Тема: А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Цели урока:
- Совершенствовать умение анализировать повествовательный текст, умение выражать свое отношение к прочитанному.
- Познакомить с сочетательным свойством сложения.
- Учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок.
- Учить устанавливать связь слов в предложении.
- Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
- Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
- Воспитывать культуру поведения.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||
I. Проверка домашнего задания II. Чтение 1. Актуализация знаний и постановка цели урока а) Звучит аудиозапись песни «Буратино» – Кто будет героем нашего урока? б) Чтение авторского текста. – Откройте учебник на стр. 143. Прочитайте
авторский текст.
2. Физкультурная пауза Буратино потянулся, 3. Работа с текстом до чтения а) Учитель читает стихотворение-загадку. Что за странный человечек деревянный? – Как родился Буратино?
б) Прочитайте название. – Почему у отрывка два названия? в) Чтение сказки детьми по цепочки. 4. Работа с текстом после чтения а) – Каким правилам поведения хотела научить
Мальвина Буратино? б) Чтение главы с комментированием и
анализом произведения. в) Чтение отрывка по ролям – Подготовьте чтение по ролям отрывка под
условным названием «Урок арифметики».
г) Разноуровневые задания по группам. Подчеркни то слово из четырех, которое, по твоему мнению, является авторским. Попробуй объяснить, почему автор выбрал именно это слово. Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные он (клал, отправлял, запихивал, совал) в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами с удовольствием их (вытирал, облизывал, промокал, обсасывал). От (удивления, страха, негодования, возмущения) Мальвина хлопала ресницами. Прочитай. Такими ли ты представляешь себе Буратино и Мальвину? Что ты хочешь добавить? Допиши. Подчеркни цветной ручкой те качества характеров, которые ты считаешь положительными. Буратино
Мальвина Подготовь устный рассказ по плану о Мальвине. План рассказа. 1. Кто такая Мальвина? 5. Физкультурная пауза Поработали, девчатки, III. Математика 1. Актуализация знаний а) Индивидуальная работа (несколько учеников получают карточки с заданиями). – Дуремар выловил в пруду 45 пиявок. Карабасу – Барабасу он поставил 8 пиявок, хозяину харчевни «Трех пескарей» – 9. Сколько пиявок осталось у Дуремара? – В харчевне «Трех пескарей» лиса Алиса и кот Базилио заказали одного жареного барашка, одного гусенка, парочку голубей, шесть штук жирных карасей, а мелкой сырой рыбы на закуску столько, сколько жирных карасей. Сколько всего съели лиса Алиса и кот Базилио?
– Найди и исправь ошибки. Запиши результаты действий в порядке убывания. Отгадайте имя героя.. 11 – 2 =
8
8 + 6 = 13 Р б) Устная фронтальная работа. 8 – 1 + 4 – 5 + 6 – 5 + 5 + 1 = Кот
Базилио
Помогите Буратино придумать задания к этим выражениям. – Что общего в этих выражениях? 1 + 7 + 2 6 + 4 + 2 7 + 2 + 7 6 + 2 + 7 Объясните Буратино, чем отличаются отрезки? Что у них общего? – Как записать, чему равна длина каждого
отрезка с помощью выражений. 2. «Открытие» нового знания а) Работа в группах. Мальвину и Артемона попросили найти число фруктов на рисунке. Мальвина записала такое выражение: (3 + 4) + 5 Артемон записал такое выражение: 3 + (4 + 5)
– Как искал число фруктов каждый из
героев? Вывод: Сумма не зависит от порядка выполняемых действий. Это – сочетательное свойство сложения. Два соседних слагаемых можно заменить суммой. 3. Формулирование темы и целей урока 4. Физкультурная пауза Раз – подняться, потянуться, 5. Первичное закрепление а) Работа в парах Сравни выражения и их значения. 9 + (1 + 2) * (9 + 1) + 2 6. Самостоятельная работа Реши задачу разными способами. Запиши выражения. Мальвина пригласила Буратино в музей. Он увидел в музее 2 картины Васнецова, 6 картин Репина и 1 картину Шишкина. Сколько всего картин знаменитых русских художников увидел Буратино? 7. Систематизация и повторение а) Работа по учебнику в парах (по вариантам). Каждой паре дается задание решить задачу одним способом. После презентации каждое решение выносится на доску. б) Фронтальная работа с. 35, № 7. План работы. 1. Читаем задание. IV. Русский язык 1. Минутка чистописания а) На доске написан ряд букв: Б П М Д К А Б А К Б Т – Как вы думаете, что обозначают эти буквы? – Напишите эти прописные буквы вместе со строчными. б) Что обозначают эти модели? Придумай словосочетаний по этим моделям по сказке А.Толстого «Золотой ключик…» 2. Словарная работа – В каких случаях мы пишем слово с заглавной буквы? С заглавной буквы без сомнения, – Вспомните и запишите названия героев сказки «Золотой ключик…» с их именами. 3. Физкультминутка Буратино, как живешь? 4. Сообщение темы и цели урока 5. Работа по новому материалу а) Учитель читает стихотворение. Диктует Мальвина стихи и загадки, – Кто помнит, что это за текст?
