Цель: Ввести понятие литра как единицы измерения объема жидкости.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с единицей измерения объема жидкости – литром;
- формировать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная:
- воспитывать аккуратность, бережливость, любознательность.
Оборудование, обеспечение:
- учебник М. И. Моро и др. “МАТЕМАТИКА для 1 класса, часть 2”,
- емкости для воды (ведерко, две банки по 3 л, банки вместимостью 1 л, 0,5 л),
- карточки с дифференцированными заданиями для устного счета,
- карточки для работы по группам, индивидуальные наборные полотна,
- иллюстрации к познавательному материалу (изображение верблюда, страуса, ребенка, крана с вытекающей водой),
- изображение полянки, паровозика,
- музыкальный центр, диск с записью фонограммы песни из мультфильма “Паровозик из Ромашково”.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Вхождение в контакт.
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Тем более, что сегодня не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране Математике. А путешествовать мы будем вот на этом веселом паровозике.
Учитель демонстрирует изображение паровозика.
2) Чистописание.
– Откройте тетради. В ваших тетрадях карандашом нарисован паровозик с вагончиками. Обведите его ручкой.
– Сколько вагончиков везет паровозик? (2)
– Давайте пропишем цифру два. Посмотрите на доску. В каком порядке будем писать цифру? (Одна, через клеточку – три подряд, через клеточку – одна, и т.д.)
3) Сообщение темы и цели урока. Устный счет.
– Прежде чем отправиться в путь, ответьте на вопросы.
– Как называется единица измерения длины, с которой мы уже знакомы? (Сантиметр)
– С какой единицей массы мы познакомились на прошлом уроке? (Килограмм)
– Можно ли с помощью этих единиц измерить, сколько воды в нашем ведерке?
Учитель демонстрирует ведерко.
– Нам предстоит узнать, как называется единица, которой измеряется объем жидкости.
Учитель открывает часть темы: “Единица измерения объема жидкости”.
– Ну что же, все готовы к путешествию? Тогда закройте глазки и мы отправляемся.
Учитель включает музыку, открывает доску.
На доске – изображение полянки, паровозика, названия “станций”.
– Первая станция – “Считалкино”.
– Возьмите цветные карточки, решите примеры, найдите в таблице буквы, которые соответствуют ответам, составьте слово.
Карточка красного цвета:
Карточка желтого цвета:
Карточка зеленого цвета:
– Какое же слово у вас получилось? (Литр)
Полностью открывается название темы: “Единица измерения объема жидкости – литр”
– Прочитайте тему нашего урока хором.
II. Физкультминутка.
– Давайте представим себя паровозиками и отправимся к следующей станции.
– Загудел паровоз: Ту-ту!
– И вагончики повез: Ту-ту!
Чу, чу, чу, чу! Далеко я укачу!
Физкультминутка выполняется под мелодию “Песни Паровозика”.
III. Изучение новых знаний.
1) Фронтальная беседа с учащимися.
Учитель передвигает паровозик к следующей “станции”.
– Мы прибываем на следующую станцию. Давайте прочитаем, как она называется. (“Размышлялкино”)
– Что у нас в ведерке? (Вода)
– Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется? (Вода разольется, растечется по полу)
– Почему? (Вода – это жидкость)
– Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)
– Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Емкость)
– Приведите примеры емкостей. (Банка, ведро, стакан, кастрюля, …)
– Ребята, посмотрите на эти банки. Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное? (На вид банки одинаковые)
– Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость)
– Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.
К доске выходят два ученика. Один получает банку 1л, другой – 0,5л.
– Ребята будут наливать воду в большие банки. Как надо наливать воду? (Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки).
– Первый вариант считает, сколько баночек выльет 1-й ученик, а второй считает, сколько баночек выльет второй ученик.
2) Выполнение практического задания по измерению объема (вместимости) банок.
– Сколько банок насчитал первый вариант? (3 банки)
– Сколько банок насчитал второй вариант? (6 банок)
– Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую-то ошибку? (Ребята наливали воду банками разного размера, надо было взять одинаковые, для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками)
– Правильно! Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько таких банок уместилось в большую банку ? (3)
– Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки, 5 банок? (Значит, в емкости 4 литра, 5 литров)
– Слово ЛИТР сокращенно пишут так: л.
Учитель вывешивает на доску карточку: ЛИТР – Л.
IV. Первичное закрепление нового материала.
1) Решение задачи.
а) Ознакомление с текстом задачи.
Учитель передвигает паровозик к следующей “станции”.
– Мы прибыли на станцию “Задачкино”.
– Откройте учебники на странице 36. Задача №3.
