист, ласточка; карточки с предложениями; пластмассовые буквы ц и с, ручки, тетради, зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Игра “Наоборот” с мячом.

Маленький –
Высокий –
Широкий –
Тяжелый –
Мокрый –

2. Сообщение темы урока.

Мы начинаем наше занятие. С закрытыми глазами вы на ощупь определите, какие буквы лежат перед вами. Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня. Верно. Тема нашего занятия – различение звуков “с” и “ц” в словах и предложениях.

3. Уточнение артикуляции “с” и “ц”. Характеристика звука.

Ребята, давайте вспомним, звук “ц” какой? А звук “с”? Какими буквами мы обозначаем звуки “с” и “ц”? Правильно, буквами с и ц.

4. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Развитие ориентировки в пространстве.

Игра “ Волшебный квадрат”

Вывешивается на доску плакат “Волшебный квадрат”

Отгадай загадку и поставь картинку в “ Волшебный квадрат”.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).

– Найди на столе картинку с изображением сороки и поставь ее в правый верхний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).

– Найди на столе картинку с изображением синицы и поставь ее в левый нижний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова? А звук (ц) есть в этом слове? На каком месте стоит этот звук?

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь).

– Найди на столе картинку с изображением снегиря и поставь ее в средний правый квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля).

– Найди на столе картинку с изображением цапли и поставь ее в нижний средний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Этот старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).

– Найди на столе картинку с изображением аиста и поставь ее в в средний левый квадрат. Какой звук ты слышишь? На каком месте стоит звук?

Прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).

– Найди на столе картинку с изображением ласточки и поставь ее в верхний средний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это… (Соловей).

– Найди на столе картинку с изображением соловья и поставь ее в левый верхний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица).

– Найди на столе картинку с изображением курицы и поставь ее в правый нижний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова).

В слове сова на каком месте стоит звук? В какой квадрат мы поставим? В центральный правильно. Молодцы!

Итак, какие слова у нас здесь? С какими звуками?

5. Ребята, как одним словом назвать то, что вы поставили в “волшебный” квадрат? А в слове птицы есть звук, о котором мы с вами говорим. Назовите его. На каком месте стоит “ц” в слове птицы? (в середине слова).

6. Разбор слова птицы – звуко-буквенный анализ.

Физ.минутка.

Птички в гнездышке сидят (дети садятся на корточки)
И по сторонам глядят. (повороты головы в стороны)
Погулять они хотят
И тихонько все летят. (дети “разлетаются”, машут руками)
Налетались, утомились
И обратно возвратились. (усаживаются на корточки)

7. Развитие фонематического слуха.

Дети Воробей принес нам два конверта. Какой конверт мы откроем сначала? (Первый). Разрешите мне, прочитать? Что-то все не понятно, давайте исправим и скажем правильно. Дети повторяют правильно.

Цоловей звонко поет пецню. У сесарки сыплята. У сапли длинные ноги. Аицт ходит по болоту. Цкворес цобирает червячков для птенсов. На берегу лацточка цвила себе гнездо. Цнегирь прилетает к нам зимой.

Физ. минутка. Развитие мелкой моторики.

– “ Колечки”.

Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев в какие дали,
Холода переживали.
– Что, пернатые, клевали?
Гнезда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Сколько вы в конце концов
В гнездах вывели птенцов?

8. Работа с текстом.

Второй конверт Воробья. Раздается детям для индивидуальной работы. Что нужно сделать? (вставить пропущенные буквы). Устно прочитывается текст. Запись в тетрадь текста “Птицы”.

9. Подведение итогов.

– Что интересного было на уроке? Что нового узнали?

Хлопните в ладоши, если я скажу неправду.

На уроке мы…

Отгадывали загадки про птиц. Охраняли птиц. Правильно произносили слова. В парке кормили птиц. Говорили чисто и красиво. Сделали кормушки птицам. Выделяли звуки (c)и (ц). Строили домики для птиц.