Цель:
- осуществить на практике три стороны деятельности – интеллектуальную, эмоциональную, практическую;
- научить делать новогодние игрушки из ниток;
- научить сервировать стол к чаю, принимать гостей;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, выделять главное;
- прививать этические нормы поведения в гостях, за столом;
- развивать эстетический вкус;
- создать ситуацию успеха и хорошего настроения в течение всего урока.
Оборудование:
- на доске таблицы: “Волшебная паутинка”, “Убранство праздничного стола”, “Правила поведения в гостях”, “Правила гостеприимства”, схема “Сервировка стола к чаю”;
- памятки, шаблоны – выкройки, клей, ножницы, простой карандаш, елочные шары из ниток, цветная бумага, нитки, фольга, наклейки;
- елка, сделанные руками детей елочные игрушки, гирлянды, пригласительные открытки, настольные карточки – салфетницы, салфетки из ткани;
- чашки, блюдца, десертные тарелки, ложки чайные, десертные вилки, скатерть, чайник, ваза под фрукты, композиция из ели, торт, свечи, конфеты, чай, фрукты;
- магнитофон, музыкальные записи;
- подарки для именинников;
- воздушные шары, сувениры, фотоальбомы, альбомы с марками, игрушки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: – Ребята, в течение 2 четверти мы работали по теме “Характер и настроение вещи”. Вы с удовольствием, мастерством, как настоящие художники оформляли приглашения, настольные карточки, делали салфетницы, украшения для классной комнаты, новогодние игрушки. Каждая вещь, сделанная вашими руками по-своему красива, оригинальна и имеет свой характер.
Учитель: – А для чего предназначены эти вещи?
Вот сегодня, ребята, они нам очень пригодятся, так как у Саши и Кати день рождения, да и новогодние праздники впереди нас ждут.
Мы поучимся сегодня делать подарки, сервировать стол, украшать комнату, развлекать гостей, правильно вести себя в гостях.
Дети:
Именины, именины!
У Саши и Екатерины.
Все мы любим день рожденья
И хоть полон он забот,
Как приятно в день рожденья
Старше стать на целый год.
Поздравляем вас с праздником,
С праздником именин.
Мы вас тут повеселим,
И подарки раздадим.
2. “Ждем гостей”.
Именинники: – Ребята, мы приглашаем вас к нам на день рождения. Получите приглашения.
Учитель: – Какие красивые приглашения.
– А что же там написано? Что обязательно нужно указать в приглашении? Как еще можно пригласить на день рождения?
Самое трудное – организовать праздник. И сейчас наши именинники Саша и Катя, выполняющие роль хозяев, попробуют организовать праздник и встретить гостей.
– А как готовятся хозяева к приему гостей? (Дети отвечают.)
– Правильно. Саша и Катя получают карточки – задания, внимательно читают и приступают к работе.
Карточка – задание Саше: а) Украсить комнату. |
Карточка – задание Кате: а) Составить и украсить новогоднюю композицию. |
3. Конструирование и оформление новогодних шаров из ниток “Волшебная паутинка”
Учитель: – А что делают в это время гости? (они готовят подарки)
Какова тема прошлого урока? (“Волшебная паутинка”)
Сколько красивых, необычных вещей можно сделать из простой нити. Посмотрите на образцы. Какие ажурные шары получаются. Мы с вами начали делать елочные шары. Сложная это работа? Интересная? Почему?
Вспомните план работы:
а) Надуем воздушный шарик размером с яблоко, хорошо завяжем.
б) Катушку положим в стеклянную баночку, чтобы нитка с нее разматывалась легко и
свободно.
в) Конец нитки проденем в иглу и проколем ею бутылку с силикатным клеем. Иголку
снимем. Вытрем и уберем на место.
г) Берем в левую руку воздушный шарик и начинаем, не торопясь, обматывать его
пропитанной клеем ниткой.
д) Чем меньше ниток, тем легче и ажурнее кокон.
е) Мокрый кокон сушим на клеенке.
