Цели: учить выборочному чтению, правильно и точно отвечать на вопросы, анализировать произведение; развивать монологическую речь, внимание, память, отрабатывать умение распознавать в тексте слова с непроверяемыми безударными гласными и запоминать их написание; расширить знания детей о жизни животных в зимнее время года, воспитывать любовь и умение проявлять заботу о животных.
Оборудование: выставка книг В.Бианки, портрет писателя, рисунки зимнего дерева, зимующих птиц, демонстрационный и индивидуальный кроссворды, маски зверей.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
2.1. Чтение текста.
2.2. Работа по содержанию.
– Почему мыши-полевки заготавливают на зиму много корма?
– Чем вредны мыши-полевки для урожая?
3. Работа по теме урока.
– Сегодня мы продолжим чтение рассказов Виталия Валентиновича Бианки и узнаем, как готовятся к зиме другие животные из рассказа “Прячутся...”
3.1. Словарная работа.
– Объясните значение слов:
Омут – глубокая яма на дне реки или озера.
Скважинки – узкие отверстия, щели.
Закупорили – заткнули плотно отверстия в чем-нибудь (закрыться плотно, наглухо).
Громоздятся – располагаются, образуя причудливое беспорядочное нагромождение чего-нибудь.
3.2. Чтение рассказа учителем.
– Понравился вам рассказ?
– О каких животных рассказал нам автор? (о тритонах, лягушках, змеях, ящерицах, рыбах, муравьях, бабочках, комарах, ежах, летучих мышах, барсуках)
– Все ли животные вам знакомы?
3.3. Чтение текста учащимися.
– Для того, чтобы правильно ответить на мои вопросы, надо еще раз перечитать текст. Будем читать абзацами.
3.4. Работа по содержанию текста.
– Как готовятся к зиме тритоны?
– Прочитайте о лягушках.
– Куда прячутся змеи и ящерицы?
– Что сказано о бабочках и мухах?
– Что сказано о муравьях?
– Почему засыпают летучие мыши?
3.5. Работа со словами с непроверяемыми гласными.
– Посмотрите на кроссворд, расположенный на доске. Перед вами такие же кроссворды. Назовите животных, которые здесь изображены. Написание названий этих животных нужно запомнить.
– Давайте в тексте, найдем эти слова и заполним пропуски в кроссворде
- лягушка
- муравей
- бабочка
- ящерица
- комар
(Дети находят слова, объясняют какую букву, и в какой слог нужно вставить, заполняют свои кроссворды, учитель на доске) Чтение слов хором по слогам.
– Запомните написание этих слов, а на уроке русского языка мы запишем их в тетрадь.
3.6. Ответы на вопросы.
– Все ли звери прячутся на зиму?
– Назовите этих зверей?
Физкультминутка.
Зайчик прыгает под елкой.
Ежик спит, он весь в иголках.
Снегири вокруг летают.
След хвостом лисица заметает.
3.7. Инсценировка.
Виталий Валентинович Бианки писал не только рассказы о животных, но и сказки. Сегодня на урок к нам пришли некоторые герои его сказок, которые расскажут, как они проводят зиму.
Медведь: С осени приготовил я берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно мне в лесной квартире. Лежу с боку на бок переворачиваюсь.
Заяц: Холодно мне, заиньке, страшно мне беленькому! Все кусты облетели, вся трава полегла. Негде мне от злых глаз схорониться. Пропала моя головушка! Да и поесть остались только кора и молодые веточки.
Белка: А мне зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, я скорей к своему гнезду спешу. Внутри гнездо у меня сухой мягкой подстилкой выстлано. Уютно в нем, тепло. Утихнет непогода, я поскачу себе еду добывать: где еловую шишку сорву, где сухой гриб разыщу, а главная моя еда в кладовых запасена.
3.8. Ответы на вопросы.
– Почему медведю и белке не страшны мороз и голод?
– Почему зайца плохо зимой? (Мало еды)
– Что страшней для зверей холод или голод? Почему?
– Найдите в рассказе “Прячутся…” подтверждение ваших ответов.
– Кому еще плохо приходится с наступлением зимы? (Птицам)
– Как люди помогают птицам?
– Почему сделать кормушки – благородное дело?
– Кто из вас уже повесил кормушки? Молодцы!
– На нашем дереве тоже есть кормушка.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
Прилетайте, птички, к нам.
Отгадайте, кто же там?
3.9. Отгадывание загадок.
Спиной зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка.
И полоска шарфика. (Синица)Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям – друг. (Дятел)Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
– Птицы благодарят вас за обед, но им еще приятно будет узнать, что вы умеете правильно писать их названия. (Дети объясняют написание слов-отгадок. К птицам крепятся соответствующие буквы.)
4. Итог урока. Рефлексия.
– Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке. И каждый из вас получает птичку и зайчика. Не забывайте заботиться о птицах и зверях и тогда они вам скажут,… прочитайте на обороте (Спасибо)