Мы хотим рассказать о том, как наш Совет школьников работает над проектом «По зову сердца». Проблема проекта: отсутствие должного внимания подрастающим поколением ветеранам ВОВ и пожилым людям.Как мы пришли к такому выводу? Много времени прошло с памятной даты – 9 мая 1945 г. Ушли из жизни ветераны, а оставшиеся в живых – совсем старые, больные люди. Именно эти люди спасли мир от «коричневой чумы», но до сегодняшнего дня, как показывают по телевидению и пишут в СМИ, многие живут в неблагоустроенных квартирах. Чтобы чего-то добиться, нужно ходить по инстанциям. А сил: ни физических, ни моральных, уже нет. К тому же появились мошенники, пользующиеся немощью стариков, втираются к ним в доверие и обкрадывают. Воруют деньги и медали ветеранов, за которые заплачено кровью. Конечно, 9 мая государство вспоминает о них: оказывает материальную помощь, присылает поздравления, но этого с нашей точки зрения, мало. Всем пожилым людям приятно, когда к ним с почтением относится молодежь. Как же они радуются любому вниманию с нашей стороны.
Старыми будем все, а так как в жизни за все надо платить, не хотелось бы, чтобы счета были огромными. Мы действительно «в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны».
Эта забота о ветеранах в нашей школе была всегда. За каждым классом закреплены учителя, ушедшие на пенсию. Мы их поздравляем с праздниками, приглашаем в школу на беседы. Но поразмыслив, решили, что и ветераны – участники Великой Отечественной войны, проживающие на микроучастке школы, не должны оставаться без нашего внимания. Такое понимание пришло еще и потому, что с этого года в школе введен новый курс «Истоки», основанный на христианских ценностях, пронизывающих всю русскую культуру, историю, народные традиции.
Методом «мозгового штурма» определили, кто и как будет решать поставленную задачу, ведь это один из моментов воспитания патриотизма учащихся. Ребята сразу отметили необходимость встреч с ветеранами ВОВ, организация им посильной бытовой помощи. На вопрос «Зачем нам это надо?» – ответ такой: «Хотим, чтобы не исчезла в веках память о тех, благодаря кому мы сейчас живем, учимся, влюбляемся, строим планы на будущее». Вместе со старшей вожатой школы Шагаловой Е.М. сходили в КУМ № 14, встретились с председателем Совета ветеранов, узнали, кто из ветеранов войны нуждается в нашей заботе, и начали разработку социального проекта «По зову сердца».
Цели проекта:
- освоение и наследование учащимися школы ценностей родного Отечества в процессе взаимодействия с учителями-ветеранами и участниками ВОВ, проживающими на микроучастке школы;
- сохранить историческую память, подготовить материалы для школьного историко – краеведческого музея.
Задачи:
- создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у учащихся МОУ СОШ № 5 через взаимодействие с учителями – ветеранами и участниками войны и труда;
- знакомить детей с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины;
- социальная поддержка ветеранов, воспитание внимательного отношения к людям старшего поколения, желания заботиться о них. Русскому человеку всегда были присущи: доброта, благородство, благочестие, сострадание;
- способствовать расширению круга общения, развивать умение взаимодействовать с взрослыми;
- воспитывать будущего гражданина родного Отечества через активизацию семьи: проведение бесед, консультаций, совместных мероприятий, организацию родительского лектория «Школа родительской любви» (в рамках преподавания курса «Истоки»);
- способствовать возрождению традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении ее членов.
Основные направления работы:
- тематические экскурсии в школьный и городской историко-краеведческие музеи;
- оказание адресной помощи пожилым учителям – ветеранам, участникам ВОВ, проживающим на микроучастке школы;
- тематические встречи;
- творческие работы учащихся, конкурсы;
- трудовые дела учащихся, акции.
Главные участники и исполнители проекта.
- Совет школьников д\о «Солнечный город» – председатель Сеуткина Евгения.
- Старшая вожатая, классные руководители 5-8 классов.
