Единица измерения объема жидкости – литр (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Ввести понятие литра как единицы измерения объема жидкости.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить детей с единицей измерения объема жидкости – литром;
  • формировать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательная:

  • воспитывать аккуратность, бережливость, любознательность.

Оборудование, обеспечение:

  • учебник М. И. Моро и др. “МАТЕМАТИКА для 1 класса, часть 2”,
  • емкости для воды (ведерко, две банки по 3 л, банки вместимостью 1 л, 0,5 л),
  • карточки с дифференцированными заданиями для устного счета,
  • карточки для работы по группам, индивидуальные наборные полотна,
  • иллюстрации к познавательному материалу (изображение верблюда, страуса, ребенка, крана с вытекающей водой),
  • изображение полянки, паровозика,
  • музыкальный центр, диск с записью фонограммы песни из мультфильма “Паровозик из Ромашково”.

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Вхождение в контакт.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Тем более, что сегодня не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране Математике. А путешествовать мы будем вот на этом веселом паровозике.

Учитель демонстрирует изображение паровозика.

2) Чистописание.

– Откройте тетради. В ваших тетрадях карандашом нарисован паровозик с вагончиками. Обведите его ручкой.

– Сколько вагончиков везет паровозик? (2)

– Давайте пропишем цифру два. Посмотрите на доску. В каком порядке будем писать цифру? (Одна, через клеточку – три подряд, через клеточку – одна, и т.д.)

3) Сообщение темы и цели урока. Устный счет.

– Прежде чем отправиться в путь, ответьте на вопросы.

– Как называется единица измерения длины, с которой мы уже знакомы? (Сантиметр)

– С какой единицей массы мы познакомились на прошлом уроке? (Килограмм)

– Можно ли с помощью этих единиц измерить, сколько воды в нашем ведерке?

Учитель демонстрирует ведерко.

– Нам предстоит узнать, как называется единица, которой измеряется объем жидкости.

Учитель открывает часть темы: “Единица измерения объема жидкости”.

– Ну что же, все готовы к путешествию? Тогда закройте глазки и мы отправляемся.

Учитель включает музыку, открывает доску.

На доске – изображение полянки, паровозика, названия “станций”.

– Первая станция – “Считалкино”.

– Возьмите цветные карточки, решите примеры, найдите в таблице буквы, которые соответствуют ответам, составьте слово.

Карточка красного цвета:

Карточка желтого цвета:

Карточка зеленого цвета:

– Какое же слово у вас получилось? (Литр)

Полностью открывается название темы: “Единица измерения объема жидкости – литр”

– Прочитайте тему нашего урока хором.

II. Физкультминутка.

– Давайте представим себя паровозиками и отправимся к следующей станции.

– Загудел паровоз: Ту-ту!
– И вагончики повез: Ту-ту!
Чу, чу, чу, чу! Далеко я укачу!

Физкультминутка выполняется под мелодию “Песни Паровозика”.

III. Изучение новых знаний.

1) Фронтальная беседа с учащимися.

Учитель передвигает паровозик к следующей “станции”.

– Мы прибываем на следующую станцию. Давайте прочитаем, как она называется. (“Размышлялкино”)

– Что у нас в ведерке? (Вода)

– Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется? (Вода разольется, растечется по полу)

– Почему? (Вода – это жидкость)

– Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)

– Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Емкость)

– Приведите примеры емкостей. (Банка, ведро, стакан, кастрюля, …)

– Ребята, посмотрите на эти банки. Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное? (На вид банки одинаковые)

– Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость)

– Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.

К доске выходят два ученика. Один получает банку 1л, другой – 0,5л.

– Ребята будут наливать воду в большие банки. Как надо наливать воду? (Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки).

– Первый вариант считает, сколько баночек выльет 1-й ученик, а второй считает, сколько баночек выльет второй ученик.

2) Выполнение практического задания по измерению объема (вместимости) банок.

– Сколько банок насчитал первый вариант? (3 банки)

– Сколько банок насчитал второй вариант? (6 банок)

– Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую-то ошибку? (Ребята наливали воду банками разного размера, надо было взять одинаковые, для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками)

– Правильно! Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько таких банок уместилось в большую банку ? (3)

– Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки, 5 банок? (Значит, в емкости 4 литра, 5 литров)

– Слово ЛИТР сокращенно пишут так: л.

Учитель вывешивает на доску карточку: ЛИТР – Л.

IV. Первичное закрепление нового материала.

1) Решение задачи.

а) Ознакомление с текстом задачи.

Учитель передвигает паровозик к следующей “станции”.

– Мы прибыли на станцию “Задачкино”.

– Откройте учебники на странице 36. Задача №3.

