Проблемно-диалогическое обучение младших школьников на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Эпиграф:

“Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах”.

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни.

Задачи:

  1. Закрепить понятия вещество, атмосфера, биосфера.
  2. Познакомит с новыми понятиями: ноосфера, озон; учить различать понятия ветер и воздух.
  3. Продолжить изучение свойств воздуха, формировать умение применять полученные знания в жизни.
  4. Развивать умение ставить учебную задачу, намечать план действия, определять свое незнание.
  5. Воспитывать экологическую культуру личности, развивать способность решать экологические проблемы.

Оборудование: карточки для аукциона знаний; опорные схемы “Свойства и состав воздуха” мультимедиа установка для просмотра презентации; веер, пакет, шприц (без иглы); колба с трубкой, спиртовка, влажная тряпочка, мяч, воздушные шарики красного и синего цвета.

Ход урока

I. Организационный момент. Энергетический круг.

– Дети, давайте встанем вкруг и возьмемся за руки. У нас получился энергетический круг. Посмотрите в глаза друг другу так ласково, чтобы ваши ладошки потеплели. Сделайте глубокий вздох, думая о чем-нибудь хорошем. Быстро выдохните, чтобы ваши отрицательные эмоции ушли вместе с выдохом, а остались только положительные. Повторите за мной:

Я уверен в себе… Свобода и легкость во мне... Я людям приятен… Я внутренне улыбаюсь.. ..Мне приятно с людьми…

II. Вызов мотивации.

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? (Приложение, слайд 1)

– Кто заинтересовался этими словами и хочет продолжить изучение “ книги природы?”

III. Актуализация знаний. Аукцион научных терминов.

На карточках напечатаны научные понятия, необходимые для изучения нового материала. Дети должны дать их определение. Карточку получает ученик, который наиболее точно вспомнил научное понятие: тело, вещество, смеси, молекулы, газ, твердое тело, жидкости, атмосфера, гидросфера, литосфера

IV. Постановка учебной задачи совместно с учащимися.

Атмосфера гидросфера литосфера биосфера ноосфера

– Что общего у этих слов?

– Раскройте роль атмосферы для жизни на Земле.

– Какое слово для вас новое? (Ноосфера)

– А кто хочет узнать, что это такое?

– Попробуйте предположить его значение.

– Послушайте, что мне рассказал Барон Мюнхгаузен. Могло ли такое произойти?

“Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам”

Ответы детей: Такого быть не может, т.к. для парусов необходима сила ветра.

Отгадайте загадку:

Он прозрачный невидимка
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим. (воздух)

– А как вы думаете, ветер и воздух это одно и тоже?

(Уч-ся выдвигают предположения, основанные на их жизненном опыте)

– Сформулируйте тему урока.

– Что бы вы хотели сегодня узнать?

– Наметьте цели, которые мы поставим перед собой.

– Определим наше знание и незнание. Посмотрите на таблицу 1.

Таблица 1.

Это я знаю Это я не знаю
Воздух-газ, источник жизнедеятельности живых организмов.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Свойства воздуха: прозрачный, легкий, бесцветный.

Охрана воздуха.

? Ветер = воздух

Состав воздуха: ? + кислород + углекислый газ

Обладает ли воздух другими свойствами?

Как человек их использует?

Как образовалась атмосфера?

“Экос” + “Логос” = ?

? ноосфера= “разум”

V. Совместное открытие знаний.

– Попробуйте доказать практически с помощью веера, пакета и шприца, что вокруг нас воздух.

Учащиеся доказывают, что воздух – это непустое место.

А) Необходимо помахать веером перед лицом, чтобы почувствовать прикосновение, не прикасаясь веером к лицу.

Б) Наполняют полиэтиленовый пакет воздухом.

В) Входное отверстие шприца закрывают пальцем, пробуют передвинуть поршень.

Учитель обобщает ответы детей:

Вся планета Земля укутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух невидим, но мы можем обнаружить его с помощью наших органов чувств.

– Какие же еще свойства имеет воздух?

Опыт 1.

Колбу с трубкой опустить в воду. Затем нагреть колбу.

Дети наблюдают и делают вывод: вода не входит в трубку, т. к. там есть воздух. При нагревании стали выходить пузырьки воздуха. Значит, воздух при нагревании расширяется

Опыт 2.

На колбу положить холодную влажную тряпочку.

– Что вы наблюдаете?

Ученики: вода поднимается по трубке. Воздух уступает свое место воде. Следовательно, воздух сжимается при охлаждении

– Подумайте, где можно использовать эти свойства воздуха?

Выборочное чтение учебника.

Вывод: При нагревании теплый воздух становится легче и поднимается вверх. Это свойство человек использует в воздухоплавание

– Что вы знаете об истории воздухоплавания? (Приложение, слайды 2-4)

– Как выдумаете, имеет ли воздух вес и какова его плотность?

(Ученики предполагают, выдвигают гипотезы, доказывают.)

