Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
  • развивать фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
  • воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные и сюжетные картинки.

План

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Сообщение темы урока
  4. Проговаривание изолированного звука
  5. Анализ артикуляции
  6. Характеристика звука
  7. Связь звука с буквой
  8. Развитие фонематического слуха
  9. Закрепление звука в слогах
  10. Закрепление звука в словах
  11. Физкультминутка
  12. Закрепление звука в словосочетаниях
  13. Закрепление звука в предложениях
  14. Итог урока
Этапы Ход урока Методические примечания
I – Здравствуйте, ребята.

Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

Организация учащихся.

II

– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться, почистил зубки.
Причесался. Видит зайчик на качелях катается.
Пошел он и громко пропищал: “Доброе утро!” Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал и кричал всем: “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и покатился с горки.
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал.
Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения:

“Почистим зубки”,
“Расческа”,
“Качели”,
“Бублик”,
“Горка”.

III

– Ребята, сегодня к нам в гости пришел этот Мышонок Мыша. Какие звуки повторяются в словах Мыша и Мышонок?

– Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня на уроке мы будем закреплять произношение звука [ш].

 

IV

– Ребята, наш гость Мыша очень страшный шалун. Залезает Мыша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

– Ребята, как шуршал Мыша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

Произносят звук [ш] по цепочки.

V

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

 

VI

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно,звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.

 

VII

– Однажды Мышонок Мыша как всегда шалил дома и нечаянно перевернул табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали, быстро сочинил стишок:

Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш.

На что мама и папа только улыбнулись.

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа еще буква Ш?

На доску вывешивается рисунок с изображением буквы.

VIII

– Мышонок Мыша любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет! Мыша, где мои вещи?! – грозно спрашивает папа

– Я их съел… Нечаянно…

– Как съел? Ах, ты шалопай!

– Ну, что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил.

– А шапку он в прошлом году съел тоже в шутку?!

– Вот такой Мыша шалун!

– Ребята, а сейчас давайте проговорим скороговорки про нашего гостя.

 

Ша-ша-ша – у нас в гостях Мыша.

Шок-шок-шок – всегда шалит Мышонок.

Ши-ши-ши – есть у Мышонка карандаши.

Шо-шо-шо – он рисует хорошо.

– Молодцы.

 

Х

– Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мыша?

– Теперь мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, кто на них изображен и к какой группе мы отнесем слово.

– Молодцы!

Учащиеся перечисляют вещи. Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Учащиеся берут картинки и вывешивают на доску по группам.

ХI

– Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в эту игру. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутые в локтях руками, наподобие “рычагов паровоза”, будем двигаться по комнате, произнося звук за мной. Итак, поехал скорый поезд “Ш-ш-ш”, теперь почтовый “Ч-ч-ч”, а за ним товарный “Ж-ж-ж”. Остановился поезд и выпустил свой пар “С-с-с”. Молодцы! Садитесь.  

ХII

– А после того как Мыша поиграет, он любит вкусно покушать. Он любит варенье из вишни. Значит, варенье какое?

– Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой?

– Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая?

– Пшенная.

– Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое?

– Верно, а вы, ребята любите вкусно покушать?

Учитель показывает рисунки, относящиеся к данным словосочетаниям.

ХIII

– А сейчас посмотрите внимательно на рисунки и придумайте предложения со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша, шоколадное мороженое.

– Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Мыша остался очень доволен вами. В течение всего занятия он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно: не шумели, не шалили. И он вел себя также.

Учащиеся самостоятельно придумывают предложения.

ХIV

– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?

– Каким был Мышонок Мыша?

– Верно, ребята. Он пугал родителей, прятал их вещи, то есть постоянно шалил. Как вы думаете, правильно ли он себя вел?

– А какой звук мы сегодня повторяли?

– Правильно, звук [ш].

– А какой это звук?

– Это твердый, глухой, согласный звук.

– Чем мы еще занимались на уроке?

– Понравился ли вам урок?

– До свидания.