– Прочитайте задачу.

Текст задачи читает хорошо читающий ученик:

В банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше. Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и бидоне вместе?

б) Анализ текста задачи.

– О чем эта задача? (О молоке)

– Что такое молоко? (Жидкость)

– В каких емкостях находится молоко? (В банке и в бидоне)

Сколько молока в банке? (3 л)

– Что известно про молоко в бидоне? (На 4 л больше, чем в банке)

– Что значит “на 4 больше”? (Столько же да еще 4)

– Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его.

в) Поиск решения первой части задачи

– Посмотрите на схемы.


Рис. 1


Рис. 2

 


Рис. 3

 

– Выберите ту, которая иллюстрирует нашу задачу. Объясните свой выбор.

– Что неизвестно, целое или часть?

– Как найти целое? (Чтобы найти целое надо сложить части)

– Запишите решение первой части задачи.

г) Самостоятельная работа по решению первой части задачи. Оформление решения.

Один ученик работает за доской, затем дети проверяют решение.

Свое согласие или несогласие выражают с помощью сигнальных карточек.

На доске должна появиться запись: 3+4=7(л)

д) Анализ второй части задачи (в виде фронтальной беседы).

– Прочитайте второй вопрос задачи.

– Вспомним, сколько молока в банке? В бидоне?

– Дополните схему, чтобы она помогла нам ответить на второй вопрос задачи.


Рис. 4

– Посмотрите на эти выражения.

На доске: 7-3, 3+7, 4-3

– Какое из них вы выберите, чтобы ответить на второй вопрос? Почему? (Неизвестно целое; чтобы найти целое, надо сложить части)

е) Оформление решения второй части задачи. Формулировка ответа.

– Запишем решение второй части задачи.

Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске: 3+7=10 (л)

– Сколько чисел будет в ответе? (2, потому что в задаче два вопроса)

– Запишем ответ.

Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске: Ответ: 7 л, 10 л.

2) Физкультминутка.

– Отправляемся к следующей станции.

– Паровоз кричит: Ду-ду! Я иду, иду, иду!
– А колеса стучат, а колеса говорят: Так, так, так! Так, так, так! Так, так, так!

Физкультминутка выполняется под мелодию “Песни Паровозика”.

Учитель передвигает паровозик к следующей “станции”.

3) Составление неравенств.

– Мы добрались до станции “Ошибкино”. Здесь на каждом шагу нас подстерегают ошибки. В одиночку с ними справиться очень трудно, но если мы будем работать вместе, дружно, то ошибок вы не допустите. Объединимся в группы. Из карточек составьте два верных равенства.

Каждая группа получает карточки:

2 л + 5 л, 5 л + 2 л, 5 л, 7 л, 9 л, <, > – и индивидуальные наборные полотна.

– Проверяем задание по наборному полотну группы, которая выполнила задание первой.

– Какой знак можно поставить между выражениями 5 л + 2 л и 2 л + 5 л? (=)

– Почему? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)

V. Подведение итогов урока.

1) Фронтальная беседа.

Учитель передвигает паровозик к следующей “станции”.

– Наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до станции “Знайкино”. Что нового вы узнали на уроке? (Объем жидкости измеряется в литрах)

2) Игра “Верю – не верю”.

– А сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”. Если вы согласны с моим утверждением, то “зажигаете” зеленый огонек, не согласны – “зажигаете” красный огонек.

  • В эту банку (учитель демонстрирует банку в 1 литр) умещается 1 сантиметр жидкости.
  • Массу арбуза нельзя измерить в литрах.
  • Объем жидкости измеряется в килограммах.
  • Единица измерения объема жидкости называется литр.

3) Беседа о значении измерений. Сообщения учащихся.

– Ребята, а для чего надо измерять объем жидкости, измерять длину, массу?

– Очень интересно иногда что-то измерить. Сейчас ребята расскажут вам о некоторых фактах.

К доске выходят ученики. У каждого рисунок, иллюстрирующий его сообщение.

  • Тело человека на две трети состоит из жидкости, значит во мне примерно 14 литров жидкости.
  • Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
  • А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
  • Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.

– Я знаю, что в пустыне Сахара за целый год выпадает всего 200 литров осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут деревья, очень мало трав, живут только жуки и змеи.

– Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?

– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)

– Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)

– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)

– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.

4) Оценка учебной деятельности.

– А наш урок подходит к концу. Вы активно и дружно работали сегодня. Как вы думаете, кто из ваших товарищей был самым активным, сообразительным, внимательным?

– Я бы отметила следующих учеников: …. .

Учитель отмечает сообразительность, внимательность, трудолюбие отдельных учащихся.

– Спасибо за работу!