Цели:
- познакомить учащихся с Красной книгой Волгоградской области;
- расширить и углубить знания об исчезающих животных и растениях,
- встречающихся на территории Ленинского района и нуждающихся в особо бережном отношении к ним человека;
- раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны;
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Задачи:
- учить работать с различной литературой;
- развивать воображение, умение обобщать, делать выводы.
Обеспечение:
- источники литературы для учащихся;
- образцы выполнения работы;
- справочная литература для учителя;
- личные наблюдения учащихся.
Специфические умения и навыки учащихся, необходимые для работы в проектк:
- умение выбирать нужный материал для работы в книгах, энциклопедиях;
- оформлять материал согласно плану.
Мотивация в работе:
- собрать материал об исчезающих видах живой природы Ленинского района;
- создать Красную книгу Ленинского района.
Развитие навыков:
- самостоятельности (самостоятельная работа с источниками литературы, составление описания работы);
- самостоятельное решение при выборе животного и растения;
- коммуникативности (ролевое взаимодействие при работе в группах);
- мыслительной деятельности (планирование последовательности выполняемых операций);
- самоанализа и рефлексии (определение правильности и готовности работы, показ и защита работы).
Расширение кругозора:
- знакомство с представителями исчезающих животных и растений Волгоградской
- области и выбор видов, находящихся на территории Ленинского района;
- знакомство с новой научной литературой.
Этапы работы над проектом
“Красная книга Ленинского района”
Учитель | Учащиеся |
1-й этап. Погружение в проект |
|
Формулирует мысль о проекте, которая возникла при изучении темы “Красная книга Волгоградской области”, когда учащиеся заинтересовались, какие исчезающие животные и растения встречаются на территории Ленинского района | Осуществляют личностное присвоение проблемы |
Помогает искать причины исчезновения
растений и животных: браконьерство, загрязнение окружающей среды, мало
информации о животных и растениях. Разыгрывает ситуацию, в которой
учащиеся формулируют причины исчезновения растений и животных. Вывод: необходимо знать исчезающих животных и растений, чтобы научиться беречь. Предлагает создать Красную книгу Ленинского района |
Вживаются в ситуацию. Урок-экскурсия в
визит-центр “Природный парк “Волго-Ахтубинская пойма” с целью наблюдения
за живой природой и нахождения некоторых видов на территории Ленинского
района, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области. С предложением учителя соглашаются |
Цель: повысить уровень информации об
исчезающих животных и растениях Ленинского района через создание Красной
книги. Задачи: научить пользоваться справочной литературой; развивать познавательный интерес; воспитывать бережное отношение к природе |
Принимают предложения учителя, уточняют и конкретизируют цели и задачи: подобрать нужную информацию в литературе |
2-й этап. Работа над проектом “Красная книга Ленинского района” |
|
Предлагает классу разделиться на 4 группы (по интересам). Выдает карточки с критериями | Делятся на 4 группы по желанию |
Распределяет обязанности между группами на время сбора информации. Предлагает каждому подготовить информацию о животном или растении | Распределяют роли |
Планирует деятельность группы: сбор информации в литературе, выбор четырех представителей, которые встречаются на территории Ленинского района | Планируют работу: выбор представителей
животных и растений; составить план оформления работы; оформить работу. Выбор раздела Красной книги |
Предлагает выбрать форму презентации | Выбирают формы и способы презентации. Высказывают мнения о своих результатах |
3-й этап. Работа над проектом “Красная книга Ленинского района” |
|
Консультирует по мере необходимости: – каких представителей лучше выбрать; – какую информацию исключить или, наоборот, добавить; – показывает образец реферата; – оформляет библиотечку (книги о растения и животных) |
Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу |
Ненавязчиво контролирует (наблюдает, фиксирует группу в целом по критериям) | Консультирует по необходимости |
Подсказывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу, какую иллюстрацию лучше использовать | Добывают недостающие знании |
Оказывает помощь учащимся при подготовке презентации работы | Во внеурочное время готовятся к презентации |
4-й этап. Работа над проектом “Красная книга Ленинского района” |
|
Принимает отчет. Обобщает результаты работы группы. Подводит итоги обучения (комментирует новые способы деятельности учащихся). Оценивает работу каждой группы. |
Показывают умение планировать и
осуществлять работу. Задают вопросы о деятельности другой группы. |
Литература:
- Шликине Т. Н. “Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся”. Журнал “Начальная школа” 2008г., №9 .
- Лободина Н. В. “Экологическое воспитание в начальной школе” .Волгоград, 2007.
- Кувашова Н. Г. “Праздники в начальной школе”. Волгоград, 1997.