Урок-проект "Строймастер" по теме "Площади четырехугольников"

Разделы: Математика


Обучение – длительный процесс, который складывается из отдельных уроков, самостоятельных занятий и внеклассной работы. Процесс обучения – процесс двусторонний.
Считаю, что для успеха обучения требуется не только высокое качество моей работы как учителя, но и активная деятельность учащихся, их желание овладеть передаваемыми мною знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная вдумчивая работа. Выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным»

Я стараюсь следовать этому совету, пытаюсь развернуть объективно сложный предмет – математику – лицом к ребенку. В этом мне помогают нестандартные формы проведения уроков. Проведение нестандартных уроков хорошо сочетается с серьезным учением, так как это один из видов преобразующей творческой деятельности, находящейся в тесной связи с другими видами учебной работы.

Согласно концепции воспитания «хорошего гражданина» учебная деятельность детей должна организовываться как самостоятельное выполнение практических заданий. В современной педагогик технология проектного обучения большинством педагогов рассматривается как одна из наиболее эффективных универсальных технологий, позволяющих реализовать личностно-ориентированный и компетентностный подходы в образовании. Проект – это то педагогическое явление, которое в явном виде демонстрирует результативность деятельности, отношение к ней, разнообразные универсальные и ключевые компетенции.

Исходя из определения компетенции в ее составе, в отличие от традиционного учебного умения, можно выделить составляющие ее компоненты: личностный смысл для обучающегося; знания об обобщенном способе деятельности, стабильная успешность выполнения деятельности в вариативных ситуациях. Сформировать у обучающегося такое качество как компетентность можно лишь при условии включения его в самом процессе обучения в проживание реальных событий, решения социальных и жизненных проблем.
Считаю, что проектное обучение позволяет придать новый смысл знаниям, дает ученику импульс для саморазвития. В процесс проектной деятельности ученик успешно решает жизненные проблемы в различных сферах.

Зная предметное содержание, планирую проектную деятельность по отдельным темам на уроках и на внеурочных внеклассных мероприятиях. В течение ряда лет подбираю и составляю задачи, помогающие школьнику реализовать себя в интересующих областях познавательной деятельности, углубить знания и расширить информацию по отдельным вопросам.

После изучения в 8 классе темы геометрии «Площади четырехугольников» провела урок-проект «Строймастер» в виде презентации с использованием приложения Power Point.

Урок-проект «Строймастер»

Цели и задачи урока:

  • закреплять и развивать понятия площади четырехугольников;
  • применять на практике теоретический материал;
  • развивать умения построения и записи математической модели для решения практической ситуационной задачи.

Урок-проект «Строймастер» позволил создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в целях развития творческих способностей.
Школьники логически мыслили, сопоставляли, применяли теоретический материал по теме.

Эпиграфом к уроку выбраны слова Сенеки «Учимся не для школы, а для жизни». Все задачи к уроку составлены с учетом их практической значимости.

Учитель: Ребята, на экране вы видите красивый дом (на экране показывается слайд 1 Приложения). У вас вызвало удивление, почему на уроке геометрии эта картина? Какое отношение это имеет к урокам геометрии и к предыдущим нашим урокам? (Ответы учеников)

Учитель: Вы правильно ответили: знание геометрии необходимо при проектировании и возведении таких красивых домов. Поэтому наш урок сегодня будет называться: «Урок-проект «Строймастер». На уроке мы с вами будем строить. Сегодня мы с вами убедимся в значимости познаний в геометрии в работе строителя. Напомню вам слова древней мудрости: когда слышу – я забываю, когда вижу – я запоминаю, когда действую – я понимаю. В профессии строителя есть ряд специальностей: проектировщик, дизайнер, каменщик, плиточник. В роли какого специалиста вы будете сегодня работать, станет известно по результатам  испытания в виде теста.

Ученикам предлагается самостоятельно пройти следующий тест и определить уровень своих знаний.

