Цели:
- Обобщить и закрепить пройденный материал по теме Евразия.
- Оценить знания и умения учащихся по данной теме.
- Развитие в детях способности к коммуникации.
- Воспитание патриотических чувств.
Оборудование: заранее готовятся маршрутные листы для каждой команды.
Участники: параллель 7-х классов, несколько помощников из старшеклассников (8-9 классы). В сельской школе можно провести как общешкольное мероприятие.
Подготовительный этап
Подготовительный период должен включать следующие организационные действия:
- На большом листе ватмана написать красочное объявление о приглашении учеников 7-х классов принять участие в путешествии по Евразии. Затем объявление поместить в вестибюле школы или в географическом кабинете.
- Из учеников 7-х классов, участвующих в путешествии, необходимо собрать экспедиционные отряды, выбирается капитан команды.
- Каждому отряду выдается маршрутный лист, где указывается путь исследования и способ оформления отчетов и других материалов.
- Выпускается бюллетень в честь начала путешествия.
- Во время прохождения участниками станций, параллельно работает группа учеников-фотолюбителей.
- Все станции у детей зашифрованы под номерами, когда команды приходит на определенную станцию им выдается «Тайный конверт», прочитав письмо-задание, они должны определить название станции. Отгадав тему станции, команде дополнительно прибавляется 5 баллов. За каждый правильно ответивший вопрос начисляется 1 балл.
Домашнее задание: придумать название, девиз, эмблему команды.
ХОД ИГРЫ
1. В начале игры все команды собираются в актовом зале, где участников команд знакомят с прохождением маршрута, знакомство с составом жюри, выдача маршрутных листов.
2. Станция «Домашнее задание»
На сцену по очереди приглашаются команды для
выступлений.
Представление команд: название, девиз, эмблема.
3. Станция «Исследователи»
«Тайна в конверте»
Данная станция интересна тем, что благодаря этим людям мы узнали много нового и неизвестного. На сегодняшний день, практически не осталось неизведанных человечеству территорий.
Тема данной станции – исследователи.
- Сведения, о каком районе мира собрал во время своего путешествия Марко Поло? (Китай)
- Как звали путешественника, который совершил два путешествия по Центральной Азии, установил границы одной из главных горных систем Азии, исследовал высокогорное озеро Иссык-Куль и доказал, что оно бессточное. (П.П.Семенов-Тянь-Шанский).
- Путешественник, которым описаны истоки великих азиатских рек Хуанхэ и Янцзы, установил местоположение блуждающего озера Лобнор, впервые нанес на карту десятки не изученных ранее горных хребтов? (Н.М.Пржевальский).
- В каких частях побывал Афанасий Никитин? За какие три моря он ходил? (Европа и Азия, Каспийское, Черное и Аравийское моря)
- Какие географические объекты названы в честь первооткрывателей? (Мыс Челюскин – в честь штурмана С.И.Челюскина; море Лаптевых – в честь двоюродных братьев лейтенантов Дмитрия и Харитона; Берингов пролив, Берингово море – Витуса Беринга; Баренцево море – в честь голл. мореплавателя – Виллема Баренца; пролив Лаперузо – фр. мореплавателя Ж.Лаперузо; Эверест – англ. генерала Дж. Эвереста, который определил положение вершины и её высоту)
4. Станция «Рельефная»
«Тайна в конверте»
В переводе с тюркского языка означает «пояс». Своеобразием является отчетливо выражено ассиметрия его западного и восточного склона, много карстовых воронок и пустот, а также пещер.
Тема данной станции – рельеф.
- Приветствуем вас в самом низком месте на поверхности земного шара. 1300 футов (395м) ниже уровня Средиземного моря. Это место на самом деле существует. Как оно называется, и где оно расположено? (Мертвое море)
- На какой равнине живете вы, что находится в её основании?
- Какие горы являются природным рубежом между государствами? (Кавказ, Алтай, Гималаи, Пиренеи, Альпы…)
- Какая равнина носит название в переводе с греческого языка «междуречье»? (Месопотамская низменность)
- Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других материков?
- Где площадь древнего оледенения была больше в Евразии или в Северной Америке?
- В каких горах происходят медленные вертикальные и горизонтальные движения? (Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Гималаи, Срединный хребет)
5. Используя карты атласа, заполните таблицу:
Строение земной коры | Соответствующие формы рельефа | |
Древние платформы | Восточно-Европейская | |
Сибирская | ||
Индийская | ||
Китайско-Корейская | ||
Области складчатости | Древней | |
Новой |
6. Станция «Климатическая»
«Тайный конверт»
Этот природный компонент оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние 4 группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающая поверхность.
Данная тема станции – климат.
