Наш специализированный детский сад “Медвежонок” для детей с нарушениями зрения, как и другие подобные дошкольные образовательные учреждения, реализует программы специальных (коррекционных) ОУ IV вида под редакцией Л.И.Плаксиной.
Особое внимание в ДОУ уделяется коррекционной работе с детьми: развитию их зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, ориентировке в пространстве и времени, ритмике, лечебной физкультуре. Большое значение педагоги придают формированию у своих воспитанников социально-бытовой ориентировки, составной частью которой является приобщение ребенка к труду взрослых.
Согласно Д.Б.Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.
На коррекционных занятиях учителей-дефектологов (тифлопедагогов), в совместной деятельности и на занятиях познавательного цикла в группах детям прежде всего даются знания о труде сотрудников детского сада и взрослых ближайшего окружения. В рассказах педагогов, наблюдениях и беседах с детьми выделяются обязанности этих людей, трудовые процессы, порядок их выполнения. Детей учат понимать значение и видеть качество труда взрослых, быть благодарными. У воспитанников формируются представления о содержании труда, названиях профессий, цели работы, материалах, оборудовании, орудиях труда и инструментах, трудовых действиях, результатах труда и его значении.
Приобщая детей к труду взрослых, педагоги ДОУ используют разнообразные методы и приемы: рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий, наблюдения, дидактические игры, художественное слово, а также создают условия для посильного участия своих воспитанников в труде взрослых. Знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых играх, совместной и самостоятельной трудовой деятельности воспитанников.
В нашей книге представлен материал для ознакомления детей с трудом некоторых сотрудников детского сада и профессиями взрослых ближайшего окружения (шофер, продавец, парикмахер, учитель). (Приложение 1) Предлагаемые рассказы, стихи, загадки, пословицы, фотографии, дидактические игры (Приложение 2) помогают нам в деле воспитания и приобщения наших воспитанников к труду взрослых.
Некоторые стихи, представленные в книге, авторские – Н.Найденовой, В.Берестова, Т.А.Шорыгиной, Г.П.Шалаевой, В.А.Степанова, Э.Успенского, С.Черткова, К.Нефедовой, но есть и написанные авторами данного пособия и их коллегами.
Надеемся, что наша книга будет интересна всем, кто работает с детьми дошкольного возраста.