Оформление доски:
“Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать
их счастливыми”
О. Уайльд
“Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло,
так и добро”
Н. Макиавелли
“Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение
своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию, и
жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной
душевной боли”
Э. Фромм
Добрый вечер, дорогие родители! Очень рада новой встрече с вами!
I. Хочу начать наше сегодняшнее собрание с успехов наших детей во втором полугодии. (Презентацию спрашивайте у автора статьи. “Мобильные ребята” 5 А во II полугодии)
II. Все мы с вами помним фильм Р. Быкова “Чучело”. (Слайд 12)
– Какие формы приобретает в фильме агрессия детей? (избиение, угрозы, запугивание, оскорбления) (слайды 13, 14, 15)
– Как объясняет автор фильма поведение каждого подростка? (у одной девочки были проблемы с матерью – та ей постоянно лгала; кто-то из ребят хотел таким образом самоутвердиться; у кого-то из детей были проблемы в семье между родителями) (слайд 16)
– Откуда же дети “приобрели” такой опыт общения? (родители высказывают свои мнения)
– Скажите, чем была вызвана агрессия со стороны детей к девочке Лене? (Она взяла вину другого ученика на себя, поэтому ее считают предателем) (слайд 17)
Классный руководитель: получается, что в агрессивном поведении детей виноваты сами взрослые. Агрессивное поведение станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии. Обычно под ней понимают действия или намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку. Агрессия может быть физической (нанесение вреда здоровью) и вербальной, т.е. словесной (оскорбления, угрозы, унижения, преследования). Столкновение с детской агрессией вызывает у взрослых недоумение и растерянность. Обычно первое, что делают родители, – наказывают ребенка. А оказывается напрасно. Просто ваш ребенок, столкнувшись с неразрешимой для него проблемой, не знает как правильно себя вести. Чтобы ему помочь, надо выяснить возможные причины его агрессивности.
- Взаимоотношения со сверстниками, переходный возраст.
- Отношения в семье. Агрессивное поведение родителей между собой – становится нормой жизни для ребенка. Еще сказываются противоположные отношения к ребенку. Например, отец считает, что ребенок должен переписать домашнюю работу, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости.
- Непоследовательность родителей. Когда сегодня им удобны одни нормы поведения, а завтра, в этой же ситуации, другие.
- Причина детской агрессии – это СМИ (газеты, журналы, телепередачи)
Как мы выяснили, детская агрессия может быть следствием разного рода проблем. Поэтому в каждом случае важно понять, когда агрессия возникает в результате конфликтной ситуации, а когда это – следствие проблем личностного развития.
1. Агрессия в своих высказываниях.
Чаще всего в этом виноваты сами родители. Кто-то из членов семьи очень часто “выпускает пар” таким образом. Поэтому у ребенка складывается мнение, что если что-то не получается или тебя не понимают, если нет другого выхода, можно поступать таким образом, используя бранные слова. У кого-то это быстро проходит, с кем-то приходится вести разъяснительные беседы. Проблема засорения нашей речи “ненормативной лексикой” в настоящее время обсуждается везде. Нас уже не шокируют телепередачи, статьи в газетах и журналах, где скользит брань. Поэтому совсем неудивительно, что наши дети очень рано узнают о существовании таких слов. Каковы же наши действия в этих случаях.
- Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
- Следите сами за собственной речью.
- Если ребенок спрашивает о значении того или иного слова, не уходите от ответа. Постарайтесь так объяснить ему значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять.
- Если ребенок поймал на “нехорошем” слове вас, извинитесь перед ним, объясните, что вам не удалось сдержаться и вы поступили плохо. Впредь старайтесь держать себя в руках.
4. Агрессия на окружающих людей.
Это показатель неумения вести себя, отсутствие навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации.
5. Игры, жестокое отношение к животным, телепередачи.
- Наблюдайте за играми детей. В них они показывают и реализуют свои мечты, фантазии и страхи. Обсуждайте, на какого сказочного персонажа он хочет быть похож, почему?
- Прислушивайтесь к рассказам снов своих детей.
- Приучайте ребенка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает.
- Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребенка – он будет вас копировать.
- Не читайте бесконечные нотации. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения.
- Обдумайте дома вопрос о просмотре детьми телепередач,
- Организуйте контроль за просмотром телепередач,
- Будьте сами внимательны при выборе программ, когда ребенок рядом.
Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения:
- Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребенка, самим не проявлять грубости и жестокости. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, огорчения, недоумения близких по поводу враждебного поведения – вот что формирует у детей сдерживающее напряжение.
- Постарайтесь быть внимательным к ребенку и почувствовать его эмоциональное напряжение.
- Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка. Он хочет в каждый момент времени чувствовать, что его понимают и ценят.
- Учиться слушать и слышать своего ребенка.
- Уметь принимать его таким, какой он есть.
- Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Классный руководитель раздает раздаточный материал для родителей (памятка родителям о поведении с ребенком, замечания и рекомендации учителей предметников , советы родителям по субкультуре).
Надеюсь, что агрессивность наших детей будет снижаться!
III. На буклетах, которые вы получили вы можете найти выводы нашей с вами беседы. Также вы получили замечания и рекомендации от учителей предметников, которые я собрала для каждого ученика. А еще вы можете найти правила поведения, если ваш ребенок гот или эмо. И я хочу вас спросить, вы знаете, кто такие готы и эмо? (Показ Презентации о субкультуре ГОТОВ и ЭМО). И пока вы смотрите и слушаете, заполните пожалуйста лист посещаемости родительских собраний за 2008-2009 учебный год.
IV. Вопросы родителей.
Большое спасибо, что вы пришли. До встречи.
Источники: