Статья представляет собой разработку открытого урока музыки для обучающихся 1 – 2 классов по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Учитывая тот факт, что мы живем в национальной республике, урок разработан с учетом внедрения регионального компонента.
Изучая тему “Музыкальные инструменты” у нас есть повод рассказать о том, что первые музыкальные инструменты появились давно, все они сделаны из природного материала, тростника, конского волоса. У каждого инструмента свой неповторимый вид, тембр, свои умельцы – исполнители, имена которых дошли до нас. О некоторых из них народ сложил сказки. Так, например, рассказывая школьникам, былинный сказ о Садко, знакомим ребят с русским народным инструментом – гуслями и тут можно провести параллель знакомства с хакасским народным инструментом, похожим на гусли – чатханом. Об истории его возникновения поможет узнать хакасская народная сказка “Волшебный чатхан”. Дети слушают ее с удовольствием, и в дальнейшем у них появляется желание читать народные сказки своего народа. Из сказки “Волшебный чатхан” дети узнают о мальчике – Хайджи, о его волшебном пении. Хайджи – это певец. Наш регион процветает, искусством хая, т.е. горловым пением. При знакомстве с ним дети узнают, что горловое пение – это героическое сказание. Как у русских есть былины, в которых прославляют подвиги богатырей, так у хакасов – героические сказания, которые исполняются такой манерой исполнения. Бояны под аккомпанемент гуслей, а Хайджы – чатхан.
В результате такой параллели значимость подвигов русских богатырей, и хакасских алыпов (богатырей) на благо своего народа сыграет несомненную роль в формировании правильной оценки своего поведения, своих поступков.
Цель урока: сформировать у учащихся знания о музыкальных инструментах русского и хакасского народов.
Задачи:
- Развивающая:
Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями в процессе слушания музыки, развивать тембровый слух, ритмический, мелодический. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки. Развивать творческую инициативу. - Образовательная:
Через подачу музыкального материала дать учащимся представление о русских и хакасских народных музыкальных инструментах. Научить различать на слух звучание духовых и струнных музыкальных инструментов. Знакомить учащихся с разными музыкальными жанрами. - Воспитательная:
На основе эмоционального восприятия русского песенного и хакасского творчества, музыки композиторов: Римского-Корсакова, И.Ф.Боргоякова воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством. Прививать любовь к Родине, к природе. Воспитывать доброе отношение к товарищам, обогащать духовный мир детей, пробуждать в них нравственные и эстетические чувства, воспитывать уважение к своему народу, прививать любовь к своему родному краю.
Тип урока: изучение нового материала.
Подготовительная работа:
Интеграция с предметами гуманитарного цикла: изо, литературы (чтение хакасских народных сказок, мифов)
Оборудование: хакасский народный инструмент: чатхан, русские народные инструменты: гусли, рожок, оформление стенда.
Т.С.О – музыкальный центр, аудио кассеты, фортепиано.
Ход урока:
Звучит русская народная песня (плясовая).
Урок начнется сегодня не совсем обычно.
Утром я пришла на работу, а в дверях удивительное письмо. Я вам его прочитаю, а вы послушайте.
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки.
Мы инструменты известные,
Старинные, интересные.
Хотим, чтоб в гости вы пришли,
Новых друзей себе нашли.
Здесь будет музыка звучать,
Все будут петь и танцевать.
Повеселятся от души и взрослые и малыши!
Ну, что, принимаем приглашение?
(Да)
Тогда в путь! А помогут нам путешествовать наши замечательные друзья-нотки.
Давайте вспомним, как их зовут (исполнение песни “ До-ми-солька”)
А кто скажет, во что превращаются нотки? (В красивые мелодии и песни)
Предлагаю послушать в исполнении оркестра народных инструментов наигрыш “Три рожечников” (слушание)
Какой знакомый инструмент слышали в музыке? (Рожок)
Что мы с вами знаем об этом инструменте?
Рожок-это русский народный инструмент. На рожках в старину обычно играли пастухи.
Под звуки рожка собирали по утрам стадо, чтобы гнать его в поле на выпас. Давайте и мы с вами споем нашу пастушью песенку.(исполнение каноном)
На рожках также любили играть во время веселых девичьих посиделок на деревенских праздниках.
Кто на рисунке покажет мне этот инструмент?
