Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации неорганических веществ.
- Закрепить знания и умение составлять формулы по названиям и названия по формулам.
Задачи урока:
- Проверить глубину знаний, умение их применять при использовании игровых форм.
- Способствовать развитию логического мышления, речевых навыков.
- Активизация познавательной деятельности учащихся, воспитывать желание трудиться, с интересом, без принуждения.
Оборудование:
Карточки с заданиями, компьютер, используется презентация, схема (квадрат) “Генетическая связь между классами соединений”, диски для составления формул соединений, карточки с написанными химическими формулами соединений.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Сегодня мы попробуем в игровой форме проверить знания по теме “ Соединения химических элементов”. В свое время философ Конфуций сказал: “Учиться, а время от времени повторять изученное, разве не приятно?”. Вот эти слова и будут к нашему уроку эпиграфом.
Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос) – разминка.
- На какие две группы можно разделить неорганические вещества?
(Простые и сложные) - На какие группы можно разделить простые вещества?
(Металлы и неметаллы) - На какие классы делятся сложные вещества?
(Оксиды, основания, кислоты, соли) - Что называется оксидами, основаниями, кислотами, солями?
2. Задание (индивидуальное) работают 4 ученика: (работа с дисками)
Поворачивая внутренний диск, составьте формулы солей и назовите их.
(Приложение №1) слайд №1
Учащиеся поделены на четыре группы. Группы имеют названия: 1. Оксиды. 2. Основания. 3. Кислоты. 4. Соли.
1. Игра “ Крестики – нолики ” (участвуют все четыре группы) (Слайд №2,3,4,5)
Выигрышный путь – оксиды | Выигрышный путь – соли |
Выигрышный путь – кислоты | Выигрышный путь – основания |
2. Из списка выбрать отдельно формулы: оксиды, основания, кислоты, соли (задание 1 группе)
Ca3(PO4)2; H3PO4; Ca(OH)2; Na2SiO3; KOH; BaO; AI2(SO4)3; Fe(OH)2; HCI; BaSO4; SO2; NaOH; Na2CO3; HNO2; Fe2O3; H2S; Cu(OH)2.
3. Тренинговая игра “Соответствие движению” (участвуют все четыре группы)
Цель игры: ввести в обучение оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов.
Технология игры: учитель показывает карточку с формулой вещества, называет вещество и если называет:
- кислоту – они поднимают правую руку;
- оксид – левую руку;
- основание – берутся за нос;
- соль – берутся за правое ухо.
Результат игры:
Игра проходит весело и оживленно, быстро: и на основе “ассоциативных движений” достигается выучивание необходимых химических соединений, происходит слуховое восприятие соответствующих формул.
4. Определить степень окисления химического элемента в соединениях: (задание 2 группе)
CaCI2 Fe2O3 |
H2S AICI3 |
Na2O KOH |
Na2CO3 BaO |
5. Игра “Найдите соответствие” (задание 3 группе)
Цель игры: Отработка навыков быстрого запоминания кислот и их солей.
(запись на доске)
6. Составить формулы солей (поддиктовку) (участвуют все 4 группы).
нитрат бария хлорид калия силикат натрия |
сульфат меди нитрат натрия карбонат калия |
7. Соответствие: солям написать формулы кислот, оксидам – основание: (задание 1,2 группам)
8. Классификация солей (средние (нормальные), кислые, основные): (задание 3 группе)
Na2CO3; K2SO4; AI(OH)CI; NaHCO3; Ba(NO3)2; Ca(HCO3)2; K3PO4; Ca(OH)CI; KH2PO4.
9. Игра “Найдите лишнее” (задание 4 группе)
Цель игры: научить распознавать по формулам различные классы неорганических соединений.
Технология игры:
- На слайде написаны пять строчек химических формул различных веществ. В каждой строчке по четыре формулы.
- В каждой строчке следует вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся три других.
- Задание выполняют учащиеся, используя принцип “эстафеты”.
Задание:
HCI KCI SO3 NaOH H3BO3 |
Na2SO4 BaSO4 Mn2O7 MgOHCI NaHCO3 |
H2SO4 H2SO3 KCIO3 AI(OH)3 CaS |
HNO3 CaCO3 N2O5 Cr(OH)2 MgCI2 |
Приложение №2 (Слайд №6)
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание: Повторить кислоты и соответствующие им соли.
Использованная литература:
- Сгибнева Е.П, Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8-9 классы(Серия “Школа радости”.) – Ростов-на-Дону :изд-во “Феникс”, 2002. С199, 201.
- Тыльдсепп А.А, Корк В.А. Мы изучаем химию. Книга для учащихся 7-8 классов средней школы – М.: Просвещение, 1988, с35.
- Токмачева Т.К, Лазыкина Л.Г, Левитина З.К и др. Уроки химии по интегральной технологии. 8 кл: Мастер – Класс. Метод. пособие.– М.: Дрофа, 2007.
- Шукайло А.Д. Тематические игры по химии, Методическое пособие для учителя.– М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.