Урок чтения во 2-м классе. И.Дик. "Красные яблоки"

Разделы: Начальная школа


Тема урока:  И.Дик «Красные яблоки» (Урок чтения с элементами проблемного обучения)

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с произведением И.Дика «Красные яблоки»;
  • учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
  • развивать познавательные, исследовательские навыки;
  • совершенствовать навык чтения, его правильность, беглость, сознательность и выразительность;
  • воспитывать уважение к окружающим людям;

Оборудование: учебник, книги И.Дика, конверты со словами, карточки со словами, таблица со словарными словами, светофор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Артикуляционная гимнастика

Доска:

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Чтение:

1 строка – вопросительно
2 строка – вопросительно
3 строка – вопросительно
4 строка – восклицательно

III. Работа над рассказом И.Дика «Красные яблоки»

1) Вступительное слово

– Как вы думаете, почему вам было предложено прочитать именно это стихотворение?
– Какое отношение оно имеет к нашему уроку?
– Кто является автором этого произведения? Прочитайте его фамилию, имя, отчество.
– А кто из вас уже встречался с творчеством этого писателя? Какие произведения читали?

2) Рассказ учителя об авторе

Отец Иосифа Ивановича Дика был румыном, а мать литовка, но жили они в России. Он очень рано осиротел, долгое время был бездомным, а позднее определен в детский дом. Может быть, эти страницы его жизни повлияли на его творчество. Свою первую книгу он написал в 17 лет. Всего их было более 60, и большая часть посвящена школьной тематике, мальчишкам и девчонкам. И.Дик в юности мечтал стать геологом. Но война помешала сбыться мечтам. После тяжелого ранения (а в армии он был подрывником) с мыслью о геологии пришлось расстаться. Можно предположить, что свои мечты писатель воплотил в героях своих произведений.

3) Работа до чтения

– Откройте с. 133 вашего учебника. Рассмотрите иллюстрацию.
– В какое время года происходят события? Почему вы так решили?
– Что вы видите на переднем плане? На заднем?
– А какое настроение у ребят? Почему вы так решили?
– Можно ли о прохожих сказать, что им тоже весело? Почему вы так решили?
– Что хотел сказать художник, какую мысль выразить?

Хоровое чтение афоризма из басни И.А.Крылова и пословицы.

Доска:

«Вперед чужой беде не смейся голубок » (И.Крылов)
Нет такого дружка, как родная матушка.

– Как вы понимаете значение афоризма? Пословицы?

4) Создание проблемы

– А теперь соотнесите название текста, иллюстрацию, афоризм, пословицу и ПРЕДПОЛОЖИТЕ, о ком или о чем может быть этот рассказ?

5) Поиск решения (чтение вслух с объяснением по ходу)

Словарная работа

– О ком или о чем данное произведение мы узнаем прочитав его. В тексте встретятся слова, значение которых может быть не ясно, поэтому обратим на них внимание во время чтения.

Чтение слов.

Доска:

балансировать
семенить
впиться
наледь
несдобровать

труха
разъяриться

Чтение 1 – 5 абзацев (1 и 2 читает учитель):

– Какое «цирковое представление» происходило за окном?
– С кем автор сравнивает людей на льду?
– Что из увиденного особенно смешило ребят?
– Все ли смеялись над упавшими?
– Что уже можно сказать о ребятах?

Чтение 6 абзаца:

– Какую игру придумали ребята?
– Вы бы стали ее участником? Почему?

Чтение 7 – 10 абзацев:

– Почему мальчики «впились» глазами в маленькую старушку? О чем думал каждый?

Чтение 11 абзаца:

– Как вы поняли слова Валерки о мужчине с портфелем – «сейчас поцелуется»?

Чтение 12 – 13 абзацев:

– Отчего встрепенулся Валерка?
– Какие слова Севки говорят о бездушии и грубости по отношению к другу?

Чтение 14 – 16 абзацев:

– Что случилось с женщиной?
– Почему Валерке захотелось увидеть ее лицо?

Чтение 17 абзаца:

– О чем задумался Валерка?
– Понял ли состояние Валерки его друг? Из каких слов это видно?

Чтение до конца:

– Почему Валерке становится страшно?
– О чем он пожалел во время отсутствия мамы?
– Почему он бросился снимать пальто, чего раньше никогда не делал?

6) Беседа по содержанию всего текста

– Оправдались ли ваши предположения? Кто был ближе всех к истине?
– Подумайте, почему у игры, которую затеяли мальчики, был такой печальный конец? О чем забыли ребята? Чего не учли?
– Найдите в тексте – почему появилось на тротуаре «хрустальное озерцо»? (Чтение учащимися вслух на с. 131)
– Кто должен был позаботиться о безопасности людей на дороге?
– Как вы считаете, можно ли было избежать этой трагедии? Как? (Небольшая беседа о безопасности во время гололеда на улицах нашего города)
– Как вы думаете, почему рассказ называется «Красные яблоки»? (Красное на белом – сигнал опасности)
– Какую роль они сыграли? (Яблоки, как вспышка)
– Подумайте, с чем можно сравнить красные яблоки из этого произведения? (С красным сигналом светофора)

7) Беседа о правилах дорожного движения

8) Физминутка

9) Составление сравнительной характеристики

– Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение к людям у Валерки и Севки?
– Какая фраза, сказанная Валеркой, позволяет на это надеяться? (Чтение из текста)
– Почему у Севки не изменится отношение к людям?
– Найдите в тексте слова, которые показывают, как повел себя Севка после случившегося? (Чтение из текста)
– Смогут ли мальчики по-прежнему дружить? Почему?
– А какие отношения связывают ребят: дружеские или приятельские?
– Как вы понимаете, кто друг, а кто приятель? Прочитайте определения этих слов по словарю. (2 ученика зачитывают определения слов: друг и приятель)

 Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ученики выбирают подходящие карточки у доски)

Доска:

честный
жестокий
злой
чуткий
равнодушный
отзывчивый
надежный

– Так кто же является другом по определению из словаря? Какими качествами он должен обладать?
– Так мальчики были друзьями или приятелями?
– С кем из них вы бы хотели дружить? Почему?
– Какой у вас есть самый верный и надежный друг? (Мама)
– Вернемся к пословице и афоризму из басни И.Крылова прозвучавшие в начале урока. Как же они связаны с текстом рассказа?
– Попробуйте вспомнить какую-нибудь пословицу, а может придумайте, подходящую к нашему произведению? (Друг познается в беде. По игре и друзей узнают. Не бросай друга в беде. Птицы сильны крыльями, а человек – друзьями.)

IV. Итог урока

– С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
– К какому жанру оно относится? Почему?
– Кто является автором? Что вы запомнили о жизни И.Дика?
– Что особенно запомнилось?
– Чему научил вас этот рассказ?

– А теперь ответим на вопрос: Что мы должны делать, чтобы наши близкие были счастливы?

(Ученики выбирают наиболее подходящий ответ среди фраз лежащих в конверте у каждого на парте)

V. Выставление отметок. Задание на дом.