е) Когда кокон высохнет, из него вынимаем шарик, проколов его иголкой.
Учитель: Сегодня наша задача красиво оформить новогодние шары. Работа творческая, ведь мы с вами готовим подарки для именинников, т.е. сюрприз – значит, работаем самостоятельно, творчески по плану (раздаю карточки), помогаем друг другу. (Работа в парах)
Перед началом работы вспомним правила работы с ножницами, клеем.
4. Самостоятельная работа (звучит музыка). Дети по плану (у каждого на столе) оформляют сделанные на прошлом уроке новогодние шары, хозяева составляют композицию из ели, украшают комнату, наряжают елку, расставляют на столе карточки – салфетницы с именами детей, выставляют игрушки, альбомы с марками, фотографиями.
5. Проверка. Учитель: У вас получились очень красивые елочные шары. Молодцы! Убираем рабочие места. Выносим стульчики, ставим в ряд, садимся.
– Вспоминаем правила поведения в гостях. (Используем на доске плакат):
а) На торжество приходим только по приглашению.
б) Не опаздываем.
в) Занимаем предложенное хозяевами место за столом.
г) Ничего не берем без разрешения.
д) Ведем себя спокойно, не бегаем, не кричим.
е) Не злоупотребляем временем хозяев.
е) Благодарим за гостеприимство.
6. Игра “Я гость”. Берем подарки, приглашения, идем в гости.
Дети:
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.Снег летает, снег летает,
Полежит, а после тает.
Только в памяти у всех
Долго-долго первый снег.Тот, кто вместе с ним родился,
Тот со снегом подружился.
Все: Поздравляем тех сегодня
Кто родился в декабре!
Дети вручают подарки: новогодние шары из нити. Катя и Саша вешают шары на елку, благодарят ребят за подарки.
Учитель: Посмотрите, ребята, какие нарядным стал наш класс, елочка. Молодцы хозяева!
А сейчас, Саша и Катя я поздравляю вас от имени родителей, желаю вам учиться на отлично, Кате успешно заниматься в музыкальной школе, а Саше – в шахматной секции. (Вручаю энциклопедии).
– Ребята, давайте рассмотрим подарки.
7.Развлечение гостей:
Учитель: Хозяева, чтобы не было скучно гостям, приготовили игрушки, игры, фотоальбомы, альбомы с марками, конкурсы.
Катя: Ребята, вставайте в круг. (“Каравай, каравай…”). Кого выберем, тот исполняет песню, танец или стихотворение.
Лена исполняет песню, Фаддей читает стихотворение, звучат частушки в исполнении всех ребят:
Откровенные ребята,
Не умеем мы тужить.
Без частушек – прибауток
Эх! Нам и суток не прожить.Повезло девчонкам нашим,
Они у нас счастливые,
Потому что мы у них
Самые красивые.Говорят, что мы задиры,
Вы не верьте никогда.
В нашем классе командиры
Были девочки всегда.На столе лежит журнал,
Ну а в нем пятерочки,
Потому что в нашем классе
Умные девчоночки!Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем!Поздравляем, поздравляем,
Поздравляем от души,
Наши именинники
Уж больно хороши!В нашей школе, в нашей школе
Саша очень знаменит
Математику он любит,
Самый лучший шахматист.А Катюша в класс войдет,
Словно солнышко взойдет!
Все ей рады от души
Подруги лучше не ищи!С днем рожденья поздравляем!
Счастья, радости желаем!
Чтоб мечты сбывались все,
Чтоб сопутствовал успех!
Саша: А теперь веселый конкурс: “Срежь приз”. (Завязываем глаза у играющего, даем в руки ножницы, направляем к ленте с привязанными к ней призами. Игрок должен срезать приз).
Учитель: Понравилось вам, как подготовились наши хозяева? И класс украсили, и гостей развеселили.
8.Повторение правил гостеприимства.
– А кто из вас знает правила гостеприимства? (используем плакат):
- Приглашай в гости заранее (за неделю), укажи день, час, место проведения праздника.