Тест

1. Найдите площадь квадрата, если его периметр равен 43.

а) 3                       б) 9                            в) не знаю.

2. Вычислить площадь параллелограмма, если его боковая сторона 9дм.,а его высота, проведенная к этой стороне 2 дм.

а) 18 дм                            .б) 18 кв.дм.                      в) 12 кв.дм.

3. Вычислите S фигуры на рисунке:

а) 122     б) не знаю   в) 62

 

Рисунок 1

4.   Вычислите S фигуры на рисунке:

а) 10    б) 105     в) 510

Рисунок 2

5. Вычислите S фигуры на рисунке:

а) а/2 (а + 2в)               б) (а + 2в) * 2а                в) не знаю

Рисунок 3

6. Чему равна площадь прямоугольника АВСD на рисунке:

а) а * в      б) (а + в) * в         в) не знаю

Рисунок 4

7. По формуле   S = 1/2 а * н можно вычислить площадь

а) параллелограмма               б) треугольника              в) прямоугольника  

Внимание! Проверь себя!

Номер задания 1  2   3   4   5  6   7
Верный ответ   а  б    в   б  а   б  б
Балл                  1  1    1   1  2   2  1

  • 9-8 баллов. Рада за вас! Вы справились с испытанием, вам предлагаю Проект №1.
  • 7-6 баллов. Вы выдержали испытание, однако обратите внимание на свои ошибки. Ваш Проект №2.
  • От 5 баллов и меньше. Мне жаль, но вам ещё рано переходить к работе над проектом. Предлагаю  помощь.

Учитель: Итак, ученики, набравшие 9 баллов, – ваша специальность проектировщики каркасных сооружений. Ваш проект №1. (необходимо сгруппировать учеников)

1.Фронтон дома (рисунок 5), а также его стены облицованы виниловым сайдингом. Сколько кв. метров сайдинга потребуется для облицовки дома. Вычислить его стоимость, если 1 кв.метр сайдинга стоит 320 рублей.
2.  Выполните необходимый расчёт кровли дома. Сколько листов шифера необходимо приобрести, если ширина листа 1,8м, а длина 1,2м. Лист шифера стоит 185 рублей.

Рисунок 5

Учитель: Ученики, набравшие 7-6 баллов, вы – дизайнеры. Ваш проект №2.  (необходимо сгруппировать учеников)

1.Определить расход краски на покраску потолка и фриза, если длина комнаты 5м, ширина 4м, высота фриза 0,2м и на 100кв.м. требуется 5,6 кг. краски. (рисунок 6)

Рисунок 6

2. Требуется отштукатурить стены комнаты до фриза. Расход штукатурной смеси на 100 кв.метров 640 кг. Определить расход смеси.

3. Пол комнаты (рисунок 7) покрывают паркетом. Сколько потребуется паркетных дощечек, если она имеет вид равнобедренной трапеции с основанием 30см и 20 см и острым углом 45о?

Рисунок 7

Учитель: Остальные ребята работают с учителем.

 1. Работа над ошибками по тесту.

– Какие задания вызвали затруднения? Почему?

1. Какой четырёхугольник изображен на рисунке 8?
2. ВС = в, ВК = а. Почему?
3. S = (BC + AD)* ВК/2, S = (b + b + a)* a/2, S = (2b + a)* a/2

Рисунок 8

1. АВКМ – это прямоугольник со смежными сторонами а, в
2. КСDM – квадрат со стороной в.
3. SABCD = AB*AD,   AD = а + в. SABCD = (а + в) * в

Рисунок 9

Учимся решать.

1. Назови формулу площади треугольника. На рисунке вычисли площадь треугольника. Предложи другие способы нахождения площади треугольника.

