Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету “Окружающий мир”, а также авторской программы “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградовой (образовательная программа “Начальная школа XXI века”, утверждена в 2005 году.)
В основе методики преподавания курса “Мир вокруг нас” лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплекс. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира, встречи с людьми разных профессий. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделяется расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Учебный курс “Окружающий мир” занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока.
Цель курса:
- Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать,
- обобщать объекты окружающего мира, рассуждать,
- решать творческие задачи.
Задачи:
- воспитание любви к своей Родине; к своей малой родине – городу Кургану;
- расширять систему представлений и первоначальных понятий об объектах окружающего мира, их разнообразии, свойствах, бережном отношении к природе;
- учить детей находить нужные источники и отбирать интересующий материал;
- способствовать развитию наблюдательности, развивать речь, аналитическое мышление, интерес к познанию окружающего мира, умение делать выводы и умозаключения.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов, наряду с определенными автором, обозначен исследовательский метод. Внедрение методики организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира обосновано, тем, что исследовательский метод является одним из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и средством формирования общеучебных и учебных навыков.
Конкретизированы требования уровню усвоения предмета обучающимися по окончанию 1 класса, детализированы дидактические единицы, дополнен перечень практических занятий, внесены некоторые изменения в содержание разделов, тем, перечень практических занятий с учетом местных географических условий, материально-технической базы школы. Так, например, включен материал краеведческого характера.
Почти каждая содержательная линия предусматривает проведение обучающимися проектно-исследовательских работ. Темы исследований должны быть такими, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей, способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена. Поэтому исследования носят краткосрочный характер. Все проводимые исследования способствуют формированию общеучебных умений и навыков: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью, выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения и другие. Обучающиеся первого класса не владеют навыками проведения самостоятельных исследований, поэтому исследования носят коллективную или групповую форму.
Основные содержательные линии программы:
“Ты – первоклассник”, “Родная страна ”, “Родная природа”, “Мы и вещи”, “Ты и здоровье”, “Твои друзья – взрослые и дети”.
В соответствии с базисным учебным планом курс “Окружающий мир” изучается с 1-4 класс по 2 часа в неделю.
В содержании учебной программы и в требованиях к уровню подготовки обучающихся курсивом выделен материал, который не внесен в требования федерального стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать/понимать:
– свое полное имя, полный домашний адрес, свою страну, ее столицу, свой город
и его достопримечательности;
– государственную символику (герб, флаг, гимн);
– государственные праздники (8 Марта, Новый год, День Космонавтики);
– основные свойства воды;
– основные помещения школы и их месторасположение;
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– основные нравственно – этические понятия (трудолюбие – лень, послушание –
непослушание, сочувствие – равнодушие);
– основные условия благоприятной жизни растений и животных;
– основные правила поведения, обращения с бытовыми приборами
– профессии, характерные для Кургана и Курганской области (5).
Уметь:
– различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы;
– определять время по часам;
– выделять части дороги, различать дорожные знаки и сигналы светофора;
– приводить примеры разных групп растений и животных (2-3);
– различать времена года;
– показать на карте границы России и ее столицу;
– действовать в случаях возникновения возгорания.
Использовать полученные знания для:
– общения со сверстниками и взрослыми;
– ухода за растениями;
– выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного
поведения;
– подготовки к уроку рабочего места;
– выполнения правил поведения в природе;
– установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
– составления рассказа о своем городе и столице России.
Общеучебные умения и навыки, выработке которых способствует проектно-исследовательская деятельность:
Изучение окружающей действительности:
– наблюдения объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью.
Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения , способы объединения предметов по общему признаку.
Речевая деятельность: работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся; построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге.
Планирование и организация деятельности: выполнение инструкций и простейших алгоритмов, установление последовательности действий для решения задачи.
Работа в группе: умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Учебно-тематический план
№
п/п |
Тема | Кол-во часов |
В том числе |
||
Лаб., практ., экск. | к/р | ||||
1. | Ты – первоклассник | 6 | 1 экск. + 1 практ. | – | |
2. | Родная страна | 16 | 2экск. | – | |
3. | Родная природа | 27 | 6 экск.+ 2 практ. | 2 | |
4. | Мы и вещи | 3 | – | – | |
5. | Ты и здоровье | 9 | 2 практ. | – | |
6. | Твои друзья – взрослые и дети | 5 | – | – | |
Всего: 66 | 11 экск. + 5 практ. | 2 к/р |
Основное содержание
“Ты – первоклассник” (6 часов).
Давай познакомимся.
Знакомство со школой: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал. Уважение к труду работников школы. Оказание посильной помощи взрослым. Правила поведения на уроке и перемене.
Дорога от дома до школы. Улица, тротуар, проезжая часть, обочина, мостовая. Правила перехода улицы. Светофор. Дорожные знаки.
Групповая исследовательская работа: “Что нужно для успешной работы на уроке”. План проведения смотри в Приложении 2.
Экскурсии:
№ 1. “Знакомство с помещениями школы и правилами поведения в них”.
Практическая работа:
№ 1.“Моя дорога в школу”.
Знать / понимать:
– свое полное имя, домашний адрес;
– основные помещения школы и их расположение: гардероб, столовая, игровая,
спортзал;
Уметь:
– определять части дороги, различать дорожные знаки и сигналы светофора;
– подготавливать рабочее место.
