Тема урока: «Сила тока»
Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала)
Цели урока:
- Образовательная: ввести новую физическую величину-силу тока, систематизировать знания через различные виды деятельности;
- Развивающая: учащиеся устанавливают, что сила тока в различных участках последовательной цепи одинакова, способствовать развитию познавательной деятельности с помощью различных упражнений;
- Воспитательная: учащиеся убеждаются в необходимости научиться измерять силу тока, способствовать развития мышления, памяти, внимания, культуры письменной и устной речи.
Задачи урока:
- Образовательная: Выявить имеющиеся знания по данной теме.
- Воспитательная: Подчеркнуть взаимосвязь силы тока и электрического заряда в электрической цепи.
- Развивающая: Продолжить работу по развитию внимания и умения логически и творчески мыслить. Продолжить формировать умение решать задачи
Оборудование:
- мультимедийная приставка,
- компьютер,
- две лампы,
- источник тока,
- ключ,
- соединительные провода,
- раздаточный материал.
Демонстрации: взаимодействие параллельных проводников при замыкании цепи
ХОД УРОКА
I. Мотивационный-ориентировочный этап
1. Организационный момент
В начале урока обеспечивается рабочая обстановка, организация внимания учеников. Объявляется тема и цель урока.
2. Создание ситуации успеха (проверка домашнего задания)
а) Индивидуальные задания для учащихся
Ученик 1 (работает у доски) Упр.
13(2) Начертить схему цепи, содержащей один
гальванический элемент и два звонка, каждый из
которых можно включать отдельно
Дополнительное задание: покажите направление
тока в данной цепи при замыкании ключа.
Ученик 2 (работает у доски) Упр. 13(5) Нарисуйте схему цепи карманного фонаря (рис. 51 учебника) и назовите части этой цепи. Какие элементы фонаря отмечены цифрами 1-3? Дополнительное задание: Покажите направление упорядоченного движения свободных электронов при замыкании цепи.
Ученики 3, 4. 5 выполняют самостоятельную работу по раздаточному материалу (карточки 1, 2, 3)
Карточка 1
1. Каково направление кратковременного тока, возникающего в проводнике, которым соединены заряженные электроскопы?
______________ О______________
2. Как надо поступить, чтобы изменить направление тока в гальванометре?
Карточка 2
1. Назовите, что изображено на схеме? Укажите направление электрического тока на электрической схеме.
1
2
Карточка 3
Ученик 6 выполняет практическую работу (демонстрационный стол). Собрать электрическую цель по схеме, изображенной на доске.
Дополнительное задание: Как изменить направление тока в цепи?
б) Фронтальный опрос. (Вопросы проектируются на экран с помощью мультимедиа)
Вопросы для проверки:
– Опишите характер движения свободных
электронов металле.
– Что представляет собой электрический ток в
металлах?
– Проведите сравнение электрического тока с
течением воды в водопроводе.
– Какое направление условно приняли за
направление электрического тока в проводнике
в) Проверка выполнения индивидуальных заданий.
Учащиеся 3, 4, 5 сдают работы учителю на проверку.
Ученик 1. Схема цепи изображена на доске, показано направление тока. За направление тока принято направление от положительного полюса источника к отрицательному. Поэтому при замыкании цепи направление тока будет таким, как показано стрелками.
Преподаватель: Что произойдет, если один ключ замкнуть, а второй оставить разомкнутым?
Ученик: 'Га лампа, которая включена последовательно с замкнутым ключом, будет гореть, а вторая нет.
Дополнительные вопросы задают учащиеся.
Ученик 2. Схема цепи карманного фонаря изображена на доске. Упорядоченное движение свободных электронов направлено от отрицательного полюса источника к положительному. Оно указано на чертеже стрелками для случая, когда цепь замкнута. Цифрами 1 обозначены батареи гальванических элементов, 2 – лампа, 3 – ключ. Дополнительные вопросы задают учащиеся.
Ученик 6. Цепь состоит из батареи гальванических элементов, двух ламп и ключа. Все приборы соединены последовательно. Чтобы изменить направление электрического тока необходимо поменять провода на клеммах источника тока.
