Социальный проект "По зову сердца"

Разделы: Внеклассная работа


Мы хотим  рассказать о том,  как наш Совет  школьников  работает над проектом «По зову сердца». Проблема проекта: отсутствие должного внимания подрастающим поколением ветеранам ВОВ и пожилым людям.Как мы пришли к такому выводу? Много времени прошло с памятной даты – 9 мая 1945 г. Ушли из жизни ветераны, а оставшиеся в живых – совсем старые, больные люди.  Именно эти люди спасли мир от «коричневой чумы», но до сегодняшнего дня, как показывают по телевидению и пишут в СМИ, многие живут в неблагоустроенных квартирах. Чтобы чего-то добиться, нужно ходить по инстанциям. А   сил: ни физических, ни моральных, уже  нет. К тому же появились мошенники, пользующиеся немощью стариков, втираются к ним в доверие и обкрадывают. Воруют деньги и медали ветеранов, за которые заплачено кровью. Конечно, 9 мая государство вспоминает  о них:  оказывает материальную помощь, присылает поздравления, но этого с нашей точки зрения, мало.  Всем пожилым людям приятно, когда к ним с почтением относится молодежь. Как же  они радуются любому вниманию  с нашей стороны.

Старыми будем все, а так как в жизни за все надо платить, не хотелось бы, чтобы счета были огромными.  Мы действительно «в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны».

Эта забота о ветеранах в нашей школе была всегда. За каждым классом закреплены учителя, ушедшие на пенсию. Мы их поздравляем с праздниками, приглашаем в школу на беседы. Но поразмыслив, решили, что  и ветераны – участники Великой Отечественной войны, проживающие на микроучастке  школы, не должны оставаться без нашего внимания. Такое понимание пришло  еще и потому, что с этого года в школе введен новый курс «Истоки», основанный на  христианских ценностях, пронизывающих всю русскую культуру, историю, народные традиции.

Методом «мозгового штурма»  определили, кто и как будет решать поставленную задачу, ведь это один из моментов воспитания патриотизма учащихся. Ребята сразу отметили  необходимость встреч с ветеранами ВОВ, организация им посильной бытовой  помощи. На вопрос «Зачем нам это надо?» – ответ такой: «Хотим, чтобы не исчезла в веках память о тех, благодаря кому мы сейчас живем, учимся, влюбляемся, строим планы на будущее». Вместе со старшей вожатой школы Шагаловой Е.М. сходили в  КУМ № 14, встретились с председателем Совета ветеранов, узнали, кто из ветеранов войны нуждается в нашей заботе, и начали разработку социального  проекта  «По зову сердца».

Цели проекта:

  • освоение и наследование учащимися школы ценностей родного Отечества в процессе взаимодействия с учителями-ветеранами и участниками ВОВ, проживающими на  микроучастке  школы;
  • сохранить историческую память, подготовить материалы для школьного историко – краеведческого музея.

Задачи:

  • создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у учащихся МОУ СОШ № 5 через взаимодействие с учителями – ветеранами и участниками войны и труда;
  • знакомить детей с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • социальная поддержка ветеранов, воспитание  внимательного отношения к людям старшего поколения, желания заботиться о них. Русскому человеку всегда были присущи: доброта, благородство, благочестие, сострадание;
  • способствовать расширению круга общения, развивать умение взаимодействовать с  взрослыми;
  • воспитывать будущего гражданина родного Отечества через активизацию семьи: проведение бесед, консультаций, совместных мероприятий, организацию родительского лектория «Школа родительской любви» (в рамках преподавания курса «Истоки»);
  • способствовать возрождению традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении ее членов.

Основные направления работы:

  • тематические экскурсии в школьный  и городской историко-краеведческие музеи;
  • оказание адресной помощи пожилым учителям – ветеранам, участникам ВОВ, проживающим на микроучастке школы;
  • тематические встречи;
  • творческие работы учащихся, конкурсы;
  • трудовые дела учащихся, акции.

Главные участники и исполнители проекта.

  • Совет школьников д\о «Солнечный город» – председатель Сеуткина Евгения.
  • Старшая вожатая, классные руководители 5-8 классов.
  • Учителя – ветераны школы, участники ВОВ г. Арзамаса, проживающие в микрорайоне № 14.
  • Совет ветеранов КУМ № 14.
  • Руководитель школьного историко-краеведческого музея – Разина В.П.
  • Родители учащихся школы.