Когда звучала музыка, какая она была по характеру? (Веселая, песенно-танцевальная)
Да, это была известная песня “Во кузнице”. Давайте ее разучим.
Ребята, какое музыкальное средство выразительности помогает различать нам звучание разных инструментов? (Тембр)
Правильно, давайте поиграем в игру “Догадайся, кто поет?”.(Игра)
Вы правильно все узнавали, потому что помощник был тембр. И вы без труда узнаете какой инструмент прозвучит сейчас.
Слушание наигрышей на свирели.
И так, кто скажет, какой инструмент звучал? (Свирель)
Как вы думаете, это струнный или деревянно-духовой инструмент? (Деревянно-духовой)
А теперь посмотрите на эту картину. (Просмотр картины М.Врубеля “Пан”)
Что связывает эту картину с музыкальным инструментом? (Легенда)
Послушайте, я вам расскажу эту легенду:
Когда-то в древней Греции бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников
Пан полюбил прекрасную деву Сиринкс. Она боялась некрасивого Пана. Однажды, убегая от него, дева попросила бога реки спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель и с тех пор с ней не расставался. Об этом замечательном инструменте люди сочинили красивые песни. Одну из них я для вас спою. (Исполнение песни “Свирель да рожок”) О музыке, об инструментах, о музыкантах люди сочинили очень много легенд, сказок и былин. Может быть, вы уже знакомы с былинным сказом о Садко? Кто же он такой? Певец, музыкант, В свое время он покорил даже морского царя. А играл он на гуслях яровчатых. Давайте же и мы послушаем, какое у них звучание. (Слушание)
Ну, как, понравилась музыка? Можно ли ее отнести к деревянно-духовым инструментам? (нет) Верно, это струнный инструмент. Об этом инструменте есть интересная сказка. Слушайте:
Однажды вечером царь Морской устроил пир на весь мир. Съехались цари и
царевичи из разных рек да озер. Приплыл и водяной, который рассказал царю о
Садко.
Говорит царь: “Ну, Садко, потешь, позабавь нас! Играй так, чтоб ноги ходуном
ходили”.
И заиграл Садко. Давайте и мы послушаем, как играл Садко, удалось ли ему развеселить гостей и исполнить просьбу царя?
Слушание – “Заиграйте, мои гусельки”.
Итак, поделитесь своими впечатлениями от услышанной музыки?
Дети: музыка веселая, задорная. Думаем, что Садко удалось развеселить гостей.
Какие средства музыкальной выразительности помогли вам понять характер музыки?
(Танцевальный ритм, мажорный лад, быстрый темп, красивая мелодия).
Какой же это музыкальный жанр песни? Попробуем разгадать ребус.
П | Я | Я |
Дети разгадывают ребус. Это – плясовая музыка.
А какую плясовую песню мы с вами знаем?
Исполнение русской народной песни: “Как у наших у ворот ”.
Вот и гости царя так плясали, что буря на море поднялась, корабли стали тонуть, люди гибнуть.
Водяной тогда подсказал Садко оборвать струны, тогда все утихнет. Так и сделал Садко. В награду за игру царь дал разрешение жениться на девице морской, красавице-Чернавушке. Принялись веселым пирком да за свадебку. А как пир кончился, сказала Чернава Садко: “Ложись-ка ты спать-почивать, да не о чем не думай”. Уснул Садко, а сквозь сон слышит мелодию. (Наиграть на фортепиано мелодию колыбельной песни.) Какой это музыкальный кит? (Песня.) Что же пела ему Чернавушка? Какую песню, что уснул Садко? (Это была колыбельная.)
Правильно. Как вы же это почувствовали?
Дети: музыка очень красивая, плавная, песенная, нежная, похожа на русскую народную песню. Есть распевы.
Попробуем исполнить и мы колыбельную песню Садко. Да так, чтобы он на самом деле уснул. Разучивание мелодии и слов. Исполнение. Вокально-хоровая работа. Исполнение.
Вот теперь молодцы, действительно Садко уснул. А теперь я вам открою тайну, эту песню сочинил русский композитор Н.А.Римский-Корсаков. Жил он очень давно, но музыку его любят и слушают. Как вы думаете, почему? (Она добрая, красивая, волшебная)
Да, ребята, красота никогда не умирает, она остается вечной, поэтому ее воспевают в стихах, в песнях. О красоте есть даже песня.