Использовать полученные знания для:
– выбора безопасного пути от дома до школы;
– ежедневной подготовки рабочего места к уроку.
“Родная страна” (16 уроков).
Твоя семья. Твой домашний адрес. Члены семьи. Труд и отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Город и село. Родной город: название, достопримечательности.
Особенности труда людей родного края. Профессии.
Россия – наша родина, государственная символика (герб, флаг, гимн). Всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, 8 Марта, 12 апреля).
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы (Красная Площадь, Кремль).
Народы, населяющие Россию. Названия разных национальностей. Уважительное отношение к разным народам.
Индивидуальные исследовательские проекты: “Тайна моего имени (фамилии)”.
Экскурсии:
№ 1. “Достопримечательности родного города”,
№ 2.“Знакомство с профессиями нашего города” (ОАО ПТФ “Юнона”– вязальщица, швея, мясокомбинат “Велес”– технолог, обвальщик и другие).
Знать / понимать:
– название родной страны и столицы;
– государственную символику (герб, флаг, гимн);
– государственные праздники (8 Марта, Новый год, День Космонавтики);
– название своего города, его достопримечательности;
– профессии, характерные для Кургана и Курганской области (5).
Уметь:
– показывать на карте границы России и ее столицу;
– показывать на карте свой город.
Использовать полученные знания для:
– составления своего полного домашнего адреса;
– составления рассказа о своем городе;
– составления рассказа о Москве.
“Родная природа” (27 часов).
Что такое природа, признаки живой и неживой природы. Связи между живой и неживой природой. Явления природы (отлет птиц). Времена года и их особенности.
Вода. Легко определяемые свойства воды. Три состояния воды.
Растения и их разнообразие (лиственные и хвойные, дикорастущие и комнатные), нахождение отличительных признаков. Роль растений в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к растениям.
Групповые исследовательские проекты: “Почему растения не могут жить без света?”, “Почему некоторые растения растут на улице, а некоторые в помещении?”, “Почему у одних растений большие листья, а у других хвоинки или колючки?”
Животные и их разнообразие (дикие и домашние, звери и птицы). Виды птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Роль животных в жизни людей. Бережное отношение к животным.
Экскурсии:
№ 1–4.“Времена года: осень, зима, весна, лето”,
№ 5.“Разнообразие растений”,
№ 6. “Водоемы нашей местности”.
Практические работы:
№ 1. “Свойства воды”,
№ 2.“Условия, необходимые для жизни растений”.
Контрольные работы смотри в Приложении 1.
Знать / понимать:
– основные правила поведения в окружающей среде;
– основные свойства воды;
– основные условия благоприятной жизни растений и животных;
– нескольких представителей растительного и животного мира Зауралья.
Уметь:
– отличать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы;
– приводить примеры разных групп растений и животных (2-3);
– различать времена года.
Использовать полученные знания для:
– ухода за комнатными растениями;
– выполнения правил поведения в природе;
–установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.
“Мы и вещи” (3 урока).
Труд людей, которые делают для нас разные вещи. Бережное отношение к вещам, уход за ними. Обращение с бытовыми электрическими приборами. Противопожарная безопасность.
Знать / понимать:
– основные правила поведения обращения с бытовыми приборами;
Уметь:
– действовать в случаях возникновения возгорания.
Использовать полученные знания для:
– выполнения изученных правил безопасного поведения в экстремальной ситуации.
“Ты и здоровье” (9 уроков).
Общее представление о строении человека. Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена органов. Питание. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Физическая культура как условие сохранения и сохранения здоровья.
Коллективные исследовательские проекты: “Береги здоровье”.
Практические работы:
№ 1.“Определение времени по часам”,
№ 2. “Составление режима дня”.
Знать / понимать:
– органы чувств человека;
– правила здорового образа жизни;
– правила правильного питания.
Уметь:
– определять время по часам;
Использовать полученные знания для:
– выполнения правил сохранения здоровья через питание.
“Твои друзья– взрослые и дети” (5 уроков).
Сверстники, друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласие, взаимной помощи.
Знать/ понимать:
– основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие, трудолюбие-лень, послушание-непослушание).
Использовать полученные знания для:
– общения со сверстниками и взрослыми
Литература и средства обучения для учителя:
- Закон “Об образовании”.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Программа четырехлетней начальной школы “Начальная школа XXI века” – М.: Вентана-Граф, 2005 год. – 144 с.
- Виноградова Н.Ф. Учебник “Окружающий мир”, 1-й класс / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2006 год.
- Виноградова Н.Ф. Рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать”, 1-й класс/Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2006 год.
- Бобкова Л.Г. Проектирование рабочей программы по учебному предмету: начальная школа/ Л.Г.Бобкова.– Курган.: ИПКиПРО, 2006 год.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
- Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. / А.С. Обухов .– М.: Народное образование, 1999. – № 10.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания/ А.И.Савенков.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 год. – 208 с.
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт.– сост. Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2008 год. –138 с.
Литература и средства обучения для учащихся:
- Виноградова Н.Ф. Учебник “Окружающий мир”, 1-й класс / Н.Ф.Виноградова.– М.: Вентана-Граф, 2006 год.
- Виноградова Н.Ф. Рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать”, 1-й класс /Н.Ф.Виноградова.– М.: Вентана-Граф, 2006 год.