Цель: формирование навыка осознанного выразительного чтения.
Задачи: учить отвечать на вопросы, доказывая цитатами из текста; пользоваться словарями в работе с лексикой; воспитывать чувство патриотизма на примере классической поэзии, произведений изобразительного искусства.
Оборудование: фотоиллюстрации героев Бородино; иллюстрации картин художников 19 века, карточки, интерактивная доска.
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Домашним заданием для вас было выучить стихотворение Лермонтова “Бородино”, попытаться самостоятельно разобраться в содержании. Было ли это трудным для вас? Что вам помогло? (Урок окружающего мира). Целью урока окружающего мира было познакомить вас с историческим фактом. А сегодня наша цель: продолжить учиться понимать, как автору по средствам литературы удалось передать чувства, настроение очевидцев тех событий, какие переживания возникли у читателя. Я приглашаю вас на разговор об этом.
2. Исторический экскурс.
Совершим исторический экскурс. (Работа в группах).
Задание 1-й группе: кто был правящим императором России во времена Бородинской битвы (Петр первый? Николай второй? Александр первый?) Какой словарь поможет выяснить непонятные слова, характерные для того времени?
2 -й группе: как называлась война 1812 года и почему? Кто был главнокомандующим русской и французской армий?
3-й группе: выстрой цепь событий (Бородинское сражение, пожар в Москве, отступление по Смоленской дороге, совет в Филях).
3. Кто герой-рассказчик?
А). Кто в стихотворении выступает в роли рассказчика: автор, герой?
Б). Этот рассказ герой мог вести в этом хронологическом промежутке? Почему? Докажи текстом.
В). Во время битвы рассказчик был молодым или старым? Докажи текстом.
Г). Дядя не конкретный герой, а кем он мог быть? Генерал? Простой солдат? Докажи.
4. Характеристика рассказчика.
А). Обратим внимание на его речь. Она простого или образованного человека?
Б). Был ли храбрым воином рассказчик? Найди замечания, комментарии, в которых было нетерпение вступить в бой. (Используем картину В. Эберле “Вид Бородинского поля”) Найди цитаты из текста.
В). Можно героя назвать эмоциональным человеком? Найди строки, которые передадут незабытое восхищение, энтузиазм.
Г). А как рассказчик относится к своему поколению? Найди характеристику.
Д). Какое чувство у него возникает, когда говорит о своем поколении? Выбери: гордость; сожаление, что прошла молодость; чувство вины, что отдали Москву.
Е). Герой Лермонтова хороший рассказчик? Почему ты так решил?
Ж). Представили себе обстановку сражения? Как описывается отступление? Почему так коротко об этом сказано?
З). Как готовились к сражению?
И). Сравни, как проводили ночь перед сражением русские и французы?
Й). Какие чувства были у русских в этот момент? Почему была тишина? Выбери: тревога, гнев, боязнь проиграть, неуверенность, досада, решимость.
5. Бой
А). На 3 день французы стали наступать. Какие образы участников событий вы представили? (Образ полковника.)
В). Как к нему относится рассказчик? (с чувством уважения, сожалением о гибели, гордостью)
Г). Призыв полковника вызвал ответные чувства?
Д). Каким мог быть полковник? Может это был молодой генерал Тучков. (портрет художника Беркута) Генерал увидев нерешительность солдат, со знаменем в руках крикнул: “Ну что вы стоите, ребята?!” Ядро поразила его в грудь.
И бой Бородинский кровавый
Окрест загремел, застонал,
И пал за Отчизну, со славой,
Тучков – молодой генерал.
Преданная ему жена 3 дня искала Тучкова на поле брани. В память о генерале построила часовню на Бородинском поле.
Е). Какими словами передается накал боя? (сопровождается слайдами иллюстраций картин эпизодов Бородинского боя)
Вывод. Как вы думаете, когда рассказчик говорил об этом спустя много лет, что он чувствовал? /гордость за поколение, утраты, любовь к Родине, преданность, благородство, единство/
Ж). Русский бой удалый.
Наш рукопашный бой. (Картина Руба “Схватка русских гренадер с дивизией Фриана”.)
Сколько жизней он унес? 46000 русских и 55000 французов. Как ты думаешь, почему люди не бежали с поля боя, не спасались из этого кровавого ада?
Какими словами автора это можно подтвердить? (Ребята... Как наши братья умирали...)
О каких братьях идет речь?
6. Вывод.
История России наполнена героическими самопожертвованиями своего народа. Смог ли Лермонтов в этом стихотворении убедить нас в этом?
Какие чувства пробудил поэт у вас? /рисунки детей/
Выразительное чтение.
Постарайтесь сейчас наполнить всеми этими чувствами свое чтение стихотворения Лермонтова “Бородино”.
7. Итог.
А). Какими строчками из гимна России можно подвести итог нашего разговора? (Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда.)
Б). Прочитай слова Кутузова: “Я счастлив, предводительствуя русскими, и вы должны гордиться именем русских, ибо сие имя есть и будет знаменем победы”. (Кутузов. Накануне Бородинского сражения.)