Цели:
- обучающие:
уточнить и обобщить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способов проверки;
развивать умение проверять слова с безударными гласными в корне;
развивать умение распознавать орфограмму; - развивающие:
развивать речь учащихся, внимание, мышление, познавательный интерес;
- воспитательные:
воспитывать аккуратность.
Оборудование:
- учебники;
- электронное табло;
- карточки со словами;
- иллюстрации домиков;
- магнитофон, звукозапись.
Ход урока
1. Организация класса
Проверка готовности к уроку.
2. Чистописание
– Из каких элементов состоит узор?
(Овал, наклонная палочка, соединительная линия.)
Учитель показывает, как соединить и продолжить, затем дети прописывают узор. Звучит звукозапись.
3. Обобщение изученного о способах проверки слов с безударными гласными.
Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы обобщим знания о способах проверки слов с безударными гласными.
– Какие же орфограммы мы с вами знаем и где они могут встречаться в слове?
– На этот вопрос мы с вами ответим после орфографической минутки.
Орфографическая минутка
Работа с электронным табло.
Д…БРОТА
К…ПУСТА
П…ХОДКА
СКРИ…КА
КИСТ…ЧКА
Дети называют орфограмму, которая пропущена, вставляют букву, доказывая ее написание. Электронное табло высвечивает правильный или неправильный ответ.
– Вот какие орфограммы нам могут встретиться в слове.
– Сегодня мы будем упражняться в написании слов с безударными гласными в корне и правильно выбирать способ проверки.
Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными
На доске записаны слова:
Береза, снежинка, тишина, ветер, восток, шалун.
– Прочитай слова, разбей их на две группы.
– По какому признаку разделим слова?
(1 группа – слова с безударной гласной в корне, проверяемые ударением;
2 группа – слова с безударной гласной в корне, непроверяемой ударением, т.е. словарные слова, написание которых нужно запомнить.)
– Назови слова первой группы, второй группы.
– Запишите слова в 2 столбика, обозначьте ударный слог, подчеркните безударную гласную.
2 ученика работают у доски.
Физминутка
– Встаньте, дети. Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, написание которого надо запомнить – вы приседаете.
Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением, вы хлопаете в ладоши.
Будьте внимательны!
Свистулька, пальто, коньки, чистота, тишина, пятно, пятерка, заяц, сапоги, ребята, звериный, тропинка, горох.
Запиши одним словом
– А сейчас следующее задание. Я буду читать предложение, а вы должны записать это одним словом.
Обозначаете ударный слог, подчеркиваете безударный гласный.
(Кормушка)– Столовая для зимующих птиц.
– Птичий домик, который они сами вьют. (Гнездо)
– Холодное время год. (Зима)
– Площадка для катания на коньках. (Каток)
– Грязное место на одежде. (Пятно)
– Прочитай слова, объясняя, какую безударную гласную написали.
– Какие же буквы вызывают сомнение?
– Как найти проверочные слова? (ПРАВИЛО)
Игра “Сортировка”
– Нужно заселить домики.
Слова получили новые квартиры. Ключ к дому вручает сортировщик. Это он определяет, какую букву писать в слове.
1 ряд заселяет домик “Е”,
2 ряд – домик “И”,
3 ряд – домик “Я”.
– Какой ряд быстрее и правильнее выполнит задание?
Дети ставят карточки со словами к нужному домику.
(пр…мой, т…желый, н…беса, ч…сло, дл…на, св…сток, с…нева, с…ринка, зу…ки, м…сной, т…мнота, в…рхушка, л…нивый)
– Проверяем.
– Кодом является проверочное слово, которое вы называете.
– Почему одно слово осталось без квартиры?
(В этом слове другая орфограмма – правописание парного согласного “зу…ки”)
Работа в учебнике (упр. 237 с. 89)
– Прочитай задание.
– Какие слова мы называем однокоренными?
– Рассмотри образец, объясни по образцу:
(В слове КОРМ пишется буква О, значит и в слове КОРМИТЬ напишем букву О. Корень КОРМ –)
Записать с комментированием 4-5 слов.
Физминутка “Засолка капусты”
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.Игра “Перестрелка”
– Внимание, игра “Перестрелка”.
Я называю слово, а вы – какая безударная гласная пишется и почему, т.е. выбираете способ проверки.
Учитель кидает мячик, называет слово. Дети, возвращая мячик, называют ответ.
грачи (грач); река (реки); стена (стены); ягода (словарное слово); вода (воды); сады (сад); посылка (приставка по – запомнить); грибы (гриб); трубочка (суффикс очк – запомнить); вязание (вязка); обед (словарное слово)
Работа с предложением
На доске – предложение с пропущенными орфограммами:
Теплая шу…ка сп…сает зв…рьков от м..роза.
– Спиши предложение, вставляя пропущенные буквы.
– Найди главные члены предложения, выпиши словосочетания.
3 ученика работают у доски: первый – вставляет пропущенные буквы, доказывая их правописание, второй – находит главные члены предложения, третий – выписывает словосочетания.
4. Итог урока
– Как же проверить безударную гласную в корне?
– На уроке хорошо работали …
– В чем еще затрудняетесь?
5. Домашнее задание: с. 90 упр. 238, правило повторить.