– Прочитайте задачу.
Текст задачи читает хорошо читающий ученик:
В банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше. Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и бидоне вместе?
б) Анализ текста задачи.
– О чем эта задача? (О молоке)
– Что такое молоко? (Жидкость)
– В каких емкостях находится молоко? (В банке и в бидоне)
– Сколько молока в банке? (3 л)
– Что известно про молоко в бидоне? (На 4 л больше, чем в банке)
– Что значит “на 4 больше”? (Столько же да еще 4)
– Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его.
в) Поиск решения первой части задачи
– Посмотрите на схемы.
|
|
|
|
– Выберите ту, которая иллюстрирует нашу задачу. Объясните свой выбор.
– Что неизвестно, целое или часть?
– Как найти целое? (Чтобы найти целое надо сложить части)
– Запишите решение первой части задачи.
г) Самостоятельная работа по решению первой части задачи. Оформление решения.
Один ученик работает за доской, затем дети проверяют решение.
Свое согласие или несогласие выражают с помощью сигнальных карточек.
На доске должна появиться запись: 3+4=7(л)
д) Анализ второй части задачи (в виде фронтальной беседы).
– Прочитайте второй вопрос задачи.
– Вспомним, сколько молока в банке? В бидоне?
– Дополните схему, чтобы она помогла нам ответить на второй вопрос задачи.
Рис. 4
– Посмотрите на эти выражения.
На доске: 7-3, 3+7, 4-3
– Какое из них вы выберите, чтобы ответить на второй вопрос? Почему? (Неизвестно целое; чтобы найти целое, надо сложить части)
е) Оформление решения второй части задачи. Формулировка ответа.
– Запишем решение второй части задачи.
Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске: 3+7=10 (л)
– Сколько чисел будет в ответе? (2, потому что в задаче два вопроса)
– Запишем ответ.
Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске: Ответ: 7 л, 10 л.
2) Физкультминутка.
– Отправляемся к следующей станции.
– Паровоз кричит: Ду-ду! Я иду, иду, иду!
– А колеса стучат, а колеса говорят: Так, так, так! Так, так, так! Так, так, так!
Физкультминутка выполняется под мелодию “Песни Паровозика”.
Учитель передвигает паровозик к следующей “станции”.
3) Составление неравенств.
– Мы добрались до станции “Ошибкино”. Здесь на каждом шагу нас подстерегают ошибки. В одиночку с ними справиться очень трудно, но если мы будем работать вместе, дружно, то ошибок вы не допустите. Объединимся в группы. Из карточек составьте два верных равенства.
Каждая группа получает карточки:
2 л + 5 л, 5 л + 2 л, 5 л, 7 л, 9 л, <, > – и индивидуальные наборные полотна.
– Проверяем задание по наборному полотну группы, которая выполнила задание первой.
– Какой знак можно поставить между выражениями 5 л + 2 л и 2 л + 5 л? (=)
– Почему? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)
V. Подведение итогов урока.
1) Фронтальная беседа.
Учитель передвигает паровозик к следующей “станции”.
– Наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до станции “Знайкино”. Что нового вы узнали на уроке? (Объем жидкости измеряется в литрах)
2) Игра “Верю – не верю”.
– А сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”. Если вы согласны с моим утверждением, то “зажигаете” зеленый огонек, не согласны – “зажигаете” красный огонек.
- В эту банку (учитель демонстрирует банку в 1 литр) умещается 1 сантиметр жидкости.
- Массу арбуза нельзя измерить в литрах.
- Объем жидкости измеряется в килограммах.
- Единица измерения объема жидкости называется литр.
3) Беседа о значении измерений. Сообщения учащихся.
– Ребята, а для чего надо измерять объем жидкости, измерять длину, массу?
– Очень интересно иногда что-то измерить. Сейчас ребята расскажут вам о некоторых фактах.
К доске выходят ученики. У каждого рисунок, иллюстрирующий его сообщение.
- Тело человека на две трети состоит из жидкости, значит во мне примерно 14 литров жидкости.
- Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
- А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
- Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.
– Я знаю, что в пустыне Сахара за целый год выпадает всего 200 литров осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут деревья, очень мало трав, живут только жуки и змеи.
– Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?
– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)
– Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)
– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)
– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.
4) Оценка учебной деятельности.
– А наш урок подходит к концу. Вы активно и дружно работали сегодня. Как вы думаете, кто из ваших товарищей был самым активным, сообразительным, внимательным?
– Я бы отметила следующих учеников: …. .
Учитель отмечает сообразительность, внимательность, трудолюбие отдельных учащихся.
– Спасибо за работу!