Учащиеся в тетрадях записывают число и изображают схему цепи.
Ученик замыкает цепь.
II. Исполнительский этап
1. Групповая самостоятельная работа
Учащиеся работают с текстом учебника А.В.Перышкин "Физика" 8 кл.
Дискретный подход
Вопросы к ДЭЗ |
От чего зависит интенсивность действия электрического тока? |
Что такое сила тока? |
Как выражается сила тока через электрический заряд и время? |
Формула силы тока |
Что принимают за единицу силы тока? |
Как называется эта единица в СИ? |
Какие дольные и кратные амперу единицы силы тока вы знаете? |
Получите наименование единицы силы тока |
Получите обозначение единицы силы тока |
Выведите формулу для вычисления электрического заряда (количества электричества) |
ДЭЗ (доминирующий элемент знаний) | Источник знаний | Вопросы к ДЭЗ | |
I | Интенсивность (степень действия) электрического тока зависит от заряда, прошедшего по цепи в 1с. | Стр. 84 | От чего зависит интенсивность действия электрического тока? |
2 | Электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1с, определяет силу тока в цепи | Стр. 85 | Что такое сила тока? |
3 | Сила тока равна отношению электрического заряда q, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения t. | Стр. 85 | Как выражается сила тока через электрический заряд и время? |
4 | I = q/t | Стр. 85 | Формула силы тока |
5 | За единицы силы тока принимают силу тока, при которой отрезки таких параллельных проводников длиной 1 м взаимодействуют с силой 2*10 Н (0,0000002 Н) | Стр. 8б | Что принимают за единицу силы тока? |
6 | В Международной системе (СИ) эту единицу силы тока называют ампером | Стр. 86 | Как называется эта единица в СИ? |
7 | Миллиампер (1мА = 0,001А) микроампер (1 мкА = 0,000001А) килоампер (1 кА = 1000А) | Стр. 86 | Какие дольные и кратные амперу единицы силы тока вы знаете? |
8 | [1] = 1л]/|т] = заряд/время | Стр. 86 | Получите наименование единицы силы тока |
9 | [I] = [q]/[t] = A c = Кл | Стр. 86 | Получите обозначение единицы силы тока |
10 | Q = lt | Стр. 87 | Выведите формулу для вычисления электрического заряда (количества электричества) |
2. Взаимообучение
ДЭЗ (доминирующий элемент знаний) |
Интенсивность (степень действия) электрического тока зависит от заряда, прошедшего по цепи в 1с. |
Электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1с, определяет силу тока цепи |
Сила тока равна отношению электрического заряда q, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения t. |
I = q/t |
За единицы силы тока принимают силу тока, при которой отрезки таких параллельных проводников длиной 1 м взаимодействуют с силой 2*10 Н (0,0000002 Н) |
В Международной системе (СИ) эту единицу силы
тока называют ампером Миллиампер (1мА = 0,001А) микроампер (1 мкА = 0,000001 А) килоампер (1 кА = 1000А) |
[I] = [ q]/[I] = заряд/время |
[I] = [q]/ [ t] = A c = Кл |
Q = I t |
Обозначение (и назначение) физической величины |
Формула для вычисления физической величины |
Единицы физической величины |
Формула в обобщенном математическом виде |
Силатока[I] | [I] = [q]/ [t] | А | C = А/В |
Электрический заряд [q] | [q] = [I] [t] | Кл | А = ВС |
Время [t] | [t] = [q]/[I] | с | В = А/С |
Учащиеся выбирают задание, делятся на группы. (Учащиеся работают с текстом учебника А.В.Перышкин «Физика» 8 кл.)
I Группа выясняет, как обозначается сила тока, находит формулу для ее вычисления
II Группа выясняет, что принято за единицу измерения силы тока
III Группа выясняет как измеряют силу тока. От группы выступает 1 ученик.