Исполнение песни “Живет на свете красота”.
Ребята, а ведь мы так и не узнали, чем же закончился сон Садко? Хотите узнать? Тогда слушайте: Пробудился он поутру, и глазам своим не верит, сидит он на крутом бережку реки Чернавы, там, где в Волхов-реку она впадает. А по Волхову бегут-поспешают его сорок кораблей с верною дружиной. Как вы думаете, ребята, почему Садко не смог остаться жить в море, ведь царь ему разрешил жениться на Чернавушке, он мог бы стать богатым. (В жизни так не бывает, Садко музыкант, живой человек, а Чернавушка сказочная героиня).
Да, ребята, вы правы. В искусстве должно быть все правдиво, как в жизни.
А живут эти замечательные герои в былинном сказе “Садко и Морской царь”
В былинах, как и в сказках, есть вымыслы. Но есть и доля правды. Садко действительно жил в Новгороде и построил там церковь в 1167 году. Он не был богатырем, но о нем сложили былину, т.к. сила его была подстать богатырской – это была сила искусства! А звали его Садко-гусляр за то,что он играл на волшебном древнем инстументе – ГУСЛИ.
Такие волшебные инструменты есть у всех народов нашей страны. И возникали они у всех в разное время. Такой же волшебный инструмент как гусли есть и у хакасского народа. Он помогал людям и в горе и в радости.
Кто догадался, что это за инструмент? (показ чатхана ) Да это чатхан. Появился этот инструмент очень давно. Горя у людей далекого прошлого было много. Люди были бедные и богатые. У богатых ханов было много скота, много и пастухов. И служба была у них нелегкая. И чтобы облегчить их жизнь, старик по имени Чатхан сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натянул струны и начал играть. И так красиво звенели семь волосяных струн, что у людей замирало сердце, птицы складывали крылья в полете, звери останавливали свой бег. Послушаем, как звучит этот инструмент.
Слушание игры на чатхане.
Но однажды случилась беда. Выкрали волшебный инструмент разбойники, а старика убили. И стала сразу плохой погода, урожая не стало, скот стал погибать. Злые разбойники радовались. Но не учли разбойники, что у старика рос внук. А рос он не по дням, а по часам. Когда он подрос, мать ему рассказала все, что случилось, и почему так плохо живет народ. Сделал тогда мальчик лук из стрелы, и пошел в горы искать разбойников. Долго искал, наконец, увидел. Спрятался за камень. Видит, сидят они, жарят мясо. Тогда протянул мальчик из-за камня стрелу, наколол один кусочек мяса на нее. Разбойники и не заметили сразу пропажу. А когда мясо было готово, и они собрались вкусно поесть, вдруг заметили, что одного кусочка не хватает. Стали спорить, кто стащил мясо? Оказалось, что ни кто не брал. Вот тогда-то догадались они, что это проклятый мальчишка утащил лакомый кусочек. Бросились за ним в погоню. А мальчик времени не терял. Подкрался к дому и вырыл большую яму, накрыл ее ветками, зашел в дом, увидел инструмент своего дедушки, взял в руки и заиграл. Услышали разбойники музыку, побежали обратно, упали в яму и разбились. Пошел мальчик с горы, перебирая струны, а за ним шли стада, все вокруг расцветало.
Что же вдруг случилось? Почему такие перемены?
Да ведь музыка звучала.
Слушание наигрышей на чатхане.
Красивая музыка, правда? Вот так и стали опять жить счастливо люди. А мальчик с тех пор ходил по свету и под звуки чатхана рассказывал разные истории про злых ханов, про добрых и могучих богатырей. С тех пор в народе волшебный ящик назвали Чатхан, в честь старика, а мальчика прозвали Хайджи, что значит народный певец.
Вот такая древняя история была рождена в степях Хакасии.
А вы сами, ребята, хотели бы создать у себя на Родине такой же счастливый, красивый, добрый, волшебный мир? Конечно, я и не сомневалась в ответе. До тех пор, пока на нашей планете будут жить такие же девочки и мальчики, наш мир будет такой же добрый и красивый.
Для всех вас, дорогие ребята, звучит музыкальный подарок.
Исполнение песни “Остров добра и любви”.