Рисунок 10

2. S = 1/2(AD + BC) * BH. Этой формулой можно воспользоваться для вычисления какой фигуры?

АВСD – прямоугольная трапеция, АВСМ – квадрат, АВ = 4см.   СDМ = 45 . Найти S трапеции

Рисунок 11

3. Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 15 см., чтобы облицевать ими часть стены, имеющей форму прямоугольника со стороной 3 м. и 2,7 м.

Ребята проводят защиту проектов.

Проект 1 (решение)

1) Найдём площадь фронтона. АВН прямоугольный, А = 30, то по свойству прямоугольных треугольников ВН = 1/2АВ, ВН = 4м. SАвс = 1/2АС * ВН. SАвс = 1/2 * 12 * 4 = 24 кв.м.

2) Найдём площадь окон

  • СНD прямоугольный равнобедренный, то СН = 1м.
  • AD = АН + НD, АН = ВС = 1,5 м AD = 1 + 1,5 = 2,5м
  • SABCD = 1/2(AD + BC) * CH.  SABCD =  1/2(2.5 + 1.5) * 1 SABCD = 2 кв.м. 2SABCD = 4 кв.м

3) Найдём площадь двери.

0,8 * 2 = 1,6 кв.м

4) Площадь стен 3 * 12 = 36 кв.м.,т.к. стен 4, то 36 * 4 = 144 кв.м.
5) Найдём площадь всей поверхности дома. 24 + 24 + 144 = 192 кв.м.
6) 192 – 4 – 1,6 = 186,4 кв.м
7) 186,4 * 320 = 59648 рублей.

Площадь кровли.1) 8 * 12 = 96 кв.м. 2) 96 * 2 = 192 кв.м. 3) 192 : 0,96 = 200 листов. 4) 200 * 185 = 37000 рублей.

Проект 2 (решение)

1) Комната имеет размеры 4м ширина, 5м длина. Стены до фриза 2.8 м, фриз 0.2 м.
2) 5 * 4 = 20 кв.м. – площадь потолка.
3) (4 + 5) * 0,2 * 2 = 36 кв.м. – площадь фриза.
4) 20 + 3,6 = 23,6 – общая площадь потолка и фриза.
5) 5,6 : 100 = 0,56 кг. на 1 кв.м .
6) 0.56 * 23,6 = 13.216 кг краски.
Для штукатурки стен.
1) 5 * 2,8 * 2 = 28 кв.м
2) 2 * 0,8 = 1.6 кв.м площадь двери.
3) 4 * 2,8 = 11,2 кв.м.
4) 11,2 – 1,6 = 9,6 кв.м 
5) 28 + 11,2 + 9,6 = 48,8 кв.м.
6) 6,4 * 48,8 = 312,32 кг. штукатурной смеси.
Вычисляем паркет.
1) 5 * 4 = 20 кв.м. – площадь пола.
2) АВН = СН1D (по катету и острому углу) ВС = НН1 = 20 см, то АН = Н1D = 10cм. АВН равнобедренный, то АН = ВН = 10 см.
SABCD = 1/2(AD + BC) * ВH  SABCD = 1/2(90 + 20) * 5 SABCD = 12,5 кв.см. = 1,25 кв.м.
3) 20 : 1,25 = 16 штук.

Учитель: Ребята, посмотрите, что могут сделать руки строителя, если он владеет крепкими знаниями (на кране показываются слайды 3-7 Приложения). Конечно, наших знаний еще недостаточно, но ведь мы только учимся. Вспомните эпиграф урока. Подведём итог урока.
Для оценки своей деятельности на уроке положите мне на стол кружочек, если:

  • Красный – у меня всё получилось.
  • Синий – я сегодня ошибся, но смог исправить свою ошибку.
  • Зелёный – я сегодня допускал ошибки, но у меня обязательно всё получится.

Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицу,
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты не попал
И по какой распутице,
Дорога, та, что сам искал,
Вовек не позабудется.

Задание на дом

На отметку «5»: № 500, 504.
На отметку «4»: № 502, 511(а).
На отметку «3»: № 469, 501.