Конспект открытого занятия по развитию речи "Я — оратор"

Разделы: Русский язык


Отличительная черта занятия – направленность на:

  • преодоление страха перед аудиторией;
  • развитие дикции;
  • постановка дыхания, приобретение навыка устной речи;
  • развитие интереса к языку.

Задачи занятия – развивать умения:

  • Убеждать посредством устной речи.
  • Донести свои мысли, идеи до оппонента и понять чужое мнение по данному вопросу.
  • Вырабатывать общее мнение, принимать общее решение или находить компромисс.

Занятие строится на принципах естественного развития личности учащихся:

  • От умения отстаивать свои взгляды – к умению сопоставлять их со взглядами других и формировать обще приемлемое мнение.

В ходе занятия активно используются элементы технологии контекстного обучения.

1. Слово учителя с элементами беседы о предмете занятия.

Каждый человек на каком-то этапе своей жизни, в конкретной ситуации довольно часто испытывает трудности в подготовке к публичному выступлению. Ежедневно человеку приходится выстраивать, “изобретать” свою речь. Как справиться с этой ситуацией? Как сделать публичную речь яркой, выразительной, правильной? Каковы слагаемые успешной речи? Как произнести речь так, чтобы слушающие сказали о тебе: “Вот это оратор! Надо же, как красноречив!”. Какие два понятия я объединила в этом предложении?

Оратор Красноречие

Взаимосвязаны ли эти два понятия? Каким образом?

Есть такая древняя притча. Уставший путник остановился у камня отдохнуть. Мимо него проходил работник, толкая тяжелую тележку, доверху нагруженную камнями.

– Что ты делаешь, добрый человек? – спросил у него путник.

– Не видишь, я, надрываясь, толкаю тяжелую тележку, – неприветливо ответил тот.

Появился второй работник с такой же тележкой. Путник и ему задал тот же вопрос. Он ответил:

– Я зарабатываю на хлеб себе и своей семье.

И третьему путник задал тот же вопрос:

– Что ты делаешь, добрый человек?

Третий работник остановился, отер рукавом пот со лба, легкая улыбка мелькнула на его лице, и он, указывая рукой на холм, где был заложен фундамент, ответил:

– Я строю этот прекрасный храм.

Любое действие, предмет, явление можно определить по-разному.

По-разному определяли и понятие “красноречие”.

“Красноречие – есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.” М.В.Ломоносов

Древнегреческий философ Аристотель считал, что “красноречие – это счастье”, потому что оно помогает человеку быть понятым другими.

В.Г.Белинский: “Красноречие есть искусство, – не целое и полное, как поэзия: в красноречии есть цель, всегда практическая, всегда определяемая временем и обстоятельствами…”

Дайте свое определению понятию “красноречие”.

Какими основными характеристиками должна обладать красноречивая ораторская речь?

Речь должна быть:

– Правильной,
– Информативной,
– Эмоциональной.

Правильной: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность, оригинальность.

Информативной: конкретная тема, цель выступления, соответствие подробному плану.

Эмоциональной: жесты, интонация, пауза, мимика.

2. Анализ речи, подготовленной учащимися. Обсуждение с точки зрения основных характеристик.

Речь № 1. Видеозапись оратора из 10 класса Степановой Надежды.

Речь № 2. Видеозапись оратора из 10 класса Соболевой Анжелики.

3. Работа над собственной речью.

Академик A.M. Микулин говорил, что “...все люди, которым в своей работе приходится быть ораторами, обязательно должны пройти курс постановки голоса во имя защиты своего здоровья и даже жизни...”.

У неподготовленного человека, непривычного к произношению монологов, страдает основная функция — снабжение организма кислородом, так как человек старается сказать как можно больше слов на выдохе и задерживает вдох.

Постановка дыхания. Встаньте, расслабьтесь, положите руки на верхнюю часть живота. Плечи и грудь неподвижны. Вдохните верхней частью живота (через нос), выдохните (через рот). Сделайте несколько вдохов – выдохов на счет. Попробуйте на выдохе произнести звук [ф].

Об известном ораторе Демосфене я вам рассказывала на предыдущем уроке развития речи.

Он набирал в рот камешки и старался говорить ясно. Брал в руки щенка, слушая его рычание, повторял звук р. Громко читал стихи, гуляя по песчаному берегу моря, стараясь заглушить голосом шум волн. Подвесил к потолку меч, чтобы тот всякий раз, когда дернется плечо, больно ранил Демосфена. Давайте выполним одно из его упражнений, наберем в рот камешков (сладкие конфетки) и произнесем четко и ясно скороговорки:

  1. Перепел перепелку и перепелят
    В перелеске прятал от ребят.
  2. Шел косой козел с косой
    Пришел косой козел с косой.
  3. У осы не усы, не усищи, а усики.
  4. Наш Полкан попал в капкан.
  5. Шесть мышат в камышах шуршат.
  6. У пеньков опять пять опят.
  7. У ежа ежата, у ужа ужата.
  8. Проворонила ворона вороненка.
  9. Сшила Саша Сашке шапку.
  10. У Маши мошка в каше.
  11. Баран-буян залез в бурьян.
  12. От топота копыт пыль по полю летит.
  13. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4. Работа с форматом “Я – оратор”.

Я – оратор

Вы – искусный оратор своего времени. Вам предстоит публичное выступление на большую аудиторию. Как известно, подобное выступление требует огромной подготовки.

Задание: установите правильную последовательность перечисленных действий при подготовке ораторской речи.

Наименование действий Индивид

оценка

Индивид ошибка Правильный ответ Групповая оценка Групповая ошибка
Составление плана изложения          
Формулировка цели доклада          
Выбор стиля выступления          
Написание текста доклада          
Репетиция выступления          
Прогнозирование возможных реакций аудитории на доклад          
Разбивка материала доклада по времени          
Оценка актуальности темы доклада на фоне других докладов          
Формулировка названия          
Выбор “ударного” момента в выступлении          
Выбор способа начала доклада          
Принятие решения об использовании наглядных средств          
Подготовка наглядных материалов          
Сумма ошибок        

Посмотреть правила работы с форматом можно в материалах фестиваля “Открытый урок” за 2005–2006 учебный год (статья “Формы и методы контекстного обучения на уроках литературы, как средство развития творческих способностей учащихся”– https://urok.1sept.ru/articles/311213).

5. Заключительное слово учителя: “Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым оно обладает, другим людям...

Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: оно должно подымать за собой известную тяжесть. И только по тому, сколько оно захватывает и подымает за собой чужого настроения, – мы оцениваем его значение и силу”.
(В. Короленко