- Учителя – ветераны школы, участники ВОВ г. Арзамаса, проживающие в микрорайоне № 14.
- Совет ветеранов КУМ № 14.
- Руководитель школьного историко-краеведческого музея – Разина В.П.
- Родители учащихся школы.
Руководитель проекта: Колмакова Ю.Л. – зам. директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 5.
Пользователи проекта:
- учащиеся МОУ СОШ № 5
- ушедшие на пенсию учителя, ветераны войны и труда.
Сроки реализации проекта: 2009 \2010 учебный год.
Содержание проекта:
- Формирование банка данных
- Разведка добрых дел
- Организация работы добровольцев
- Распределение ролей.
- Проведение опроса общественного мнения по вопросам: «Год 65-летия Победы для меня это…», «2010 г. – Год учителя. Учителя в твоей жизни».
Методическое обеспечение.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»
- Программа курса «Истоки»
- Школьная программа гражданско – патриотического воспитания «Моя Россия»
- Программа «Школа родительской любви» (в рамках преподавания курса «Истоки»
Материально-техническое обеспечение:
- создание банка данных;
- оформление экспозиции в школьном историко – краеведческом музее «Времен связующая нить»;
- разработка и проведение экскурсий в школьном историко – краеведческом музее.
- создание кабинета «Истоки».
Место реализации проекта: МОУ СОШ № 5.
Этапы работы
Этапы |
Сроки |
Задачи и содержание деятельности |
Организационно-диагностический |
Сентябрь – октябрь 2009 | 1. Документально-организационная работа – выбор темы и разработка
социально-нравственного проекта; 2. Организационно-техническая работа – обращение в Совет ветеранов КУМ-14 для
создания базы данных о ветеранах ВОВ,
проживающих на микроучастке школы; 3. Диагностическая работа – диагностика нравственных качеств
детей – участников проекта |
Практический |
Ноябрь 2009 – апрель 2010 | – подготовка теоретического материала
и разработка сценариев праздников, концертов,
спортивно-познавательных мероприятий; – проведение совместных мероприятий с родителями с целью пропаганды патриотического воспитания через доступные средства (художественную литературу, фильмы, изодеятельность); – создание «Альбома Памяти»; – создание экспозиции «Времен связующая нить»; – организация выставок детских рисунков, фотостендов, стенгазет; – участие в городских соревнованиях «Мальчишник –VI», фотовыставках. |
Обобщающий |
Апрель-май 2010 | – обобщение итогов работы с детьми; – подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов; – выпуск методических рекомендаций. |
План взаимодействия Совета школьников с учителями- ветеранами, ветеранами ВОВ
Дата |
Тема |
Предварительная работа |
Взаимодействие с ветеранами. |
Октябрь |
Декада «Как живешь ветеран» | – Изготовление поздравительных
открыток для пожилых людей. – Гостевой визит к ветеранам – участникам ВОВ «Мы дедушек и бабушек слушаем рассказ» (фоторепортаж). – Концерт ко дню пожилого человека. |
– Встреча с учителями – ветеранами
школы «Мы снова вместе собрались». – Поисковая деятельность по сбору экспонатов в музей «На дорогах войны» |
Ноябрь |
Страна героев | Музыкальная лекция «Синенький скромный платочек» | – Познавательная игра на военную тематику «Песни военных лет» учащихся и родителей |
Декабрь |
Символы великой победы | Начало работы над городским проектом
«Мы этой памяти верны…» МОУ ДОД ЦРТД и Ю им.