- Хозяин должен быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным.
Учитель. А что значит быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным хозяином, воспитанным?
Дети: быть внимательным – значит видеть всех гостей, каждому уделять внимание.
Предупредительным – угадывать желание гостей, выполнять их по возможности, думать не только о том ,чем угостить, но и чем занять. Продумать, чтобы всем хватило места, не было поссорившихся людей.
Щедрым – не жалеть игрушек, угощения. Бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостей.
Тактичным – не замечать промахи гостей, не затевать неприятные разговоры.
Воспитанным – значит быть вежливым, чтобы не случилось, не показывать гостю плохого настроения.
– Молодцы.
9. Сервировка стола. Объяснение учителя.
– Очень важно в организации праздника красиво и правильно накрыть стол – сервировать. Мы сегодня учимся накрывать стол к чаю. (Рассматриваем плакаты, таблицы на доске).
Но перед этим следует вымыть руки.
(Дети встают около стола, рядом со своей карточкой) – А зачем ставят карточки?
Объяснение и показ учителем, как накрывается стол к чаю.
Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают скатертью, к чайному столу подаются сладкие блюда (торты, пирожное, варенье, конфеты, печенье).
Для сервировки используем десертные тарелки, вилки, чайные чашки, блюдца, ложки.
На расстоянии 3 см от края ставим десертную тарелку. Справа кладем десертную ложку или нож, слева десертную вилку, рожками вверх, на десертных тарелках – салфетки. Эти тарелочки нужны для тортов. Торты раскладываем десертной лопаткой. Справа ставим чайное блюдце с чашкой, ручкой – влево, а чайную ложку кладем справа ручкой вправо.
– Запомнили? А теперь проверим. (Дети ставят приборы)
10. Игра “Найди ошибку”.
Девочки отворачиваются. Я что-то меняю в сервировке. Девочки поворачиваются, исправляют ошибку. Мальчики внимательно следят.
– А теперь отворачиваются мальчики, девочки исправляют ошибки.
– Молодцы!
11. Вспомним правила поведения за столом.
а) Если что-то нужно взять с блюда, стоящего далеко от вас, что вы сделаете?
б) Можно ли выбирать лучший кусочек, конфету? А как правильно поступить?
в) Как сидим за столом?
г) А кушаем как?
д) Если нужно размешать в чашке сахар, как это сделать?
12. Беседа о гостеприимстве.
Учитель. Русские люди самые гостеприимные, хлебосольные. В старину праздники были не частыми, простому человеку приходилось много трудиться. Но по пословицам, дошедшим до нас многое можно узнать об обычаях и традициях русских людей, об отношении к приему гостей.
– Какие пословицы вы знаете?
Сообщения детей о гостеприимстве людей других стран (арабов, скандинавов).
Сообщение о правилах поведения за столом в России в 18 веке.
Императорская академия наук издала в 18 веке такие правила:
Нельзя чистить зубы ножом, отрезать хлеб, прижав буханку хлеба к груди, облизывать себе пальцы, сооружать вокруг тарелки частокол из костей, хлебных корок, пить первому, брать еды больше, чем можешь съесть. Эти правила вызывают улыбку. Сейчас другие правила и мы с вами будем их выполнять
13. Приглашение к столу. Именинники приглашают гостей занять свои места за праздничным столом.
– Что вы узнали нового на уроке? Чему научились? Сможете мамам помочь накрыть праздничный стол?
Звучит музыка. Пожелания детей именинникам:
Мы хотим, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила.
Мы желаем вам расти и не скучать,
Мам и бабушек не очень огорчать
И всегда просить прощенья
За любые огорченья.
Закаляться вам желаем и умнеть,
И за целый год ни разу не болеть
Никогда не зазнаваться,
И мечту осуществить не бояться!
Учитель. А сейчас сюрприз. Гаснет свет. Родители вносят торт с зажженными свечами. Именинники задувают свечи. Урок окончен.
14. Праздник продолжается, начинается чаепитие вместе с родителями.