Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Кто такие звери?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • познакомить детей с разнообразием зверей, их внешним строением;
  • раскрыть связь между строением животного и его образом жизни;
  • учить определять принадлежность животного к своей группе.

Учебные материалы:

  • учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас. 1-й класс”;
  • иллюстрации с изображениями зайца, медведя, лося, белки, кошки, собаки, ласточки, щуки, стрекозы, рыси, лисы.

Оборудование:

  • конверт с письмом для первоклассников; чучело зайца;
  • надписи: млекопитающие, грызуны, травоядные, хищники, дикие и домашние животные.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

– Ребята, я сегодня пришла утром в класс, а у меня на столе лежит вот такое необычное письмо от Муравьишки Вопросика.

Учитель достает письмо и читает.

– Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог встретить в этом лесу? Но сначала выполните мои задания.

1 задание:

Отгадайте загадки.

Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня … (оса)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

– А к какой группе относятся оса и кузнечик? (К группе насекомых)

– Какая отличительная особенность насекомых от всех других животных? (У них 6 лапок). Какое строение у насекомых.

Ловит спящая трава,
Это ухает … (сова)

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

– К какой группе относятся эти животные? Назовите их отличительные признаки.

Хвостом виляет
Зубастая, а не лает. (Щука)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

– К какой группе относятся эти животные? Назовите их отличительные признаки.

2-е задание

“Да, нет”

Если утверждение верно, то хлопаем в ладоши

– У всех птиц есть перья? (Да)

– Все птицы умеют летать? (Нет)

– У всех насекомых по 6 лапок? (Да)

– Все насекомые имеют крылья? (Да)

– Паук – насекомое? (Нет. У него 8 ног)

– У всех рыб есть чешуя? (Нет. У сома толстая кожа)

Кто в группе лишний?

Учитель читает название трех животных, одно из которых “лишнее”.

  1. жук, стрекоза, заяц
  2. кузнечик, бабочка, синица
  3. окунь, ласточка, щука
  4. летучая мышь, воробей, сова
  5. комар, муха, утка.

– Молодцы! Все выполнили задания. Муравьишка нами очень доволен.

– Ребята, мы с вами вспомнили насекомых, рыб, птиц. А кто такие заяц, рысь, белка? (Животные)

– Точно ли определили ребята группу, к которой относятся заяц, рысь, белка? (Нет)

– Почему? (Бабочка – насекомое, сова – птица, щука – рыба, а все они вместе – животные)

– А к какой же группе относятся заяц, рысь, белка?

III. Сообщение темы урока

– Ребята, перед нами возник вопрос.

– Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной группой животных и их основными признаками.

IV. Знакомство с новым материалом

– Может кто-то знает группу, к которой относятся наши животные.

Если дети не отвечают, ответ дает учитель.

Это звери. А вот кто же такие звери, нам предстоит выяснить. Давайте познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей. (Учитель читает загадку, а отгадку вывешивает в виде иллюстрации на доску)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

– Рассмотрите изображения этих животных на рисунках. Какие части тела вы у них можете назвать? (Голова, шея, туловище, лапы, хвост)

– Правильно. Сейчас мы можем показать все эти части тела на чучеле зайца. (Один ученик показывает, другой с места – называет)

– Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. А что еще является общим для всех этих зверей? (Их тело покрыто шерстью)

– Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб?

– А чем покрыто тело зверей? (шерстью)

– Откройте учебник на с. 26. Рассмотрите рисунок с изображением жирафа и назовите части его тела. Чем покрыто его тело и тело чучела зайца? (Шерстью)

– Посмотрите на Черепаху внизу страницы. Костюм какой группы животных она надела? (Костюм зверей)

– А какой вывод она делает, прочитайте.

– Существует примерно 4500 видов зверей (млекопитающих). Звери – это единственные живые существа, у которых есть шерсть. В холодные зимние месяцы некоторые из них покрываются густым теплым мехом. Звери – теплокровные, то есть тело сохраняет одинаковую температуру в любую погоду – и в жару, и в холод. Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни большие, а другие маленькие. У одних, длинные уши, у других – короткие, у одних рога есть, у других – нет, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а некоторых хвостики еле-еле видны.

(Вывешиваются картинки с изображением лося, косули)

– Ребята, чем питаются эти звери? (Травой, листьями)

Сообщение ученика 1. Лось – очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси отличные пловцы.

– А кто догадается, как называют таких животных? (Травоядными). (Если не называют дети, то учитель дает понятие)

– Этих животных называют травоядные. Все они имеют копыта.

(Вывешиваются картинки с изображением белки и зайца)

– Ребята, а чем питаются эти звери? Грызут орехи, шишки, корешки.

Сообщение ученика 2. Белки зимой и летом живут в лесах, где для них есть пища. Летом они запасают на зиму корм и прячут его во мху или в дупле. Летом белки носят легкую рыжую шубку, а зимой – серую, густую и теплую.

Сообщение ученика 3. Заяц два раза в год меняет свою шубку. Плохо бы пришлось ему зимой, если бы он остался серым, как летом или осенью. Но осенью заяц линяет, и вместо серой шерстки вырастает снежно-белая.

– Этих животных называют грызунами.

(вывешивается картинка с изображением медведя)

Сообщение ученика 4. Медведи – отличные охотники, но они часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывает жуков и личинок., ловят лягушек и рыбу. Осенью звери заботятся о надежной берлоге, в которой они спят до весны.

Медведь, рысь, волк, лиса хищники.

Чем все эти животные кормят своих детенышей? (Молоком) Вот почему всех их – и травоядных, и хищников, и грызунов – называют млекопитающими.

– Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. Рассмотрите этих животных в учебнике на с. 27. Назовите их. (Крот, летучая мышь, кит)

– Обратите внимание на крота. Что в них особенного? (Передние лапы большие)

– Как вы думаете, почему?

(Крот роет подземные ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы)

– Верно, лапы крота превратились в лопатки, которыми он очень быстро делает подземные ходы. Что необычного в строении летучей мыши?

(У нее вместо лап крылья)

– Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми и живут в щелях домов, дуплах, пещерах. Днем они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой, а ночью охотятся.

– Рассмотрите кита. Что необычного в строении его тела?

У него вместо ног – плавники, а шерсти нет.

В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски, которые помогают киту найти пищу.

V. Практическая часть. Работа в тетради.

VI. Итог урока. Какую роль играют звери в жизни человека? Как человек должен заботиться о них? На какие группы делятся звери? Рассказы о каких животных вам понравились?

Список литературы:

  1. Н. Вдовина. “Кто такие звери” ,журнал “Начальная школа” № 12/2008, с. 19.
  2. Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету “Окружающий мир” Изд. “Экзамен”, 2007.