А.П.Гайдар. – Детская почта, поздравления учителей-ветеранов и участников войны с Новым годом. – Оформление в «Альбоме памяти» странички «Награды земляков» из архивных документов ветеранов ВОВ. |
– Совместное изготовление «Альбома
памяти» – Совместный видеопросмотр фильмов о Великой Отечественной войне |
Январь |
Воспоминанья о войне | – Организация экскурсий в школьный историко – краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Времен связующая нить» | – Совместное с родителями, ветеранами изготовление газеты «Боевой листок» |
Февраль |
Нашей армии герои | – Просмотр фильма «А зори здесь тихие». – Изготовление поздравительных открыток ветеранам. |
– Урок мужества с приглашением
ветеранов «Разве можно забыть» – Музыкально-спортивный праздник «Молодецкие сражения». – Оформление выставки изобразительных работ «Защитники Родины». |
Март |
Дети и война | – Рассказ о детях-героях (Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей) | – Встреча детей с людьми, которые в годы войны были детьми. |
Апрель |
Пусть не будет войны никогда | – Создание детского «Альбома памяти:
детские рисунки, рассказы, высказывания детей о
войне и мире. – Конкурс чтения стихов «О тех, кто мир нам подарил». |
– Помощь по дому ветеранам, труженикам тыла. |
Май |
Вечная слава героям | – Изготовление памятных подарков
ветеранам ВОВ, труженикам тыла – Литературная гостиная «И помнит мир спасенный» |
– Совместный гостевой визит к
ветеранам ВОВ, труженикам тыла (фоторепортажи). – Чествование ветеранов. |
Тематические экскурсии
Место проведения | Тема экскурсии | Срок |
Городской историко – краеведческий музей. | «Они защищали Родину» | Январь – февраль. 5-11 классы |
Школьный историко – краеведческий музей. | «Времен связующая нить» | 1-11 классы – в течение года по графику. |
Детская библиотека им. А.П.Гайдара | По календарю знаменательных дат | 1-4 классы, в течение года |
Трудовые дела
1. Оказание адресной помощи ветеранам
ВОВ, труженикам тыла, учителям- ветеранам.
2. Помощь школьному музею в сборе новых
экспонатов.
Акции
- «С днем рождения, ветеран» – Совет школьников, в течение года.
- «С Днем старшего поколения». 8-11 классы, октябрь
- «С днем Защитников Отечества». Февраль.
- «С Днем Победы». Поздравление ветеранов ВОВ и тружеников тыла.
Предполагаемый результат
Диагностический этап:
Получение целостной картины состояния гражданского воспитания в школе и формирование патриотизма как личностного качества воспитанников. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Содержательно-деятельностный этап:
- Активизация деятельности в рамках гражданского воспитания.
- Проявление внимания и уважения ветеранам, пожилым людям.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Рефлексивный этап:
- Изменение социальной и гражданской позиции воспитанников.
- Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми.
- Определение системы дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В начале процесса реализации проекта мы узнали, каким человеком является каждый из интересующих нас людей, что любит, чем увлекается, какие имеет жизненные ориентиры. Чтобы найти ответы на эти вопросы мы встречались с ветеранами, обратились к газетам прошлых лет, к воспоминаниям близких. И сразу возник вопрос: « Как же выстоял в годы войны наш народ? Ведь большинству из тех, кто сегодня жив, в то военное лихолетье было 18-20 лет. А дети, женщины, старики, работавшие в тылу? Им ведь тоже было нелегко и так же страшно». Результатом нашей работы стала работа над созданием «Альбома памяти», организация экскурсий в школьный исторический музей для учащихся школы, учителей-ветеранов, участников ВОВ нашего микрорайона, студентов исторического факультета АГПИ им. А.П.Гайдара, родителей.Что же изменилось в процессе и результате проведенной работы. Прежде всего – мы сами. Ребята учились отыскивать информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Но самое главное, что мы, таким образом, становимся патриотами своей Родины не на словах, а на деле. В настоящее время работа над проектом продолжается. Этот вид деятельности увлек учащихся школы. У них появилось желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии и сострадании. Ребята продолжают заниматься проектом еще и потому, что с их точки зрения, они знают, как это сделать. Огромное значение в реализации проекта «По зову сердца» имеет то, что в нашей школе с 2009-2010 уч. г. введен новый предмет – «Истоки», который не заменим с точки зрения воспитания нравственности у учащихся школы.
Вся работа над проектом учит детей быть неравнодушными. На конкретных примерах наши ученики постигают тайны человеческого бытия: как прожить жизнь, чтобы оставить после себя след на Земле.