Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомиться с правописанием суффиксов глагола.
- Научиться правильно писать суффиксы -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) в глаголах.
- Закрепить знания новых терминов.
Развивающие:
- Развивать умение систематизировать и анализировать.
- Развивать мышление и речь.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (упр. 496)
2. Изучение новой темы.
Образуйте новые слова:
От глагола заносить взять приставку, от глагола гадать – корень, добавить суффикс -ыва-, от глагола леплю – окончание (за-гад-ыва-ю).
От глагола облететь взять приставку, от существительного радость-корень, добавить суффикс -ова-, написать окончание неопределенной формы глагола (об-рад-ова-ть).
Постановка проблемного вопроса: почему в первом глаголе мы пишем суффикс -ыва-, а во втором -ова-?
Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
3 .Знакомство с теоретическим материалом (в учебнике под ред. Н.М.Шанского данный материал предоставлен в параграфе 89).
Рассуждаем так:
– Пишу суффиксы -ова- (-ева-) в неопределенной форме и прошедшем времени. Если они заменяются в личной форме на -ую.
– Пишу суффиксы -ыва- (-ива-) , если такой замены не происходит.
4. Закрепление нового материала.
– По данному образцу образуйте глаголы от существительных и напишите:
Ночь – ночую – ночевать.
Экзамен –
Чувство –
Формула –
Доказательство –
– Объясните смысл пословиц. Определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.
Скоро сказка сказ..вается, да не скоро дело делается.
Не отклад..вай на завтра то, что можно сделать сегодня.
От хлеба – соли не отказ..ваются.
Без денег торг..вать, как без соли хлебать.
– Фразеологическая минутка
Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.
Держать нос по ветру Не выноси сор из избы Разделать под орех Жар загребать чужими руками |
– не раскр..вай тайны – раскритик..вать – приспосабл..ваться к обстоятельствам – польз..ваться результатами чужого труда |
– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите суффиксы глаголов.
Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь; она
уклад..валась, увяз..вала белье и платье, написала длинное письмо. Ветер не мог
тут свирепств..вать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир
успокоился. Все сугробы да овраги ; поминутно сани опрокид..вались, поминутно он
их подымал. Солдаты весело разговар..вали между собой.
-Я велел было поскорее заклад..вать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель,
и смотритель совет..вал мне переждать,– сказал Бурмин.
(А.С.Пушкин “Метель”)
5. Домашнее задание:
По данному образцу образуйте глаголы несовершенного вида и напишите, обозначая орфограмму.
Прополоть – пропалываю – пропалывать.
Распороть –
Оглядеться –
Оттаять –
Запаять –
Выпрашивать –
Жаловаться –