Руководитель проекта: Колмакова Ю.Л. – зам. директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 5.

Пользователи проекта:

  • учащиеся МОУ СОШ № 5
  • ушедшие на пенсию учителя, ветераны войны и труда.

Сроки реализации проекта: 2009 \2010 учебный год.

Содержание проекта:

  • Формирование банка данных
  • Разведка добрых дел
  • Организация работы добровольцев
  • Распределение ролей.
  • Проведение опроса общественного мнения по вопросам: «Год 65-летия Победы для меня это…», «2010 г. – Год учителя. Учителя в твоей жизни».

Методическое обеспечение.

  • Государственная  программа  «Патриотическое воспитание граждан РФ»
  • Программа курса «Истоки»
  • Школьная программа гражданско – патриотического воспитания «Моя Россия»
  • Программа «Школа родительской любви» (в рамках преподавания курса «Истоки»

Материально-техническое обеспечение:

  • создание банка данных;
  • оформление экспозиции в школьном историко – краеведческом музее «Времен связующая нить»;
  • разработка  и проведение экскурсий в школьном историко – краеведческом музее.
  • создание кабинета «Истоки».

Место реализации проекта: МОУ СОШ № 5.

Этапы работы

Этапы

Сроки

Задачи и содержание деятельности

Организационно-диагностический

Сентябрь – октябрь 2009

 1. Документально-организационная работа

выбор темы и разработка социально-нравственного проекта;
составление перспективного плана по реализации проекта;

2. Организационно-техническая работа

– обращение в Совет ветеранов КУМ-14 для создания базы данных о ветеранах ВОВ, проживающих на микроучастке  школы;
– поисковая деятельность;
– оснащение экспозиции школьного исторического музея «Времен связующая нить» новыми экспонатами;
– организация встреч с учителями – ветеранами и участниками ВОВ,  экскурсии в музей, поздравления с праздниками.

3. Диагностическая работа

– диагностика нравственных качеств детей – участников проекта
диагностика социального статуса семей, уровня образования, позиций гражданского воспитания детей в семье;
– выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций через  анкетирование  и собеседования;
– беседы, опросы детей с целью поддержания интереса к истории родного Отечество;
– изучение новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

Практический

Ноябрь 2009 – апрель 2010 – подготовка теоретического материала и разработка сценариев праздников, концертов, спортивно-познавательных мероприятий;
– проведение совместных мероприятий с родителями  с целью пропаганды патриотического воспитания через доступные средства (художественную литературу, фильмы, изодеятельность);
– создание  «Альбома Памяти»;
– создание экспозиции «Времен связующая нить»;
– организация выставок детских рисунков, фотостендов, стенгазет;
– участие в городских соревнованиях «Мальчишник –VI», фотовыставках.

Обобщающий

Апрель-май 2010 – обобщение итогов работы с детьми;
– подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов;
– выпуск методических рекомендаций.

План взаимодействия Совета школьников с учителями- ветеранами, ветеранами ВОВ

Дата

Тема

Предварительная работа

Взаимодействие с ветеранами.

Октябрь

Декада «Как живешь ветеран» – Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей.
– Гостевой визит к ветеранам – участникам ВОВ «Мы дедушек и бабушек слушаем рассказ» (фоторепортаж).
– Концерт ко дню пожилого человека.
– Встреча с учителями – ветеранами школы «Мы снова вместе собрались».
– Поисковая деятельность по сбору экспонатов в музей «На дорогах войны»

Ноябрь

Страна героев Музыкальная лекция «Синенький скромный платочек» – Познавательная игра на военную тематику «Песни военных лет» учащихся и родителей

Декабрь

Символы великой победы Начало работы над городским проектом «Мы этой памяти верны…» МОУ ДОД ЦРТД и Ю им. А.П.Гайдар.
–  Детская почта, поздравления учителей-ветеранов и  участников войны с Новым годом.
– Оформление в «Альбоме памяти» странички «Награды земляков» из архивных документов ветеранов ВОВ.
– Совместное изготовление «Альбома памяти»
– Совместный видеопросмотр фильмов о Великой Отечественной войне

Январь

Воспоминанья о войне – Организация экскурсий в школьный историко – краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Времен связующая нить» – Совместное с родителями, ветеранами изготовление газеты «Боевой листок»

Февраль

Нашей армии герои – Просмотр фильма «А зори здесь тихие».
– Изготовление поздравительных открыток ветеранам.
– Урок мужества с приглашением ветеранов «Разве можно забыть»
– Музыкально-спортивный праздник «Молодецкие сражения».
– Оформление выставки изобразительных работ «Защитники Родины».

