ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
I. Стадия вызова |
II. Стадия осмысления |
III. Стадия рефлексии |
Парная (групповая) мозговая атака Составление кластера |
Заполнение таблицы |
Движение темы |
Цели урока:
- повторить сведения об окончании как значимой части слова, которая образует формы слова;
- познакомить с понятиями «нулевое окончание, без окончания, морфема, грамматическое и лексическое значение слова»;
- научить определять основу слова;
- развить орфографическую зоркость,
- умение устного и письменного доказательства обобщения;
- формировать эстетическое восприятие языка наличие строгих критериев изменения и образования слов.
Ход урока
1. Работа с перфокартой «Корневая гласная - самая опасная»
-Е – И- | 1 вариант | ||
чИстюля
объедИнение чИстовик вИзжать темнота бесцветный держать цветник лесной |
освещение
поседеть (от горя) слепой сИденье стрелок завести блеснуть осень бежать |
удИвление
лИпучка ожИвление дИковинка чИстота (в классе) засИделся (в гостях) чистопИсание обИжать малыша соедИнение |
|
-О – А- | 2 вариант | ||
удаляться
выпадает закаляться далеко дословный долина роз поет песни отворил двери прославлять |
замахнуться
словарь водяной сожалеть гористая местность громыхать тростник волна сожаление |
испарение
полоскать( белье) пригорок поласкать (ребенка) жалеть пахучий удалиться (от берега) загадать раскаленный |
Задание: провести горизонтальные и вертикальные линии
- 1 вариант – в словах, в корне которых пишется буква И
- 2 вариант - в словах, в корне которых пишется буква А
Ответ:
- в 1-ом варианте получится цифра 4
- во 2-ом варианте получится цифра 5
2. Стадия вызова. Мозговой штурм
Играли вы в детстве в кубики? Вот я и заготовила для вас плакат: в хаотичном порядке разбросаны морфемы. В них зашифрована фраза, высказывание К. Г. Паустовского. Для удобства морфемы разделены на две части.
(Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.)
Посмотрите на сочетания букв и условные знаки над ними. Как называются части слова, обозначаемые графически: то дугой, то квадратиком, то уголком? (Морфемы.)
- А что такое морфемы? (Значащие части слова)
- А что они обозначают? (Состав слова и принадлежность к той или другой части речи.)
Соберите кубики, начав с корней. Найдите к корням подходящий суффикс, а затем окончание.
Высказывание К.Г.Паустовского состоит из двух частей, поэтому кубики расположены как бы в двух кучках.
Итак, мы построили из рассыпанного «строительного» материала сначала дома (слова), а потом целый город (предложение).
3. Запишем мысль Паустовского и
-
произведем синтаксический разбор предложения;
-
фонетический разбор слова языку;
-
морфологический разбор слова к стране.
(Пока учащиеся работают у доски, ученики работают над заданием «Собери предложение»)
Продолжение мозговой атаки.
- Что такое синтаксис?
- Какие элементы кластера можно записать, когда вы слышите слово «синтаксис»?
- Из каких единиц состоит предложение?
- Посмотрите на сочетание букв и условные знаки над ними.
- Как называются части слова, обозначаемые графически: то дугой, то квадратиком, то уголком? (Значимые слова, морфемы).
- А что они обозначают? (Состав слова и принадлежность к той или другой части речи.)
Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме (3 минуты). Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказать свое мнение перед большой аудиторией. (Состав слова и принадлежность к той или другой части слова).
Составление кластера
1.Синтаксис | 2. Слово | |
|
* Значимая часть
*Звук |
5. Стадия осмысления. Заполнение таблицы.
Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками: Знаю – хочу узнать (новое) - узнал (а)
Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме (3 минуты). Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказать свое мнение перед большой аудиторией.
В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).
В колонку «Хочу знать» предлагается внести спорные идеи и вопросы. Затем учащиеся читают новый текст, пытаются найти ответы на поставленные вопросы.
После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал(а)», располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке «Хочу знать».
Таблица
Знаю |
Хочу знать |
Узнал(а) |
Звуки Состав слова Разбор по составу Основа |
Морфема
Морфемный разбор Лексическое значение Грамматическое значение Нулевое окончание Без окончания |
Морфема – наименьшая значимая часть слова В основе слова заключено его лексическое значение В окончании заключено грамматическое значение Нулевое окончание –это такое окончание, которое звуками не выражено О неизменяемых словах надо говорить «оканчивается на…» |
Составление кластера
основа слова | окончание | |
лексическое значение | грамматическое значение |
6. Стадия рефлексии. (Движение темы, размышление)
- Как же называется тема нашего урока? (Основа слова и окончание).
- Что называется основой? (Часть изменяемого слова без окончания)
- Как найти основу в слове школой? (Просклонять: школ-у, у школ-ы, в школ-е.)
- А что такое «грамматические значения» слова? (Род, число, падеж, лицо, спряжение, время – в окончании слова).
- Что такое окончание? (Значимая часть слова, которая образует формы слова).
- Докажите, что слово окончание многозначно. (Толковый словарь, стр. 292
- Среди окончаний может быть нулевое окончание, т. е. такое, которое звуками не выражено.
- О неизменяемых словах надо говорить – «оканчивается на…»
«Путаница»
1). Перемешались окончания разных частей речи; разберите их:
-ее,- ишь, -их, - им, -ю, -ом, -е, -ий, -ат
Существительное | Прилагательное | Глагол | ||
-ом, -е, -ю | -ее, -их, -ий | -ишь, -ат, -им |
2). О чём говорят окончания этих слов?
Оценкой - ж.р., ед, ч., тв.п.
Читаем - наст. вр., 1-е л., мн.ч.
Красивой - ж.р, ед.ч., тв. п.
- При склонении или спряжении может измениться грамматическое значение слова. Лексическое значение не меняется!
По какому признаку можно разделить данные слова на три группы?
О родине, патриотизм, хорошо, Россией, отличник, сегодня
С падежным окончанием | С нулевым окончанием | Без окончания (неизменяемые слова) | ||
о родин-е
Росси-ей |
патриотизм
отличник |
хорошо (наречие)
сегодня (наречие) |
«Собери слово»:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка)Корень тот же, что в слове отдавать,
Приставка взята из слов преграда и посылка,
Суффикс и окончание взяты из слова знание.
(Преподавание)Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надежно,
Суффикс и окончание в гудение явно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
(Сочинение)
«Разгадайте ребусы и произведите морфемный разбор слова»
Итог урока: фронтальная работа всего класса.
Если останется время, выполнить устно упражнение с аналогичным предыдущим заданием.
Домашнее задание: из рассказов учебника литературы выполнить задание «Собери слово» (3 примера) и одно «Собери предложение» с последующим синтаксическим разбором.
Комментирование оценок.
Приложение