Пояснительная записка
Как повысить интерес учащихся к изучению
школьных предметов?
Этот вопрос интересует многих учителей.
Один из путей решения этой проблемы –
внеклассная работа, которая является
неотъемлемой составляющей
учебно-воспитательного процесса.
Если информация, полученная на уроке,
заинтересовала учащихся, то у школьников
возникает желание изучать предметы и после
звонка.
Внеклассная работа по предметам имеет важное
воспитательное и образовательное значение.
Она способствует воспитанию у учащихся
инициативы, самостоятельности, умения творчески
подходить к решению различных задач, а также
воспитанию у них чувства коллективизма и
творчества, расширению и углублению знаний,
развитию склонностей, творческой активности.
Форм внеклассной работы множество, но одной из
них является предметная неделя.
Хорошо организованная и интересно проведенная
предметная Неделя помогает обогатить знания
детей, проявить их инициативу и
самостоятельность, способствует развитию
индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в подготовке и проведении
внеклассных мероприятий открывает широкие
возможности для оформления практических
навыков работы с различными источниками знаний:
книгой, Интернетом, справочным материалом
и т.п.
В нашей школе предметные недели получили
широкое распространение и проводятся по
всем изученным предметам. Они требуют
длительной и тщательно продуманной подготовки.
О проведении Недели химии и биологии учащиеся
были извещены заранее, подготовка вилась
заблаговременно( за 3-4 недели).
Силами учащихся 6-10 классов выпускались
газеты с кроссвордами, чайнвордами,
головоломками, ребусами.
О начале недели школьников извещает красочно
оформленное объявление, в котором
помещается план мероприятий.
Соответствующим образом оформляется в фойе
школы. Все мероприятия проводятся по
плану.
Каждый день предметной Недели был спланирован
так, что он включал мероприятия и по химии, и
по биологии.
При проведении мероприятий использовались
мультимедийные интерактивные средства в
сочетании с аудиовизуальными при выводе
изображения на большой экран, что существенным
образом повысило наглядность обучения и
мотивацию к нему.
В заключительный день Недели было включено
основное тетрализированное мероприятие: яркое,
захватывающее зрелище, в котором принимало
участие много детей.
Были подведены итоги и награждены победители.
Благодаря успешному проведению предметной
Недели по химии и биологии были созданы условия
для успешного развития тех, кто способен не
только к творческой деятельности по
данным предметам.
План проведения Недели химии и биологии
Первый день
- «Угадай-ка…» (разгадывание кроссвордов, викторин, ребусов, загадок)
- Выставка книг – «Вокруг химии и биологии» (библиотека)
- Выставка лучших работ учащихся (коллекции, гербарии, рефераты, игры, карточки)
Второй день
- «Буду химию учить» (экспресс-курс для начинающих) 6-7кл
- «Экологический светофор» (3-5 классы)
Третий день
- Игра «Хочу все знать» (9-11 классы)
- «Суд над вредными привычками» (7-8 классы)
Четвертый день
- Посвящение в химики (8 класс)
- «Что? Где? Когда?» (игра для старшеклассников)
Пятый день
Праздник «Чистая вода – основа жизни на Земле» (5-8 класс)
«Вода – источник жизни на Земле»
Цели:
Повысить интерес к предметам, закрепить и углубить знания, получить в процессе обучения, развивать познавательный интерес учащихся, их стремление узнать больше, формировать экологическую культуру детей.
Ход мероприятия:
Слайд 1 Вода – самое важное в-во на земле (Приложение 1)
Первый ведущий:
– Вода самое важное, самое главное вещество на Земле. Все живое и неживое содержит ее. На планете нет ни одного тела или пылинки, которые были бы на лишены воды. Без нее не может развиваться ни одна отрасль хозяйства. Она греет и охлаждает, она источник энергии, без которого нельзя приготавливать пищу, вымыть дом или улицу. Любой процесс жизнедеятельности связан с водой.
Второй ведущий:
– Где вода – там жизнь. Пустыня богата теплом, плодородными почвами, но нет воды, и не может нормально развиваться жизнь. Вода уникальна и незаменима. Растения на 30-90% состоят из воды, а животные – на 75%. Если человек потеряет 6-8% воды, наступает обморок, а если 10-12% остановится сердце. Главная функция воды – обеспечение жизни на Земле.
Слайд 2 «Вода на земном шаре»
Сколько воды на Земле?
Показ слайдов:
– Воды океана
– Подземные воды
– Воды рек
– Воды озер
– Воды болот
– Лед и снег
– Атмосферные воды
– Воды живых организмов
Первый ведущий:
– Вода у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются
неведая, что ты такое, нельзя сказать, что ты
необходима для жизни, ты сама жизнь.
А что же мы знаем о воде?
Я загадаю загадки о воде, а вы должны отгадать и
сказать в каком агрегатном состоянии находится
вода.
Показ слайдов: вода кристаллическая, вода жидкая,
вода пар
– Не снег, серебром деревья уберет (иней)
– День и ночь кричит, а голос не устает (водопад)
– к низу лежит капельками, а к верху – невидимкой
(дождь и вод. пар)
– Все от холода сжимается, я один лишь
разбухаю (лед)
– Идет, идет, а до берега не дойдет (волна)
– Что без огня дымит (туман)
– На дворе горой, а в избе водой (снег)
– белая морковка – зимой растет (сосулька)
Первый ведущий:
– А сейчас послушайте и ответьте, какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?
Спросил на днях
Малыш сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ – Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты?
Ты кто такой?
– И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле,
В каждой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
(А. Дитрих)
Показ слайда «Круговорот воды в природе»
Круговорот объединяет все воды на планете, кроме того, вода оказывает влияние на другие компоненты природы. Посмотрим, как в загадках отразил человек.
Загадки
1. Не моря, не земля
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)2. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
3. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)4. Без рук, без ног все бежит (Река)
5. Не драгоценный камень, а светится (Лед)
6. Самый сильный растворитель на Земле (Вода)
7. Знаете ли вы, сколько воды выпивает человек за год? (Более 1 тонны воды)
Первый ведущий:
– А вы знаете ребята, что с водой могут происходить чудеса. Сейчас ученый Алхимик покажет нам их.
Опыты:
1. Вода в вино
2. Вода в молоко
3. Молоко в газированную воду
4. Вино в воду
Мы показали чудеса в стакане, используя щелочи, кислоты и другие вещества, а если все эти вредные примеси попадут в воды рек, озер, морей. Что может случиться с водой? (Загрязнение)
Показ слайда «Загрязнение воды
Первый ведущий:
– Вода, вода! На верную погибель
В нее лягушки вымечут икру!
О рощах ли, о рыбе ль
Заплачу вдруг в ограбленном бору.
Кто осквернил прозрачную основу,
Тот плюнул в материнские глаза!
Второй ведущий:
Про речные приключения,
Да про рыбьи мучения,
Про то, какими бывают
Незадачливые рыбаки,
И про бедующее нашей реки.
«Сказка о реке» Театрализованное представление в исполнении учащихся 8 класса. (Приложение 2)