Март

Дети и война – Рассказ о детях-героях (Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей) – Встреча детей с людьми, которые в годы войны были детьми.

Апрель

Пусть не будет войны никогда – Создание детского «Альбома памяти: детские рисунки, рассказы, высказывания детей о войне и мире.
– Конкурс чтения стихов «О тех, кто мир нам подарил».
 – Помощь по дому ветеранам, труженикам тыла.

Май

Вечная слава героям – Изготовление памятных подарков ветеранам ВОВ, труженикам тыла
– Литературная гостиная «И помнит мир спасенный»
– Совместный гостевой визит к ветеранам ВОВ, труженикам тыла (фоторепортажи).
– Чествование ветеранов.

Тематические экскурсии

Место проведения Тема экскурсии  Срок
Городской историко – краеведческий музей. «Они защищали Родину» Январь – февраль. 5-11 классы
Школьный историко – краеведческий музей. «Времен связующая нить» 1-11 классы – в течение года по графику.
Детская библиотека им. А.П.Гайдара По календарю знаменательных дат 1-4 классы, в течение года

Трудовые дела

1. Оказание  адресной помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, учителям- ветеранам.
2. Помощь школьному музею в сборе новых экспонатов.

Акции

  • «С днем рождения, ветеран» – Совет школьников, в течение года.
  • «С Днем  старшего поколения». 8-11 классы, октябрь
  • «С днем Защитников Отечества». Февраль.
  • «С Днем Победы». Поздравление ветеранов ВОВ  и тружеников тыла.

Предполагаемый  результат

Диагностический этап:

Получение целостной картины состояния гражданского воспитания в школе и формирование патриотизма как личностного качества воспитанников. Учитывается  активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

Содержательно-деятельностный этап:

  • Активизация деятельности в рамках гражданского воспитания.
  • Проявление внимания и уважения ветеранам, пожилым людям.
  • Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
  • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

Рефлексивный этап:

  • Изменение социальной и гражданской позиции воспитанников.
  • Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми.
  • Определение системы дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В начале процесса реализации проекта мы  узнали, каким человеком является каждый  из интересующих нас людей, что любит, чем увлекается, какие имеет жизненные ориентиры. Чтобы найти ответы на эти вопросы мы встречались с ветеранами, обратились к газетам прошлых лет, к воспоминаниям близких.  И сразу  возник вопрос: « Как же выстоял в годы войны  наш народ?  Ведь большинству из тех,  кто сегодня  жив, в то военное лихолетье было 18-20 лет. А дети, женщины, старики, работавшие в тылу? Им ведь тоже было нелегко и так же страшно». Результатом нашей работы  стала работа над  созданием  «Альбома памяти», организация экскурсий в школьный исторический музей для учащихся школы, учителей-ветеранов, участников ВОВ нашего микрорайона, студентов исторического факультета АГПИ им. А.П.Гайдара, родителей.Что же изменилось в процессе и результате проведенной работы. Прежде всего – мы сами. Ребята учились отыскивать информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Но самое главное, что мы, таким образом, становимся  патриотами своей Родины не на словах, а на деле. В настоящее время   работа над проектом продолжается. Этот вид деятельности увлек учащихся школы. У них появилось желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии и сострадании. Ребята продолжают заниматься проектом еще и потому, что с их точки зрения, они знают, как это сделать. Огромное значение в реализации проекта «По зову сердца» имеет то, что в нашей школе с 2009-2010 уч. г. введен новый предмет – «Истоки», который не заменим с точки зрения воспитания нравственности у учащихся школы.

Вся работа над проектом учит детей быть неравнодушными. На конкретных примерах наши ученики постигают тайны человеческого бытия: как прожить жизнь, чтобы оставить после себя след на Земле.

Приложение