Разработка урока в курсе природоведения для 5-го класса по теме "Вулканы"

Разделы: География


Цель: сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров, их строении, классификации, способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемому предмету.

Задачи:

  • образовательные:
    формирование представления об образовании вулканов, гейзеров, и причинах их возникновения; знакомство с видами вулканов и графическим изображением;
  • развивающие:
    развивать мышление, коммуникативные умения и речь;
  • воспитательные:
    обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения, обучение рефлексии учебной деятельности.

1. Организационный момент.

Внимание! Проверьте готовность к уроку.

2. Целеполагание и мотивация.

– Перед вами картина русского художника К. Брюллова “Последний день Помпеи”.

– Рассмотрите картину и назовите характерные признаки какого природного явления изобразил художник.

– А почему происходят землетрясения?

– А как вы думаете, какому природному явлению может сопутствовать землетрясение?

– Обратите внимание на густой дым и огненное зарево.

– Как вы думаете, что вы будете изучать на уроке?

– Это и есть тема урока “Вулканы на земле”.

– О чем вы можете узнать на уроке знакомясь с вулканами?

– Итак, это план нашего урока.

3. Первичное усвоение и осмысление нового материала.– Откуда же пошло название “Вулкан”?

У древних греков существует миф об искусном мастере и покровителе кузнечного дела – Гефесте. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница Гефеста была расположена в недрах горы Этны, на острове Сицилия.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По приданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулканов в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

– Интересно, а что же у вулкана внутри. На этот вопрос вам поможет ответить верный помощник – учебник.

Откройте учебник на странице 73.

– В центре вулкана находится камера с расплавленной магмой, которую называют очагом магмы.

– Подпишите на рисунке в тетради на с. 36 задание № 4.

– Канал, по которому поднимается магма, называют жерлом.

– Жерло заканчивается кратером.

– Перед вами схема вулкана – установите надписи с названиями частей вулканов в соответствии с их местоположением.

– Вулканы различают по форме, рассмотрите иллюстрации на стр.73.

– Как вы думаете, что стало причиной возникновения вулканов?

Земная кора образовалась примерно 3–4 млрд. лет назад. За это время она претерпела бесчисленные изменения. Расплавленные массы магмы прорывались сквозь нее из глубин, образуя на земной поверхности вулканы. Вулканическая деятельность то усиливалась, то ослабевала, меняла лик Земли.

Находящаяся в глубинах Земли магма устремляется в ослабленные места земной коры и по трещинам продвигается к земной поверхности. Этому движению способствуют выделяющиеся при понижении давления газы, растворенные в магме. Они усиливают давление на стенки трещин, расширяя их.

– Итак, вы узнали о причинах образования вулканов, соберите логическую цепочку, отражающую последовательность возникновения вулканов.

1) внутренние потоки магмы →2) трещины в земной коре →3) подъем магмы и излияние ее на поверхность.

– Наукой установлено, что жизнь вулканов теснейшим образом связана с движением земной коры, с ее поднятиями и опусканиями, разломами.

– Где на земной поверхности встречаются вулканы?

– На земле 1000 действующих и огромное множество потухших вулканов. Большинство вулканов расположено на дне океанов. А как вы думаете почему?

– А почему люди считают, что на материках вулканов больше?

– Откройте учебник на странице 76.

– На каком материке нет вулканов?

– А почему?

– Я вам объясню забегая вперед. В 7 классе бы будете знакомиться с теорией литосферных плит, согласно которой все вулканы расположены на границах литосферных плит. А Австралия удалена от границы литосферных плит.

– Отрывок.

– Сейчас я зачитаю вам отрывок, в котором описывается извержение вулканы Везувия в 1794 году. Ваша задача внимательно прослушать рассказ и отметить карандашом в тексте признаки вулканической деятельности, а цифрами стадии извержения вулкана.

– Какие признаки вулканической деятельности вы подчеркнули?

– А теперь давайте выделим стадии извержения вулкана.

– Какие из выделенных вами признаков вы видите на картине?

– Жизнь вулканов очень различна. Одни живут долго, периодически возобновляя свою деятельность, а некоторые исчерпывают всю свою активную энергию в одном-единственном взрыве.

– Обратите внимание на картину. Как показаны вулканы? Учебник страница 76.

Вулканы подразделяют на потухшие (утратившие способность к извержению) – показаны черными значками и действующие – красными значками.

– Часто можно услышать о таком понятии как уснувший вулкан (таит угрозу).

– Примером уснувшего вулкана является Везувий. В отдаленные века, во времена Древнего Рима, вулкан Везувий считался потухшим. Его тогда даже не считали вулканом – склоны были покрыты лесом, а у его подножия раскинулось несколько городов. Однако в 79 году до н.э. огромный взрыв и грохот возвестили о пробуждении вулкана. В небо взметнулся огромный столб тепла и газов, полетели раскаленные камни, начали изливаться потоки огненной лавы. Поэтому неожиданное пробуждение вулкана вызвало такой ужас у людей. Под градом камней и тепла погребено несколько древнеримских городов. Когда начались раскопки руин в окаменевшей массе вулканического пепла открывались многочисленные здания.

4. Рефлексия и проверка усвоения.

– Итак, на все поставленные вопросы мы нашли ответы?

– Вулканы с одной стороны завораживающие зрелище потрясающей красоты, а с другой опасное природное явление.

– А как думаете вы? Вулкан – это красота или страх? Почему люди изучают вулканы?

– В заключении я предлагаю вам разгадать кроссворд.

  1. Переодически извергающийся вулкан.

  2. Вулкан, погубивший Помпеи.

  3. Природное явление, предшествующее извержению вулкана.

  4. Отверстие на вершине вулкана.

  5. Излившаяся на земную поверхность магма.

  6. Ученые, изучающие вулканы.

5. Домашнее задание.

Приложение.