- В каких климатических поясах расположен материк Евразия? (Во всех климатических поясах северного полушария)
- Где находится полюс холода Евразии? (Оймякон – 71С, Верхоянск 68С)
- В какой стране нет смены времен года? (Индонезия)
- Какие горы Евразии играют роль климатораздела? (Уральские, Гималаи)
- В предгорьях Гималаев находятся местечко Черапунджи, здесь зарегистрировано рекордное количество осадков на Земле. Объясните, какие климатообразующие факторы повлияли на образование этого явления? (Гималаи – барьерный ландшафт для движения воздушных масс, близость от океана и муссонный климат).
- Чтобы изменилось в климате, если бы не было Гималаев?
7. Задание на карточке: установите соответствие
1. Средиземноморский А) равномерное распределение в течении года
2. Экваториальный Б) летний максимум осадков
3. Субэкваториальный В) зимний максимум осадков
8. Задание по карте:
По климатической карте определить климатические показатели:
г. Владивосток –
г. Москва –
tя – ?
tи – ?
О мм – ?
Ветер – ?г.Токио– г. Москва –
tя : 0, –8С tя : –8С
tи: +24С tи: +16С
О мм: 1000-2000 О мм: 500-1000
Ветер – муссонВетер – западный
9. Станция «Речная»
«Тайный конверт»
Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А.И.Воейков писал, что это «… продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы».
1. Характеристика реки по плану:
А) В какой части материка находится.
Б) Исток, направление течения, устье реки.
В) К бассейну какого океана относится.
Г) Зависимость течения от рельефа.
Д) Питание и режим.
2. Назовите длиннейшую реку Азии и скажите, где
она протекает. (Янцзы, в ю-в части Евразии).
3. Озеро чудес, самое древнее озеро в мире, самое
глубокое из пресноводных водоемов. В его
котловине можно поместить все Балтийское море
или 92 Азовских морей. О каком озере идет речь? (Озеро
Байкал)
4. По каким рекам проходят государственные
границы? (Амур, Меконг)
5. Какие реки питаются талыми водами с ледников
Гималаев? (Инд, Ганг, Брахмапутра)
10. Станция «Природа»
«Тайный конверт»
Эти природные компоненты определяют внешний вид территории и играют большую роль в жизни природы и человека. Эти природные компоненты очень разнообразны, распространение зависит от климатических условий.
- Где растут растения любящие соль? (На солончаках)
- Растения – визитная карточка Индии? (Чай).
- Назовите природные зоны, протягивающиеся с запада на восток по всему материку? (Тундра, тайга, области высотной поясности).
- Объясните, почему широколиственные леса встречаются на западе материка и на востоке, а в центре исчезают?
- В каких природных зонах наиболее благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей?
- Чем объясняется наличие в горах пояса и снегов и льдов?
- В каких частях материка располагаются пустыни.
11. Станция «Знатоки географии»
«Тайный конверт»
От каждой команды участвуют по одному человеку. Ученик, стоя спиной к карте, получает карточку, где указываются географические объекты. Вначале участник устно определяет физико-географическое положение территории, далее поворачивается к карте и показывает объект. Жюри оценивает ответы. Возможно дополнения и исправления.
- п-ов Камчатка
- горы Пиренеи
- Аральское море
- Остров Мадагаскар
- р. Хуанхэ
- о. Шри-Ланка
- Карское море
- Японские о-ва
- г. Кавказ
- п-ов Индостан
- Уральские горы
- п-ов Таймыр
- Аравийский п-ов
- Берингово море
- Великая Китайская равнина
- р. Амур
- Курильские о-ва
Когда все команды дошли до финиша, проводится еще один конкурс со всеми вместе.
12. Конкурс «Географическая дуэль»
Принимается участие по 1 человеку от команды. Ученики встают с двух сторон карты. Учитель называет объект, кто быстрее его покажет, тот и выигрывает. Каждой паре надо показать 5 объектов. Сначала соревнуются 1-я и 2-я команды. Победитель остается, побежденного заменяет представитель 3-й команды и т.д. до основного победителя.
- р. Волга
- Пиренеи
- оз. Байкал
- Верхоянский хребет
- Скандинавский п-ов
- п-ов Камчатка
- Восточно-Европейская равнина
- Плоскогорье Декан
- оз. Ладожское
- р. Ганг
- п-ов Индокитай
- Западно-Сибирская равнина
- р. Янцзы
- г. Гималаи
- р. Брахмапутра
Жюри подсчитывает баллы. Награждает победителей. Учитель подводит итоги игры, благодарит всех за участие.
Маршрутный лист ____ класса
Название команды _______________________________________________
Состав:
|
Название станции |
Результат |
1. Станция _____________________________ | |
2. Станция ______________________________ | |
3. Станция ______________________________ | |
4. Станция _____________________________ | |
5. Станция ______________________________ | |
6. Станция ______________________________ | |
7. Станция ______________________________ | |
8. Станция ______________________________ | |
Общее кол-во баллов |