Цель урока:
- познакомить детей с разнообразием зверей, их внешним строением;
- раскрыть связь между строением животного и его образом жизни;
- учить определять принадлежность животного к своей группе.
Учебные материалы:
- учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас. 1-й класс”;
- иллюстрации с изображениями зайца, медведя, лося, белки, кошки, собаки, ласточки, щуки, стрекозы, рыси, лисы.
Оборудование:
- конверт с письмом для первоклассников; чучело зайца;
- надписи: млекопитающие, грызуны, травоядные, хищники, дикие и домашние животные.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
– Ребята, я сегодня пришла утром в класс, а у меня на столе лежит вот такое необычное письмо от Муравьишки Вопросика.
Учитель достает письмо и читает.
– Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог встретить в этом лесу? Но сначала выполните мои задания.
1 задание:
Отгадайте загадки.
Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня … (оса)На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
– А к какой группе относятся оса и кузнечик? (К группе насекомых)
– Какая отличительная особенность насекомых от всех других животных? (У них 6 лапок). Какое строение у насекомых.
Ловит спящая трава,
Это ухает … (сова)Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
– К какой группе относятся эти животные? Назовите их отличительные признаки.
Хвостом виляет
Зубастая, а не лает. (Щука)На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
– К какой группе относятся эти животные? Назовите их отличительные признаки.
2-е задание
“Да, нет”
Если утверждение верно, то хлопаем в ладоши
– У всех птиц есть перья? (Да)
– Все птицы умеют летать? (Нет)
– У всех насекомых по 6 лапок? (Да)
– Все насекомые имеют крылья? (Да)
– Паук – насекомое? (Нет. У него 8 ног)
– У всех рыб есть чешуя? (Нет. У сома толстая кожа)
– Кто в группе лишний?
Учитель читает название трех животных, одно из которых “лишнее”.
- жук, стрекоза, заяц
- кузнечик, бабочка, синица
- окунь, ласточка, щука
- летучая мышь, воробей, сова
- комар, муха, утка.
– Молодцы! Все выполнили задания. Муравьишка нами очень доволен.
– Ребята, мы с вами вспомнили насекомых, рыб, птиц. А кто такие заяц, рысь, белка? (Животные)
– Точно ли определили ребята группу, к которой относятся заяц, рысь, белка? (Нет)
– Почему? (Бабочка – насекомое, сова – птица, щука – рыба, а все они вместе – животные)
– А к какой же группе относятся заяц, рысь, белка?
III. Сообщение темы урока
– Ребята, перед нами возник вопрос.
– Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной группой животных и их основными признаками.
IV. Знакомство с новым материалом
– Может кто-то знает группу, к которой относятся наши животные.
Если дети не отвечают, ответ дает учитель.
– Это звери. А вот кто же такие звери, нам предстоит выяснить. Давайте познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей. (Учитель читает загадку, а отгадку вывешивает в виде иллюстрации на доску)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака)Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
– Рассмотрите изображения этих животных на рисунках. Какие части тела вы у них можете назвать? (Голова, шея, туловище, лапы, хвост)
– Правильно. Сейчас мы можем показать все эти части тела на чучеле зайца. (Один ученик показывает, другой с места – называет)
– Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. А что еще является общим для всех этих зверей? (Их тело покрыто шерстью)
– Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб?
– А чем покрыто тело зверей? (шерстью)
– Откройте учебник на с. 26. Рассмотрите рисунок с изображением жирафа и назовите части его тела. Чем покрыто его тело и тело чучела зайца? (Шерстью)
– Посмотрите на Черепаху внизу страницы. Костюм какой группы животных она надела? (Костюм зверей)
– А какой вывод она делает, прочитайте.
– Существует примерно 4500 видов зверей (млекопитающих). Звери – это единственные живые существа, у которых есть шерсть. В холодные зимние месяцы некоторые из них покрываются густым теплым мехом. Звери – теплокровные, то есть тело сохраняет одинаковую температуру в любую погоду – и в жару, и в холод. Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни большие, а другие маленькие. У одних, длинные уши, у других – короткие, у одних рога есть, у других – нет, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а некоторых хвостики еле-еле видны.
(Вывешиваются картинки с изображением лося, косули)
– Ребята, чем питаются эти звери? (Травой, листьями)
Сообщение ученика 1. Лось – очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси отличные пловцы.
– А кто догадается, как называют таких животных? (Травоядными). (Если не называют дети, то учитель дает понятие)
– Этих животных называют травоядные. Все они имеют копыта.
(Вывешиваются картинки с изображением белки и зайца)
– Ребята, а чем питаются эти звери? Грызут орехи, шишки, корешки.
Сообщение ученика 2. Белки зимой и летом живут в лесах, где для них есть пища. Летом они запасают на зиму корм и прячут его во мху или в дупле. Летом белки носят легкую рыжую шубку, а зимой – серую, густую и теплую.
Сообщение ученика 3. Заяц два раза в год меняет свою шубку. Плохо бы пришлось ему зимой, если бы он остался серым, как летом или осенью. Но осенью заяц линяет, и вместо серой шерстки вырастает снежно-белая.
– Этих животных называют грызунами.
(вывешивается картинка с изображением медведя)
Сообщение ученика 4. Медведи – отличные охотники, но они часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывает жуков и личинок., ловят лягушек и рыбу. Осенью звери заботятся о надежной берлоге, в которой они спят до весны.
Медведь, рысь, волк, лиса – хищники.
Чем все эти животные кормят своих детенышей? (Молоком) Вот почему всех их – и травоядных, и хищников, и грызунов – называют млекопитающими.
– Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. Рассмотрите этих животных в учебнике на с. 27. Назовите их. (Крот, летучая мышь, кит)
– Обратите внимание на крота. Что в них особенного? (Передние лапы большие)
– Как вы думаете, почему?
(Крот роет подземные ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы)
– Верно, лапы крота превратились в лопатки, которыми он очень быстро делает подземные ходы. Что необычного в строении летучей мыши?
(У нее вместо лап крылья)
– Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми и живут в щелях домов, дуплах, пещерах. Днем они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой, а ночью охотятся.
– Рассмотрите кита. Что необычного в строении его тела?
У него вместо ног – плавники, а шерсти нет.
В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски, которые помогают киту найти пищу.
V. Практическая часть. Работа в тетради.
VI. Итог урока. Какую роль играют звери в жизни человека? Как человек должен заботиться о них? На какие группы делятся звери? Рассказы о каких животных вам понравились?
Список литературы:
- Н. Вдовина. “Кто такие звери” ,журнал “Начальная школа” № 12/2008, с. 19.
- Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету “Окружающий мир” Изд. “Экзамен”, 2007.