Первая группа: Т.к. сила тока
характеризует электрический заряд, проходящий
через поперечное сечение проводника за единицу
времени, то для вычисления силы тока необходимо
заряд, проходящий через поперечное сечение
проводника за промежуток времени t, поделить на
этот промежуток времени.
(Обозначение и формула фиксируется на доске и в
тетрадях)
Вторая группа: На
Международной конференции по мерам и весам в 1948
г. было решено в основу определения единицы силы
тока положить явление взаимодействия двух
проводников с током. (Рисунок 59 учебника
появляется на экране.) Гибкие проводники при
прохождении электрического тока могут
притягиваться и отталкиваться. Сила притяжения
между проводниками зависит от длины проводников,
расстояния между ними, среды в которой они
находятся и от силы тока.
За единицу силы тока принимают силу тока, при
которой отрезки параллельных проводников длиной
1 м на расстоянии 1 м в вакууме взаимодействуют с
силой 2*10"7 Н. Эту единицу называют
ампером, в честь французского физика и
математика Андре Мари Ампера. (Его портрет
появляется на экране) Обозначение: 1А.
П: Велик ли ток в 1 ампер? Посмотрите на таблицу, вы видите данные технического справочника (изображение на экране).
Сила тока
- в электрической бритве 0,08 А
- в карманном радиоприемнике 0,1 А
- в фонарике 0,3 А
- в велосипедном генераторе 0,3 А
- в электрической плитке 3-4 А
- в двигателе троллейбуса 160-200 А
Системно-функциональный подход (физические величины)
Обозначение (и назначение) физической величины |
Формула для вычисления физической величины |
Единицы физической величины |
Формула в обобщенном математическом виде |
Сила тока[1] | [I] = [q]/ [t] | А | С = А/В |
Электрический заряд [q] | [q] = [I] [t] | Кл | А = ВС |
Время [t] | [t] = [q]/[I] | с | В = А/С |
Обязательные знания о физической величине |
Физическая величина сила тока |
1. Формула | 1 = g/t, где I – сила тока, g – электрический заряд, t – время, прохождение заряда через поперечное сечение проводника |
2. Словесная I формулировка | 1 = g/t, силой тока называется физическая величина, равная отношению электрического заряда, прошедшая через поперечное сечение проводника ко времени его прохождения |
3. Физический смысл | 1 = g/t, сила тока показывает какой электрический заряд, прошедший через поперечное сечение проводника за единицу времени |
4. Единица физической величины | 1 = g/t – за единицу силы тока принимают силу тока, при которой отрезки таких параметров проводников длиной 1 м взаимодействие с силой 2–10–3 |
5. Единица физической величины в СИ | 1 = g/t, за единицу силы тока в СИ принята такая сила тока, при котором тело за одну секунду проходит электрический заряд один Кулон |
6. Наименование единицы в СИ | [I] = [g] / [t] = Кулон/секунду. = Кл/с – наименование единицы скорости в СИ кулон в секунду обозначение единиц силы тока – Кл/с |
Сила тока, проходящая через тело
человека, считающая безопасной 1 мА(0,001 А)
Сила тока, приводящая к серьезным поражениям
организма – 100 мА (0,1 А).
Через единицу силы тока определяется единица
электрического заряда – 1 Кл.
1 кулон – это электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, при силе тока 1 ампер за время 1 секунд
III. Рефлексивно-оценочный этап
– Что же нового вы узнали на уроке?
У: Обозначение силы тока, формулу для ее вычисления, единицы измерения
П: А для чего нужно уметь это делать?
У: В повседневной жизни нас окружают электрические приборы, а мы пользуемся ими, значит необходимо знать, какой должна быть сила тока в электрической цепи, чтобы эти приборы работали в нормальном режиме.
П: На цоколе лампы карманного фонаря написано 0,28 А, что это значит?
У: Это значит, что лампа рассчитана на силу тока не более 0,28 А. ! I:
IV. Объяснение нового домашнего задания: § 37, Упр. 14 (1, 2, 3)
V. Подведение итогов урока
Оценки за урок выставляются учащимся в группах, комментируются. Учитель объявляет оценки за индивидуальную работу по карточкам.