Краткая аннотация проекта
Норильская детская художественная школа более
сорока лет обучает детей рисунку, живописи
композиции, декоративно-прикладному искусству.
Она давно зарекомендовала себя как имеющая
высокий уровень подготовки учащихся. Школа –
победитель Всероссийского конкурса «Школа
искусств – достояние Российского
государства. Юные художники стабильно
завоевывают награды на конкурсах российского и
международного уровня.
Художественная школа в образовательном процессе
использует современные педагогические
технологии. Проектная технология – одна из
них. Проект «Рисуем историю» – интеграция
предметов истории (региональный компонент) и
изобразительного искусства. Это совместный
проект Норильской детской художественной школы
и городского музея истории и развития Норильска.
Проект преследовал своей целью вызвать интерес у
детей и подростков к истории освоения таймырских
земель, к достижениям родного города. А также
выявить и поддержать одаренных детей в области
художественного творчества, создать условия для
раскрытия творческих способностей и талантов.
Возраст учащихся 14-16 лет.
Описание проблемы, на решение которой направлен проект
Современная молодежь, подростки не знают
свой город – место, где родились, живут и
учатся. История освоения таймырских земель,
трагический период Гулага, годы Великой
Отечественной войны, строительство города на
вечной мерзлоте и становление гиганта цветной
металлургии – легендарные вехи истории города.
Изучение истории города идет через обучающий
процесс, с использование педагогических
технологий, раскрывая творческие способности
учащихся. Через художественные средства
учащийся выражает свои чувства и сопереживание
изученному материалу. Юные художники
рассказывают в своем творчестве о родной земле,
повествуя о Норильском «вчера» и «сегодня».
За трехгодичный период участия в проекте создано
более ста живописных и графических работ – это
то количество детей, которое приобщилось к
истории родного города. Изданный альбом с
работами учащихся позволит большому количеству
молодежи и подросткам визуально через
творчество своих ровесников познакомиться с
историей родного города.
Традиционно выполняя в аудитории свою
композицию и создавая эскизы будущей работы,
учащемуся бывает трудно выбрать сюжет, образы
героев, предметы быта. Работая в музее, учащиеся
знакомятся с экспозиционными и архивными
материалами, делают зарисовки музейных
предметов, работают с краеведческой литературой.
Сбор материала позволяет выразительнее
изображать исторические сцены и сюжеты
композиции.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование и развитие творческой личности обладающей через изучение изобразительного искусства и истории родного города навыкам и умениям художественного творчества, патриотизму.
Задачи:
- Формировать чувство любви к своей малой Родине.
- Научиться использовать приобретенные навыки и умения художественного творчества в композиции.
- Способствовать формированию профессионально важных качеств личности.
- Развивать творческие способности и таланты.
- Развивать эмоциональную сферу и эстетические чувства.
Основные этапы реализации проекта
Проект продолжительностью три года. Каждый учебный год охватывает изучение определенного исторического периода и дальнейшее изображение его в графической и живописной технике на плоскости листа. В конце учебного года проводится выставка выполненных работ. В завершении работы результаты уникального проекта представлены на итоговой выставке в музее, посвященной 55-летию Норильска. Итогом всей работы стало издание альбома «Рисуем историю».
1 этап посвящен истории освоения
таймырских недр первыми геологическими
экспедициями, начало строительства города на
вечной мерзлоте.
Работа над живописным или графическим листом
начиналась с посещения музея. Учащиеся на
музейных материалах знакомились с этим периодом
истории Норильска, делали зарисовки, слушали
экскурсии в залах музея. После сбора материала
наступало время эскизной стадии работы над
композицией. В школе выполняется серия эскизов,
из них выбирается самый удачный по
композиционному и цветовому решению. По этому
эскизу создается будущая картина. Отчетом о
проделанной работе является выставка работ
учащихся.
2 этап посвящен трагическому периоду
Гулага, периоду Великой Отечественной войны.
Учащиеся знакомились с этим историческим
периодом не только в музее, изучая архивные
материалы и краеведческую литературу, но и
встречались с людьми – узниками Норильлага,
посетили никелевый завод, где в годы войны
плавился металл для танков и снарядов. Свои
графические работы учащиеся выполняли с
использованием различных материалов и техник:
монотипия, гризайль, линогравюра для передачи
выразительного сюжета и трагизма. Завершение –
выставка работ учащихся.
3 этап посвящен строительству флагмана
цветной металлургии – Норильску. Людям, чьим
трудом построен город за Полярным кругом.
После работы в музее, знакомство с промышленной
площадкой города происходит на заводах и
фабриках. Работая на пленэре (работа на открытом
воздухе), учащиеся рисуют промышленные пейзажи с
натуры. Весь собранный материал применяется в
композициях. Отчетная выставка показывает
результат выполненной работы.
4 этап – презентация работ выполненных за
три года.
Более ста графических и живописных работ
выполнены за три года – результаты уникального
проекта представлены на итоговой выставке в
музее, посвященной 55-летию Норильска.
Презентация детских работ стала событием и яркой
страничкой в жизни учащихся. Отзывы художников,
жителей и гостей города о работах были
искренними. Учащиеся поверили в важность
проделанной работы. Приобрели уверенность в
себе. Появилось желание творить и дальше в
содружестве с музеем.
5 этап – издание альбома «Рисуем историю».
Заключительным мероприятием станет презентация
этого альбома с награждением участников проекта.
Ожидаемые результаты проекта
Интеграция предметов ИЗО, истории и использование проектной технологии повысило качество образования. У учащихся появилась возможность научиться реализовывать поставленные цели, сформировалась потребность к самопознанию. Сформировался интерес к культуре России и любви к своей малой Родине.
Приобретенные навыки и умения способствуют дальнейшему развитию творческих способностей. Учащиеся научились создавать собственные композиции в русле образного языка и последовательно вести работу. Проектная технология сформировала навыки работы в этой области. Появилось издание «Рисуем историю» для молодежи и подростков, иллюстрированное работами учащихся, способное в доступной форме познакомить читателей с историей родного города. Благодаря рекламе и выставочной деятельности, обогатилась культурная жизнь города, повысился статус учебного заведения, а также конкурс желающих обучаться в художественной школе.