Одной из важнейших целей занятия, и всей коррекционной работы с детьми я считаю сенсорное воспитание, формирование чувственного познания на основе развития ощущений и восприятия. Для занятия «Золотая волшебница – Осень» была специально оформлена классная комната. Жёлтые осенние листья, яркий заголовок на доске, осенний наряд учителя-логопеда, используемые в ходе занятия предметы (яркий платок, корзина с яблоками) – всё это соответствовало теме занятия. Кроме того, на занятии использовались предметные картинки и специальное оборудование для развития фонематического восприятия, звукового анализа, тактильного восприятия. Эти приспособления систематически используются на коррекционных занятиях. Очень украсил и оживил занятие музыкальный аккомпонемент, продуманный и подготовленный учителем музыки Каннинен М.С. Подготовленные ею музыкально-двигательные паузы соответствовали теме занятия и исполнялись детьми эмоционально и с удовольствием.
В первой части занятия я привлекла внимание детей выразительным чтением стихотворения об осени, при этом использовала «волшебные мешочки» с сыпучими продуктами для развития тактильного восприятия детей. Созданию эмоционально положительного фона способствовало выполнение артикуляционной гимнастики под музыкальный аккомпонемент. После этого я постаралась доступно и эмоционально довести до учащихся цели занятия.
Во второй части занятия я активизировала внимание детей коррекционно -развивающими играми «Поймай звук в слове», «Сколько слогов в слове?». Целью этих игр было развитие звукослогового анализа и фонематического восприятия детей. Учащиеся исполнили песню об осени с двигательными упражнениями, направленными на развитие общей моторики. Своевременное включение логоритмических упражнений по развитию артикуляционной и пальчиковой моторики способствовало снятию мышечного напряжения, переключению на другой вид деятельности, поддержке интереса и благоприятного эмоционального фона занятия.
В третьей части занятия была проведена работа по автоматизации звука Л в спонтанной речи. Учащиеся по очереди рассказали стихи об осени. Это позволило услышать, что звук Л в речи они произносят правильно. Игра «Волшебный сундучок» имела целью, кроме развития фразовой речи, развитие тактильного восприятия, памяти. На этом этапе была проведена работа над лексико – грамматическими категориями: образование относительных прилагательных (погода осенью – осенняя); согласование прилагательных с существительными (добрая лошадка, волшебное зеркало); употребление существительных в косвенных падежах, употребление предлогов. В заключение занятия была проведена подвижная музыкальная игра «Волшебный платок».
Особенный эмоциональный подъём вызвал у учащихся сюрприз, приготовленный в конце занятия. Надо было видеть удивление и радость детей, когда в конце игры они обнаружили под платком Осени корзинку с румяными яблоками! Маленькие ученики покинули занятие довольными, отдохнувшими.
Традиционно основное моё внимание – ученикам 1-2 классов. Стараюсь работать с ними так, чтобы они как можно успешнее осваивали грамоту, чтобы речевой дефект не оказал в последующем влияние на письмо и чтение. На этапах автоматизации и дифференциации звуков объединяю учащихся в группы, при этом учитываю структуру их речевого дефекта. Постановка и снятие детей с логопедического учёта ведётся постоянно в течение учебного года, по мере улучшения и исправления их речи. Постоянно общаюсь с учителями, посещаю уроки, отслеживаю процесс формирования письма и чтения. Всеми возможными способами стараюсь получить поддержку и помощь родителей. Здесь самая лучшая форма – это когда родитель приходит ко мне на беседу или на занятие вместе со своим ребёнком, и я могу показать, как я занимаюсь, что мы делаем, как нужно заниматься дома. И радостью успеха мы вместе с маленькими воспитанниками делимся с родителями на открытых занятиях.
Внеклассное логопедическое занятие «Золотая волшебница – осень» для учащихся первого класса (1 четверть). Проводится совместно с учителем музыки.
Цель занятия: автоматизация звука Л.
Задачи:
- автоматизация звука Л в спонтанной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- сенсорное воспитание, развитие зрительного и слухового внимания и памяти;
- развитие устной речи, лексико-грамматической стороны речи;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие умения работать в группе.
Оборудование: демонстрационное оборудование и слайды с осенними пейзажами, звуковоспроизводящая аппаратура, аудиозаписи или музыкальное сопровождение, предметные картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук Л (самосвал, кукла, слон, ложка, тарелка, лыжи и т.д.), мешочки из ткани с сыпучими продуктами (мука, гречка, и др.), «волшебный сундучок» с предметами и фигурками животных (лошадь, куколка, ложка, зеркало, яблоко и др.), кармашки с маркировкой места звука в слове и количества слогов, большой цветной платок, корзинка с яблоками, осенние листья и яркий цветной плакат с темой занятия, азбука печатных и прописных букв.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Помещение оформлено осенними листьями, в центре плакат или цветной слайд с темой занятия. Звучит музыкальная заставка, демонстрируются осенние слайды. Входят дети.
Загадка, говорит один из детей:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Что это? (Осень).
Появляется осень.
Осень:
Добрый день, а вот и я ,
здравствуйте, мои друзья!
Вас не видела весь год,
Наступил и мой черёд.
Очень долго вас ждала
И подарки припасла. (Мешочки)
Дети на ощупь угадывают, что в мешочке.
Принесла я вам муки,
Значит, будут пирожки.
Принесла вам гречки,
Каша будет в печке.Да, ребята, я вас знаю!
Вы догадливы, ловки.
А теперь под «Чунгу-Чангу»
Разомнём мы язычки.
Артикуляционная гимнастика под музыкальный аккомпонемент
Чунга-Чанга, синий небосвод, Лопатка.
Чунга-Чанга, лето круглый год, Болтушка.
Чунга-Чанга, весело живём, Чашечка.
