Обвинская роспись – художественное богатейшее наследие Прикамья, ценнейший историко-этнографический источник.
В начальной школе идет формирование первичного зрительного опыта общения с произведениями народных пластических искусств через знакомство с элементами Обвинской росписи. В данной деятельности у детей формируются начальные навыки работы с тоном, цветом, линией; знания об основных художественных материалах.
На первых этапах знакомства с росписью важно заложить детям основу целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, их творческих способностей и задатков. Развить образное видение ребенка, помочь ему открывать красоту мира, воспитывать художественный вкус, желание сделать красивую вещь своими руками.
В первом классе формирование первичного зрительного опыта общения с Обвинской росписью проводится через знакомство с выполнением ее элементов и построением узора в полосе. Уроки знакомства с росписью проводим вначале первой четверти в ходе изучения темы “Собираем красивые листья”.
Очень важна подготовительная работа к данным урокам. Для восприятия материала темы организуется экскурсия на природу: зарисовки простых листьев и цветов с натуры. Это необходимо на первом этапе для определения главных отличительных признаков образа росписи – элементов растительного орнамента.
Учащиеся выполняют упражнения по рисованию кистью элементов росписи на основе стилизации простых листьев и цветов. Знакомятся с правилами работы, посадкой, с приемами росписи по таблице.
Затем выполняют узор в полосе для закладок в книги с Обвинской росписью. Узоры составляются из элементов растительного орнамента росписи, изученных и освоенных на предыдущем уроке.
(Рис. 1)
В ходе работы учащиеся знакомятся с понятиями; ритм, симметрия, основные цвета, цветовые отношения. У них формируются начальные навыки работы с тоном, цветом, линией; знания об основных материалах, используемых в художественной работе: гуашь, кисть; приемы работы с ними.
На первом этапе знакомства с росписью у первоклассников закладываются основы целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, их творческих способностей и задатков, решаются задачи развития образного видения ребенка, воспитания художественного вкуса, в результате появляется у детей желание сделать красивую вещь своими руками.
Также важно создавать на уроках знакомства детей с Обвинской росписью, условия благоприятные для сопереживания. Это необходимо для того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить ребенка сопереживать, и его духовная жизнь станет более полнокровной, он сможет более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и изобразительное искусство, и многое другое. Он поднимется еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры. В сопереживании кроются истоки нравственности, и чем сильнее будет сопереживание, тем определеннее и устойчивее будут утверждаться нравственные начала. Все начинается с простого – отношения ребенка к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более; высокого порядка к родной природе, дому, Родине. И в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека.
Вот какой громадный потенциал воспитательных и развивающих моментов могут нести в себе уроки по Обвинской росписи в начальной школе.
Во втором классе усложняем задачу: знакомим с выполнением Обвинской розы: цветка усложненного типа, с повтором главных элементов с вариациями; с основными его особенностями как восьмилепесткого цветка, приемами его построения и цветового решения. Отрабатываем с учащимися прием выполнения элементов росписи способом прикладывания кисти (лепесток), мазок с растяжением, использование черных и белых приписок. Первый урок проводим в начале года, после темы “Гуашь, три основные цвета”.
Для эмоционального настроя в классе готовится выставка цветов, поэтому урок проводится в начале первой четверти. Обилие живых цветов, которыми украшен класс – зрительно – активный антураж, создающий праздничную атмосферу на уроке и фон для любования, всматривания, погружения и постижения красоты многокрасочного разнообразия мира природы. Красота цветов проникает в душу ребенка, вызывает восторженность. Она и будет главным импульсом в их творчестве на протяжении всего урока. На втором уроке Обвинской росписи, в конце первой четверти при обобщении материала, учащиеся расписывают тарелочку, изготовленную на уроках труда из папье-маше.
(Рис. 2)
Методическая разработка урока
1 Класс
Тема: Волшебные листья и цветы.
Цель: Формировать эстетические познания детей о народной Обвинской росписи, ее элементах. Учить стилизации форм. Создавать благоприятную творческую ситуацию для решения изобразительной задачи, развивать графические умения и навыки учащихся – в рисовании кистью декоративных элементов: листьев и цветов.
Оборудование: Таблица с Обвинской росписью (элементы, гербарии листьев и цветов), художественные материалы, альбом.
Музыкальный ряд: Шуман "Одинокие цветы" из цикла "Лесные сцены" Подготовительная работа: Экскурсия на природу, предварительные зарисовки простых листьев и цветов с натуры.
План урока.
– Сообщение темы и цели урока – 1мин.
– Беседа о красоте растительного мира – 5 мин.
– Объяснение учебного задания – 5 мин.
– Подготовка к рисованию – 1 мин.
– Самостоятельная работа учащихся – 15 мин.
– Подведение итогов работы – 3 мин.
Ход урока
В кабинете оформлена выставка цветов, листьев. У учащихся на столах альбомы, кисти, гуашь.
Учащиеся входят в класс, звучит музыка из цикла "Лесные дали". Дети подходят к цветам, вдыхают аромат, любуются их формой.
Рассаживаются по местам.
Учитель:
– Ребята, мы сегодня продолжаем экскурсию по лугу, где мы на прошлом уроке видели очень много цветов. Эту картину нам поможет вспомнить писатель Соколов-Микитов:
"Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод. По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка, это они радостно приветствуют меня".
Давайте приглядимся к цветам. Они действительно приветствуют нас, рады нам. А какие они разные. Какое богатство цвета.
Посмотрите на астру.
Астру с прямыми ее лепестками.
С давних пор называют "звездой".
Так бы ее вы назвали и сами:
В ней лепестки разбежались лучами от сердцевинки, совсем золотой.
Ребята, а как бы вы нарисовали астру?
Люди с давних пор изображали цветы, украшали ими предметы быта. И чтобы их
было проще рисовать, они упрощали форму, т.е. стилизовали.
Стилизация – это и есть упрощение формы изображаемого предмета (показываю
образцы).
В нашей местности крестьяне расписывали цветами, листьями прялки, лагуны,
игрушки, эту роспись называли "Обвинской" по названию нашей речки Обвы.
Мы с вами сегодня будем учиться рисовать элементы Обвинской росписи, для того чтобы знать наши местные ремесла.
На следующем уроке мы из этих элементов оформим закладки для ваших книг.
Для работы возьмем мягкую кисть и гуашевые краски.
Объясняю по таблице и показываю на листе бумаги, как выполняются элементы Обвинской росписи. Обращаю внимание на положение кисточки. Затем идет отработка рисования элемента "лепесток". Показываю учащимся индивидуально выполнение элемента.
Затем учащиеся из элементов учатся рисовать цветы.
В ходе работы даю советы, что при выполнении задания гуашью кисть не надо опускать глубоко в баночку с краской, но и не следует брать краски чуть-чуть на кисть. Также и воды не должно быть на кисти много или мало. Краску наносить на лист плавно, плотным слоем, а мазок должен быть приблизительно густоты сметаны.
В конце урока проводится выставка работ учащихся.