Отличительная черта занятия – направленность на:
- преодоление страха перед аудиторией;
- развитие дикции;
- постановка дыхания, приобретение навыка устной речи;
- развитие интереса к языку.
Задачи занятия – развивать умения:
- Убеждать посредством устной речи.
- Донести свои мысли, идеи до оппонента и понять чужое мнение по данному вопросу.
- Вырабатывать общее мнение, принимать общее решение или находить компромисс.
Занятие строится на принципах естественного развития личности учащихся:
- От умения отстаивать свои взгляды – к умению сопоставлять их со взглядами других и формировать обще приемлемое мнение.
В ходе занятия активно используются элементы технологии контекстного обучения.
1. Слово учителя с элементами беседы о предмете занятия.
Каждый человек на каком-то этапе своей жизни, в конкретной ситуации довольно часто испытывает трудности в подготовке к публичному выступлению. Ежедневно человеку приходится выстраивать, “изобретать” свою речь. Как справиться с этой ситуацией? Как сделать публичную речь яркой, выразительной, правильной? Каковы слагаемые успешной речи? Как произнести речь так, чтобы слушающие сказали о тебе: “Вот это оратор! Надо же, как красноречив!”. Какие два понятия я объединила в этом предложении?
Оратор | Красноречие |
Взаимосвязаны ли эти два понятия? Каким образом?
Есть такая древняя притча. Уставший путник остановился у камня отдохнуть. Мимо него проходил работник, толкая тяжелую тележку, доверху нагруженную камнями.
– Что ты делаешь, добрый человек? – спросил у него путник.
– Не видишь, я, надрываясь, толкаю тяжелую тележку, – неприветливо ответил тот.
Появился второй работник с такой же тележкой. Путник и ему задал тот же вопрос. Он ответил:
– Я зарабатываю на хлеб себе и своей семье.
И третьему путник задал тот же вопрос:
– Что ты делаешь, добрый человек?
Третий работник остановился, отер рукавом пот со лба, легкая улыбка мелькнула на его лице, и он, указывая рукой на холм, где был заложен фундамент, ответил:
– Я строю этот прекрасный храм.
Любое действие, предмет, явление можно определить по-разному.
По-разному определяли и понятие “красноречие”.
“Красноречие – есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.” М.В.Ломоносов
Древнегреческий философ Аристотель считал, что “красноречие – это счастье”, потому что оно помогает человеку быть понятым другими.
В.Г.Белинский: “Красноречие есть искусство, – не целое и полное, как поэзия: в красноречии есть цель, всегда практическая, всегда определяемая временем и обстоятельствами…”
Дайте свое определению понятию “красноречие”.
Какими основными характеристиками должна обладать красноречивая ораторская речь?
Речь должна быть:
– Правильной,
– Информативной,
– Эмоциональной.
Правильной: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность, оригинальность.
Информативной: конкретная тема, цель выступления, соответствие подробному плану.
Эмоциональной: жесты, интонация, пауза, мимика.
2. Анализ речи, подготовленной учащимися. Обсуждение с точки зрения основных характеристик.Речь № 1. Видеозапись оратора из 10 класса Степановой Надежды.
Речь № 2. Видеозапись оратора из 10 класса Соболевой Анжелики.
3. Работа над собственной речью.
Академик A.M. Микулин говорил, что “...все люди, которым в своей работе приходится быть ораторами, обязательно должны пройти курс постановки голоса во имя защиты своего здоровья и даже жизни...”.
У неподготовленного человека, непривычного к произношению монологов, страдает основная функция — снабжение организма кислородом, так как человек старается сказать как можно больше слов на выдохе и задерживает вдох.
Постановка дыхания. Встаньте, расслабьтесь, положите руки на верхнюю часть живота. Плечи и грудь неподвижны. Вдохните верхней частью живота (через нос), выдохните (через рот). Сделайте несколько вдохов – выдохов на счет. Попробуйте на выдохе произнести звук [ф].
Об известном ораторе Демосфене я вам рассказывала на предыдущем уроке развития речи.
Он набирал в рот камешки и старался говорить ясно. Брал в руки щенка, слушая его рычание, повторял звук р. Громко читал стихи, гуляя по песчаному берегу моря, стараясь заглушить голосом шум волн. Подвесил к потолку меч, чтобы тот всякий раз, когда дернется плечо, больно ранил Демосфена. Давайте выполним одно из его упражнений, наберем в рот камешков (сладкие конфетки) и произнесем четко и ясно скороговорки:
- Перепел перепелку и перепелят
В перелеске прятал от ребят. - Шел косой козел с косой
Пришел косой козел с косой. - У осы не усы, не усищи, а усики.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- У пеньков опять пять опят.
- У ежа ежата, у ужа ужата.
- Проворонила ворона вороненка.
- Сшила Саша Сашке шапку.
- У Маши мошка в каше.
- Баран-буян залез в бурьян.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4. Работа с форматом “Я – оратор”.
Я – оратор
Вы – искусный оратор своего времени. Вам предстоит публичное выступление на большую аудиторию. Как известно, подобное выступление требует огромной подготовки.
Задание: установите правильную последовательность перечисленных действий при подготовке ораторской речи.
Наименование действий | Индивид оценка |
Индивид ошибка | Правильный ответ | Групповая оценка | Групповая ошибка |
Составление плана изложения | |||||
Формулировка цели доклада | |||||
Выбор стиля выступления | |||||
Написание текста доклада | |||||
Репетиция выступления | |||||
Прогнозирование возможных реакций аудитории на доклад | |||||
Разбивка материала доклада по времени | |||||
Оценка актуальности темы доклада на фоне других докладов | |||||
Формулировка названия | |||||
Выбор “ударного” момента в выступлении | |||||
Выбор способа начала доклада | |||||
Принятие решения об использовании наглядных средств | |||||
Подготовка наглядных материалов | |||||
Сумма ошибок |
Посмотреть правила работы с форматом можно в материалах фестиваля “Открытый урок” за 2005–2006 учебный год (статья “Формы и методы контекстного обучения на уроках литературы, как средство развития творческих способностей учащихся”– https://urok.1sept.ru/articles/311213).
5. Заключительное слово учителя: “Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым оно обладает, другим людям...
Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: оно
должно подымать за собой известную тяжесть. И только по тому, сколько оно
захватывает и подымает за собой чужого настроения, – мы оцениваем его значение и
силу”.
(В. Короленко