Цель урока:
- познакомить учащихся главным городом Афинского государства,
- продолжить формирование умений составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия.
Оборудование: карта “Древняя Греция в V в. до н. э.”, слайды “Архитектура Древней Греции”, рабочий листок, аппаратура для показа слайдов.
План урока:
- Там, где дымили печи для обжига посуды.
- В самом сердце Афин.
- На вершине Акрополя.
Перед уроком раздаются рабочие листы. На доске написаны тема, эпиграф, карта-схема Афин.
Сегодня мы окунемся в атмосферу Древней Греции.
Сообщение 1 ученика “Миф об Афине” стр. 174.
Поэтому один из красивейших городов Греции и получил название Афины. Зачитывается эпиграф на доске: “Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел!” Почему так говорили?
Как вы думаете, какие задачи строят перед нами на этом уроке? Задачу записать на доске.
Совершить это путешествие нам поможет рабочий листок. Здесь есть карта-схема Афин и вопросы, на которые мы ответим в течение урока. Экскурсоводами будем я и учитель МХК. Кроме этого 1 ученик будет экспертом, который поможет разобраться со сложными терминами.
I. Повторение домашнего задания
Итак, мы начинаем путешествие с главного афинского порта. Об этом нам расскажут ребята -3 человек отвечают на вопросы карточек:
Карточка № 1.
- Какой город был соединен с портом Пирей специально укрепленной дорогой?
- Какие гавани были в порту?
Карточка № 2.
- Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой гавани?
Карточка № 3.
- На какие группы делилось население порта?
- Какая из групп была самой бесправной?
- Где использовали труд людей этой группы?
1-й ученик работает с картой – показать называемые классом места (города, моря, страны).
Что вы можете дополнить к ответам одноклассников. Оцените их ответы.
Ответьте на вопрос 1 рабочего листа. Проверяем, что вы записали.
II. Изучение нового материала.
1. Ну вот мы, наконец, в самих Афинах. 1 человек – показать на карта.
Как вы думаете, а весь ли город был так прекрасен, как о нем говорили?
Мой рассказ о районе Керамик: Район гончарных мастерских Керамик вряд ли мог вызвать чей-нибудь восторг. Узкие непроходимые улочки Керамика извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и вышвыривали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады.
Рассказ учителя МХК о краснофигурных и чернофигурных вазах, работа с рисунками.
Заполните задание 2 рабочего листа.
2. Продолжим наше путешествие.
3 человека разыгрывают сценку “Рынок”.
Как вы думаете, где мы? А это сердце Афин – главная площадь Агора. Кто же еще находился на рынке помимо торговцев и покупателей? Читаем 3 абзаца на стр. 172.
Кого мы там не увидим?
Заполните задания 3, 4, 5 рабочего листка.
3. Рассказ учителя МХК об архитектуре Акрополя с показом слайдов.
Заполните задание 6 рабочего листка.
III. Закрепление.
2 человека прикрепляют названия районов города на схему, находящуюся на доске.
Наше путешествие подошло к концу
Давайте вернемся к эпиграфу. Согласны ли теперь с ним?
Выполнили ли мы нашу задачу?
Проверяем выполненные задания.
Какую неточность допустил учитель в схеме на доске? (Нарисовала зубцы на крепостной стене).
Сравните свою схему со схемой на доске. Оцените свою работу, поставив оценку на рабочем листе.
Кому и какие оценки поставим за работу на сегодняшнем уроке?
Записываем домашнее задание:
“3” – опишите, как выглядел Керамик, Агора, Акрополь по выбору.
“4” – ответить письменно на вопрос “За что афиняне любили свой город?”
“5” – напишите письменный рассказ от имени путешественника, посетившего древние Пирей и Афины.
Рабочий листок
В городе богини Афины
Рис. 1
- Стены, защищавшие дорогу из Афин к морскому порту ________________, назывались _____________________ __________________. Напишите их название на схеме.
- Район гончарных мастерских назывался _______________________________. На схеме он обозначен номером _______. Гончары производили в основном вазы двух видов: _______________________________ и _________________________________.
- Главная площадь называлась ____________________. Она обозначена номером ______. На рынок никогда не ходили _____________ ________________. За порядком следил _______________ и ему подчинялась ___________________ ___________________.
- Местом народных собраний был пологий холм, называвшийся __________________, он обозначен номером _______.
- Театральные представления устраивались в здании, называемом _________ _______________, это место обозначено номером _________.
- Холм в центре Афин с крутыми обрывистыми склонами назывался ________________. Его вершину украшала бронзовая статуя _____________, которую создал гениальный скульптор _______________. Здесь находился храм богини Афины – _______________.