– О ком говорится в предложении? (Аналогично дети ставят вопросы к следующим словам. В тетради выписывают словосочетания.) Вывод: 1. Слова в предложении связаны по
смыслу. б) Работа по учебнику. Чтение вывода по учебнику с. 60. Сравнение с
выводом учащихся. 6. Физкультминутка Поработали мы дружно, 7. Закрепление пройденного а) Разноуровневые задания по группам: – Прочитайте предложения. Найдите грамматическую основу каждого предложения. Выпишите словосочетания. Мальвина бежала в чужие края. Установите связь слов в предложениях по
вопросам. Составьте и запишите предложения по заданным
вопросам к сказке А.Толстого «Золотой ключик…»
Найдите грамматическую основу. Выпишите
словосочетания. Учитель проверяет, исправляет ошибки, призывая на помощь Буратино. Буратино-шалунишка, V. Итог урока – О какой книге мы говорили сегодня? VI. Домашнее задание: Чтение. Подготовить к инсценированию
диалоги Мальвины и Буратино. |
Дети читают наизусть песенки
Винни-Пуха и гномов.
– Буратино. – Дети читают авторский текст.
Папа Карло сделал его из полена.
– Первое название – название сказки, второе –
название главы.
– Как правильно вести себя за столом, как
читать и как писать. Дети выполняют задание.
– Дети выполнят задания
– Дети выполняют задания
– Дети готовят рассказ по плану.
– Звучит музыка, дети танцуют.
45 – 8 – 9 = 28(п.)
1 + 1 + 2 +6 + 6 = 1
– 15, 14, 12, 9, 7, 5, 3.
– Дети выполняют задания.
– Найти значения этих выражений и соедини выражения с островками. – Это суммы.
5 + 6 5 + 3 + 3
5 + 3 + 3 3 + 3 + 5 3 + 5 + 3
– В одну группу собрать яблоки и груши, в другую – апельсины Или, в одну группу собрать апельсины с грушами, а в другую – яблоки. Или, в одну группу – яблоки и апельсины, в другую – груши. – Мальвина объединила яблоки с грушами, а Артемон – груши и апельсины. – Сумма не зависит от порядка выполняемых
действий.
Выполняют работу, опираясь на только что сформулированное правило.
– 2 + (6 + 1) = 9 (к.)
16 – 3 – 6 = 7 (кг)
– Дети сравнивают озера по глубине, а отрезки – по длине
– Это первые буквы героев сказки: Буратино, Пьеро, Мальвина, Дуремар, Карло, Алиса, Базилио, Артемон, Карабас – Барабас, Тортила. – Дети в тетрадях записывают: Бб, Пп, Мм, Дд, Кк, Аа.
– Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действия предмета.
Дети придумывают словосочетания.
– Если это собственное имя или географическое название или начало предложения.
– Кукла Мальвина, пудель Артемон, кот Базилио, черепаха Тортила, жук Рогач, продавец Дуремар
Птичка польку танцевала
– Это песенка кукол из театра
Карабаса-Барабаса.
– О птичке. Танцевала (Что?) польку.
Красивая кукла плачет.
– Дети выполняют работу по группам.
– «Золотой ключик, или Приключения Буратино». |