Урок-практикум по русскому языку в 7-м классе по теме "Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщить полученные знания о причастии на данном этапе урока;
  • повторить правописание Н и НН в прилагательных;
  • усвоить полученные знания по новой теме и закрепить их на практике;
  • продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся и привитию любви к русскому языку.

Ход урока

Учитель. Начнем мы наш урок с устного опроса. Открывает его наша постоянная рубрика “Повторенье – мать ученья”.Что такое причастие?

Ученик. Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по падежам, числам и родам. В предложении являются определениями или сказуемыми.

Учитель. В чем отличие действительных причастий от страдательных?

Ученик. Действительные причастия – это причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие. Страдательные причастия – это причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

Учитель. Ребята, что такое причастный оборот и в каких случаях он обособляется?

Ученик. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми, а если причастный оборот находится перед определяемым словом, запятыми не выделяется.

Учитель. Ребята, а почему действительные причастия настоящего времени имеют две пары суффиксов?

Ученик. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов настоящего времени, которые имеют два спряжения: 1-е с окончаниями – ут, – ют; 2-е – с окончаниями – ат, – ят. Значит, причастия будут иметь две пары суффиксов: – ущ –, – ющ –; – ащ –, – ящ –.

Учитель. Тогда, ребята, скажите, что общего у действительных и страдательных причастий?

Ученик. Страдательные причастия настоящего времени, как и действительные, имеют две пары суффиксов: -ем– (-ом-), -им-, так как тоже образуются от глаголов 1-го и 1-го спряжения.

Учитель. А сейчас проверим разноуровневое домашнее задание (проверяем по группам). Дальше проводим словарный диктант(у доски работает 1 ученик).

Утиная стая, песчаный пляж, деревянная мебель, нефтяная скважина, ветреный день, обманные слова, порционное блюдо, пустынная местность, соломенное чучело, стеклянная посуда, былинный герой, старинный шкаф.

(В это время 2 учащихся работают по карточкам на закрытой части доски).

Карточка 1. Колебл..мый ветром, вид..мый в микроскоп, слыш..мый звук, ожида..ого поезда, обожа..мый родителями, навева..мый воспоминаниями, рокоч..щий вдали, согрева..мый солнцем, озаря..мая луной, дремл..щий великан, готов..щие выступление, соверша..мый перелет.

Карточка 2. Дежур..щий милиционер, дремл..щий великан, колебл..щийся тростник, бре..щийся мужчина, ороша..мый водами, вид..мый вдали, скач..щие на конях, стел..щийся туман, маяч..щие огни, раздува..мый ветром, клокоч..щий океан, расстила..щийся туман.

Учитель. Вспомните, ребята, когда в прилагательных пишется Н и НН?

Ученик 1. НН пишется у прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н (стариННый, кармаННый), а также в прилагательных с суффиксами – ОНН, -ЕНН (соломеННый, революциоННЫый). Исключение – ветреный.

Ученик 2. Н пишется у прилагательных с суффиксами –АН-, -ЯН-, -ИН– (песчаНый, глиняНый, воробьиНый). Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.

Учитель. Приступаем к следующему этапу нашего урока. Его продолжает рубрика “ Синтаксическая разминка” (1 ученик разбирает предложение у доски).

Лес, стоящий все лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами.

Какие причастия встретились в этом предложении?

Ученик. Стоящий – это действительное причастие настоящего времени, наполнявший – это действительное причастие прошедшего времени.

Учитель. Ребята, перестройте данное предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.

Ученик. Стоящий все лето сухим лес загорелся, и в небо стал подниматься наполнявший воздух густыми кольцами удушливый дым.

Учитель. Следующий этап нашего урока – рубрика “Хочу все знать!” Открываем тетради и записываем новую тему: “Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных”.

Прилагательные могут быть образованы не только от существительных, но и от глаголов. Если слово образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида, то перед нами – прилагательное, в суффиксе которого пишется Н. Например, вареный, крашеный, путаный. Исключения – нежданный, негаданный. Не влияет на написание и приставка НЕ (невареная, неквашеная, некошеная). Запишем 1 вывод в тетради. Прилагательные , образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишутся с Н.

