Цели:
- закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
- развивать фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
- воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные и сюжетные картинки.
План
- Организационный момент
- Артикуляционная гимнастика
- Сообщение темы урока
- Проговаривание изолированного звука
- Анализ артикуляции
- Характеристика звука
- Связь звука с буквой
- Развитие фонематического слуха
- Закрепление звука в слогах
- Закрепление звука в словах
- Физкультминутка
- Закрепление звука в словосочетаниях
- Закрепление звука в предложениях
- Итог урока
Этапы | Ход урока | Методические примечания |
I | – Здравствуйте, ребята. Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим. Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь. |
Организация учащихся. |
II |
– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на
свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и
“Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним
дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми.
Мышонок решил исправиться, почистил зубки. Причесался. Видит зайчик на качелях катается. Пошел он и громко пропищал: “Доброе утро!” Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит. Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал и кричал всем: “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и покатился с горки. Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. |
Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения: “Почистим зубки”, |
III |
– Ребята, сегодня к нам в гости пришел этот Мышонок Мыша. Какие звуки
повторяются в словах Мыша и Мышонок? – Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня на уроке мы будем закреплять произношение звука [ш]. |
|
IV |
– Ребята, наш гость Мыша очень страшный шалун. Залезает Мыша за ширму
и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с
папой прячутся за шкаф. – Ребята, как шуршал Мыша? – Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур. – Какой звук стоит в начале этих слов? – Давайте произнесем его. |
Произносят звук [ш] по цепочки. |
V |
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ? – Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку? – Верно, они круглые как бублик. – Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? – Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш]. – Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш. – Воздух теплый. – Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая. – А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? – В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали. |
|
VI |
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный? – Правильно,звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]? – Глухой. – А звук [ш] твердый или мягкий? – Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. |
|
VII |
– Однажды Мышонок Мыша как всегда шалил дома и нечаянно перевернул
табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали,
быстро сочинил стишок: Ах, табуретка хороша! На что мама и папа только улыбнулись. – Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа еще буква Ш? |
На доску вывешивается рисунок с изображением буквы. |
VIII |
– Мышонок Мыша любит прятать вещи родителей. Собирается, например,
его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет
свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то
хлопните в ладоши. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук,
кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет! Мыша, где мои
вещи?! – грозно спрашивает папа – Я их съел… Нечаянно… – Как съел? Ах, ты шалопай! – Ну, что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил. – А шапку он в прошлом году съел тоже в шутку?! – Вот такой Мыша шалун! – Ребята, а сейчас давайте проговорим скороговорки про нашего гостя. |
|
IХ |
Ша-ша-ша – у нас в гостях Мыша. Шок-шок-шок – всегда шалит Мышонок. Ши-ши-ши – есть у Мышонка карандаши. Шо-шо-шо – он рисует хорошо. – Молодцы. |
|
Х |
– Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мыша? – Теперь мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, кто на них изображен и к какой группе мы отнесем слово. – Молодцы! |
Учащиеся перечисляют вещи. Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Учащиеся берут картинки и вывешивают на доску по группам. |
ХI |
– Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в эту игру. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутые в локтях руками, наподобие “рычагов паровоза”, будем двигаться по комнате, произнося звук за мной. Итак, поехал скорый поезд “Ш-ш-ш”, теперь почтовый “Ч-ч-ч”, а за ним товарный “Ж-ж-ж”. Остановился поезд и выпустил свой пар “С-с-с”. Молодцы! Садитесь. | |
ХII |
– А после того как Мыша поиграет, он любит вкусно покушать. Он любит
варенье из вишни. Значит, варенье какое? – Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой? – Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая? – Пшенная. – Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое? – Верно, а вы, ребята любите вкусно покушать? |
Учитель показывает рисунки, относящиеся к данным словосочетаниям. |
ХIII |
– А сейчас посмотрите внимательно на рисунки и придумайте предложения
со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша,
шоколадное мороженое. – Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Мыша остался очень доволен вами. В течение всего занятия он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно: не шумели, не шалили. И он вел себя также. |
Учащиеся самостоятельно придумывают предложения. |
ХIV |
– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости? – Каким был Мышонок Мыша? – Верно, ребята. Он пугал родителей, прятал их вещи, то есть постоянно шалил. Как вы думаете, правильно ли он себя вел? – А какой звук мы сегодня повторяли? – Правильно, звук [ш]. – А какой это звук? – Это твердый, глухой, согласный звук. – Чем мы еще занимались на уроке? – Понравился ли вам урок? – До свидания. |