Чунга-Чанга, песенки поём! Качелька.
Чудо-остров, чудо-остров, Лошадка.
Жить на нём легко и просто,
Жить на нём легко и просто, Грибок.
Чунга-Чанга!
Наше счастье постоянно – Лошадка.
Жуй кокосы, ешь бананы,
Жуй кокосы, ешь бананы, Грибок.
Чунга-Чанга!
Осень: А знаете, дети, я же не просто так пришла. Я пришла узнать, как вы научились говорить звук Л.
Дети произносят звук Л с правильной артикуляцией, можно попросить их рассказать, как он правильно произносится.
Осень: А теперь найдите мне в азбуке
букву Л. (Один из детей находит, можно
продемонстрировать прописной вариант, попросить
написать его на доске).
На нашем сегодняшнем занятии мы будем
разговаривать, петь и играть и покажем нашим
гостям, как мы умеем правильно говорить звук Л.
Теперь давайте поиграем в игру «Поймай звук». Мне
хочется узнать, умеете ли вы определять, в каком
месте слова находится звук Л – в начале, в
середине или в конце.
Дети по очереди берут картинки и раскладывают их по кармашкам в зависимости от местонахождения звука в слове.
Осень: А теперь давайте подумаем: что мы можем сказать о звуке Л в этих словах: ложка, лыжи, тарелка, яблоко, слон? Какого цвета этот звук? (Твёрдый согласный звук, синего цвета)
Осень:
Дождик шумно пробежал,
Всех ребяток распугал.
А теперь отдохнём,
Про осень песенку споём.
Дети выходят и поют песню «Листопад» с движениями.
Нынче дождик непростой, отрывистые движения руками, пальцы
Нынче дождик золотой. «щепоткой», дождинки.
Он совсем не водяной, круговые движения руками, «лужи»
Нету лужи ни одной.
Листопад, листопад, движения рук сверху вниз, ладонями наружу,
Листья жёлтые летят, имитация падающих листьев
Листья жёлтые летят, летят.
Осень: А теперь скажите мне, о чём эта песня? (О листопаде, о листьях). А в этих словах какой звук мы слышим? Какого он цвета? (Звук ЛЬ. Мягкий согласный, зелёного цвета)
Осень: А теперь ещё поиграем с картинками в игру «Сколько слогов в словах?»
Дети раскладывают предметные картинки по кармашкам в зависимости от количества слогов в слове.
Осень:
Позабыв свои заботы,
В гости к нам приходят ноты.
Как зовут их , ты спроси:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Дети делают пальчиковую и двигательную гимнастику под музыку:
До, ре ми, фа, соль, ля, си, «Лесенка» руками вверх, потом вниз.
Ты у музыки спроси,
Почему всего семь нот,
Вальс звучит или фокстрот.
До, до, до звучит так низко Топать ногами.
Си,си,си пищит как мышка Руки вверху, показать мышку.
Ля,ля,ля как колокольчик Покачивать головой.
Ми на мы похожа очень Похлопывать рукой по груди.
Соль солёная на вкус, «Солим» пальчиками.
Ре,ре словно длинный ус Плавные движения вытянутыми руками перед собой.
Фа, фа,фа Хлопаем в ладоши спереди и сзади.
Фа,фа,фа
Мягко стелет как софа. Разводим руки перед собой.
Осень:
Присядем тихо, отдохнём
И осени стихи прочтём:
Дети по очереди читают стихи:
Вот и осень наступила,
Всё вокруг позолотила,
Разукрасила рябину,
Подрумянила калину.Улетают птицы разные,
Смолк их звонкий перепев.
А рябина осень празднует,
Бусы алые надев.Жёлтый кружится листок,
Путается в сучьях,
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.
Поздний серенький рассвет
В поле над овином
Прорывается нет – нет
Криком журавлиным.Дни давно короче стали,
листья золотом горят.
Улетают птичьи стаи
За далёкие моря.
Тихо-тихо на опушке,
Уж кукушки не слыхать.
И готовятся зверюшки
зиму долгую встречать.
Шёл сентябрь лесной тропинкой
С целым ворохом обнов
И сказал: «Свои новинки
Здесь оставить я готов!»
И на выдумку богатый
Натворил сентябрь чудес –
В платья всех цветов заката
Нарядил осенний лес.
Осень:
Положу я на бочок
Мой волшебный сундучок.
В нём припрятаны от света
И фигурки, и предметы.
Перед тем, как их достать,
Вы должны их угадать,
А потом придумать сказку
И её нам рассказать.
Игра «Придумай сказку»: дети на ощупь угадывают предметы в сундучке, и только после этого их достают, раскладывая в том же порядке на столе. После того, как все предметы угаданы, сочиняем сказку, каждый придумывает с предметом следующее предложение. В результате должен получиться связный рассказ. После этого предметы убираются, и дети по очереди вспоминают их названия и порядок расположения.
Осень:
Я когда к вам в гости шла,
Вот такой платок нашла:
Разноцветный, расписной,
Необычный, непростой!
Предлагаю вам, друзья,
Поиграть с платочком я.
Хотите? Выходите!
Игра «Волшебный Платок». Под весёлую музыку дети пляшут, под спокойную приседают и закрывают глаза руками. Осень ходит между ребятами и накрывает кого – то из них платком.
Раз, два, три,
Угадайте, кто внутри?
Дети угадывают, кто спрятан под платком. В конце игры Осень накрывает платком корзину с яблоками. Дети находят яблоки, и осень их угощает.
Осень: Ну что, понравилось вам со мной играть? Какая игра вам больше всего понравилось? Ну вот и всё, мне пора уходить, за мною идёт холодная зима.
Очень весело мне было,
Всех ребят я полюбила,
Но прощаться нам пора,
И закончена игра.