– Сравните плотность воды и воздуха:

Плотность воды – 1000 кг/м плотность воздуха – 1.29 кг/м

– Проверьте свои предположения, прочитав научную статью в учебнике.

Вывод: Воздух менее плотный чем вода, но при большой скорости на него можно опереться и перемещаться во много раз быстрее.

Как же люди научились использовать это свойство? (Приложение, слайды 5-9)

– Какие сказочные герои летают по воздуху и на каких, летательных аппаратах?

Ответы детей: Баба Яга на ступе, Нильс на гусе, Лягушка-путешественница на гусях, Иван на ковре самолете, Змей Горыныч, Карлсон – пропеллер, комарики на воздушном шарике.

Практическая учебная задача.

Работа по группам (дифференциация по способностям)

* Подумайте, почему звери поднимают шерсть, птицы хохлятся, а человек надевает теплый свитер?

1-я группа: выдвигает гипотезы и обсуждает.

2-я группа: находит ответ в учебнике.

В учебном диалоге дети делают вывод: Благодаря низкой плотности воздух обладает замечательным свойством: Он плохо проводит тепло. Звери поднимают шерсть, птицы хохлятся, когда им холодно, а человек надевает свитер,– все это только для того, чтобы окружить себя воздушной оболочкой, которая плохо проводит тепло.

Физминутка (Приложение, слайды10-11)

(– Дыхательная гимнастика: упражнения “Дыхание по кругу”, “Свеча”)

Опыт 3

– Сравните мяч и воздушный шар.

– Какое свойство воздуха использовано в них? (Гипотезы детей)

Возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Крепко зажав пальцем отверстие для иглы, попробуй задвинуть и вытянуть поршень.

Работа в тетради.

Сделай вывод.

Приложив усилие, воздух (можно, нельзя)…………… сжать и растянуть, но он стремиться (изменить, сохранить)……………………….первоначальный объем.

– Это свойство воздуха называется упругостью. Приведите примеры из жизни, где человек использует это свойство воздуха? (Надувной матрац, автомобильные шины).

Решение задачи: ? Ветер = Воздух

– В какой сказке героиня улетела и прилетела с попутным ветром? (П.Р. Трэверс “Мери Поппинс”)

– Верно ли равенство ветер=воздух? (Дети выдвигают гипотезы)

– Что такое ветер? (Ветер – перемещение воздушных масс вдоль поверхности земли.)

– Ветер (что делает?) ………дует, воет, ревет, рвет, стучит, ласкает.

Вывод: Понятие “ветер” подразумевает движение и силу.

– Как можно использовать силу (энергию) ветра? (Приложение , слайды 12-13)

Недостатки:

– Сильно рассеяна и непредсказуема;

– электростанции мешают полету птиц, шумят;

– отражают радиоволны; вращая лопастями, создают помехи приему телепередач

VI. Обобщение и первичное закрепление.

Работа в тетради. Раскрась предметы, в которых используются свойства воздуха. Что это за свойства? Подпиши их.

Решение учебной задачи. ? Воздух-это 1 вещество.

– Истинно или ложно это высказывание? (Предположение детей)

– Проверьте свои предположения, посмотрите фильм. Заполните опорную схему-модель “Состав воздуха”

Выводы детей: Воздух – это смесь газов, в основном азота-78%, кислорода-21%, углекислого газа-1%. (Приложение 2, слайды 14-16)

VII. Включение новых знаний в систему ранее изученных

Учебная задача “Экос”+ “Логос”= ?

– Какое новое слово получится? Что оно означает? (Наука о доме)

Экология – наука о бережном отношении к природе, о разумном взаимоотношении человека и природы.

– Откуда в воздухе вредные вещества? (Приложение 2, слайд 17)

– Чем опасен грязный воздух?

– Как нужно охранять воздух от загрязнения?

Учитель обобщает ответы детей:

Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создать пояса садов, парков, лесов. Необходимо изучать природу и оберегать ее.

Современные проблемы человечества (Приложение, слайд18)

*Озоновые дыры

Попробуйте предположить, что такое НООСФЕРА = “РАЗУМ”

– это область планеты, охваченная разумной деятельностью человека. Вступление в ноосферу предполагает изменение отношения человека к природе.

VIII. Подведение итогов.

Проверь себя (Приложение, слайд 19)

Пользуясь опорными схемами, порассуждайте над вопросом: Что было бы на Земле, если бы воздух не имел…………?

IX. Саморефлексия по плану: (Приложение, слайд20)

Сегодня на уроке: узнал новое…….. было интересно…….. было трудно……..

Полезен ли этот урок для жизни? Чем?

Надуйте воздушные шарики: (Приложение, слайд 21)

Домашнее задание. Изложить вашу позицию в решении проблемы: Определяя пути выживания в современных условиях некоторые выдвигают лозунг “Назад – к пещере”, а другие призывают “Вперед – к искусственной биосфере!”