После окончания университета, пришла работать в школу, возникло желание: сделать уроки немецкого языка более интересными, увлекательными, так как мои школьные воспоминания все еще были свежи в памяти.
Проанализировав разнообразные приемы и методы обучения, остановилась на использовании игровых форм обучения на уроках иностранного языка, но с появлением интерактивных досок в школе такая задача стала решаться намного легче и быстрее. Они позволили учителям сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые "шаблоны", а также более эффективно осуществлять "обратную связь".
Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Исследования по воздействию технологий на обучение показали, что благодаря
интерактивной доске дети больше хотят учиться и их результаты улучшаются. Работа
с этим учебным оборудованием и широкие возможности для исследований развивают
дискуссию в классе и делают уроки динамичными. Дети быстро привыкают к
интерактивной доске.
Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям
становится интересно учиться. Я стала замечать, что благодаря появлению в классе
интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который
раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает
творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию
на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые
возможности для самовыражения. Интерактивные доски не только побуждают детей к
активной работе, но и помогают вам донести материал до каждого ученика в классе.
Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения – интерактивные методы обучения – может развиваться так:
- Подготовка к началу занятия
- Объяснение целей занятия
- Введение в новую тему или задание – может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой
- Развитие темы при участии школьников
- Обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.
Структура урока всегда остается та же – неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.
Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, – при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.
Учитель сам определяет, насколько часто будет применяться интерактивная доска. Это время определяется и с учетом специфики предмета, темы, раздела, особенностей обучающихся и т.п.
1. Если рассматривать особенности учащихся со стороны их мотивации к
предмету и использовании на уроке интерактивной доски: Мотивацию лучше всего
можно определить, как стремление ученика участвовать в образовательном процессе.
Хотя учащиеся могут одинаково стремиться к выполнению какой-либо задачи,
источники их мотивации бывают различными. У одних мотивация внутренняя, через
рефлексию и активное участие в уроках ведущая к познанию и самоутверждению. У
других она внешняя – разного рода соблазны, желание получить поощрение или
первым решить поставленную преподавателем задачу.
Электронные интерактивные доски подойдут обоим типам учащихся:
- Ученики с внутренней мотивацией стремятся выступить у электронной доски, для демонстрации перед лицом товарищей своих личных достижений.
- Ученики с внешней мотивацией отдаются всеобщему восхищению новой технологией, и удовольствие от работы с электронной доской вызывает стремление к активному участию в учебе.
2. Если рассматривать особенности учащихся со стороны их способностей
к запоминанию и воспроизведению информации.
Способность ученика запоминать и воспроизводить информацию зависит от ряда
условий. Некоторые из них касаются степени вовлеченности учащегося в
образовательный процесс и стимулов – об этом уже говорилось выше. Также успеху
ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их
в свободное от учебы время.
Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимся информации и ее воспроизведение следующими способами:
- Уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того, чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.
- Несколько разных подходов к преподаванию совмещаются при работе педагога с электронной интерактивной доской. Это также способствует более глубокому запоминанию материала.
- Записанные на электронной интерактивной доске комментарии после урока могут быть распечатаны. Таким образом, у ученика появляются дидактические материалы, облегчающие процесс воспроизведения усвоенной на уроке информации.
Делая выводы из всего выше сказанного, можно сказать, что интерактивные доски
являются компромиссом между привычными для преподавателя методами и требованиями
прогресса. Рост увлеченности учащихся классной работой (особенно это касается
учеников с внешней мотивацией) приводит, в свою очередь, к общему улучшению
посещаемости. Электронные интерактивные доски достаточно привлекательны, чтобы
выдержать конкуренцию с популярными среди учеников электронными устройствами
(например, карманными играми, мобильными телефонами и MP3-плеерами). Они
сосредотачивают учащегося на решении задачи, вызывая энтузиазм и создавая
дополнительную мотивацию для посещения уроков. Электронные интерактивные доски
более успешно, чем любое другое отвлекающее устройство или игра популяризируют
среди учеников навыки работы с компьютерами, столь необходимые в XXI веке. Дети
быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем
вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать
поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои
наблюдения. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко,
детям становится интересно учиться. Преподаватели замечают, что благодаря
появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики.
Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится
активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки,
направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело
учиться, находит новые возможности для самовыражения.
Итак, преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:
- Материалы к уроку можно приготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
- Можно создавать ссылки с одного файла на другой – например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио– и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение.
- Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование
- После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.
- Среди основных преимуществ использования интерактивных досок на уроках можно отметить большую вовлеченность школьников в процесс обучения, повышение мотивации к познанию, возможность применения разных стилей обучения, повышение эффективности работы преподавателя.
- Ученики с внутренней мотивацией стремятся выступить у электронной доски, для демонстрации перед лицом товарищей своих личных достижений.
- Ученики с внешней мотивацией отдаются всеобщему восхищению новой технологией, и удовольствие от работы с электронной доской вызывает стремление к активному участию в учебе.
Для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научит учащихся творчески мыслить лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передается детям.
Залогом успеха считаю взаимоотношения с детьми, важно понять каждого, уметь увидеть их глаза, не терять ход их мыслей, “шагать” вместе с ними, обучать, воспитывать каждым своим уроком, учить школьников учиться, включать каждого в активную мыслительную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу.
Опыт был представлен и одобрен коллегами на Августовской конференции в этом учебном году, также на международной научно-практической конференции: “Профессиональное развитие преподавателя иностранных языков” в направлении “Инновационные технологии в преподавании иностранных языков”.