Определим, когда слово будет являться причастием.

  1. если оно образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, то это причастие, в котором пишется НН (решенная, брошенная). Исключение – раненый.
  2. если к слову прибавляется приставка, кроме НЕ, то она делает это слово причастием, в котором пишется НН (сваренный, закрученная, покрашенные);
  3. если к слову относится зависимое слово, то перед нами – причастие, в котором пишется НН (варенный в кастрюле, сеянная через сито);
  4. в причастиях с суффиксами – ОВА –, – ЕВА – пишется НН (корчеванный, консервированные). Исключения: кованый, жеваный.

В остальных случаях и в кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н (закончен, исправлена). Основные обобщающие тезисы по теме учащиеся записывают в тетради для конспектов.

Учитель. Ребята, прослушайте внимательно лингвистическую сказку: “Как причастия с прилагательными подружились”.

Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили по лесу причастия. Не было у них ни хлеба, ни крова.

Тогда причастия собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к прилагательным.

Решили и подошли к избушке. Пришли, постучали и слышат:

– Кто там?

– Это мы, причастия.

– Что вам нужно? – спрашивают прилагательные.

– Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, – ответили причастия.

– Идите к глаголам, – отвечают прилагательные, – вы глагольного происхождения.

– Но ведь мы сродни вам, – просят причастия, – и относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам… Недаром ученики нас с вами путают.

– Подождите, мы посоветуемся.

Посоветовались прилагательные и говорят:

– Мы пустим вас, только отбросьте приставку и Н из суффикса.

Причастия посоветовались и отбросили приставку и одно Н из суффикса. И с тех пор живут прилагательные и причастия в большой дружбе.

Учитель. А сейчас постараемся закрепить полученные знания, и наш урок продолжает рубрика “Готовимся к ЕГЭ”. Вам предстоит поработать с текстом – выборочный диктант “Проверь себя” – и выписать из него страдательные причастия прошедшего времени с Н и НН, объяснив их написание.

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них:

прямо под окнами – дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне, за дорогой – стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол.(учащиеся выполняют работу самостоятельно).

Учитель. А какой заголовок можно подобрать к данному тексту?

Ученик 1. Вид из окна.

Ученик 2. Милый сердцу пейзаж.

Учитель. Ребята, какой тип текста представлен в данном отрывке?

Ученик. Я думаю, перед нами текст-описание, так как здесь преобладают прилагательные и причастия, которые характеризуют описание комнаты и вида из окна этой комнаты. Они делают текст более выразительным и ярким.

Учитель. Переходим к следующему этапу урока – “Цифровой диктант”, где каждый в течение 2 минут самостоятельно выполнит эту работу. Цифровой диктант на тему: “Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени”. (Обозначь цифрой 1 – Н, цифрой 2 – НН).

  1. Закале..ый боец
  2. неписа..ая истина –
  3. сгуще..ое молоко –
  4. копче..ая рыба –
  5. экскурсио..ый автобус –
  6. ошибка исправле..а –
  7. навьюче..ая лошадь –
  8. Кваше..ая капуста –
  9. Спресова..ый торф –
  10. Плете..ая корзина –
  11. Груже..ый арбузами вагон –
  12. Непокраше..ый пол –

(Взаимопроверка: ученики проверяют работу друг у друга. На доске – критерии оценивания работы: “5” – 1 ошибка, “4” – 2-3 ошибки, “3” – 4-6 ошибок, “2” – больше 6 ошибок)

Учитель. А сейчас, ребята, выполним упражнение 105 из учебника (дети самостоятельно работают в течение 4 – 5 минут). Продолжает наш урок творческая рубрика “Проба пера”. Напишите сочинение – миниатюру на тему: “ Унылая пора, очей очарованье…”, включив в него различные причастия (работаем 7-9 минут, 3 работы зачитываем).

Учитель. Завершает наш урок постоянная рубрика “Нагружать все больше нас стали почему-то…” (домашнее задание).

“5” – сочинить лингвистическую сказку о причастиях;

“4” – доработать сочинения;

“3” – упражнение 102

Итоги урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Когда в причастиях пишется Н и НН?
  3. Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?