Цель: развитие активного, осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характера.
Задачи урока:
воспитательные: воспитывать мир чувств ребёнка, его эмоциональную чуткость;
образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, дальнейшему их анализу. Формировать целостное представление о творчестве П.И.Чайковского;
развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать, анализировать. Способствовать развитию навыка эмоционального слушания.
ХОД УРОКА
– Рассмотрите портрет. Кто это? (Слайд 1. Презентация)
– Что вы можете о нём рассказать?
– Отрывки, из какого произведения этого композитора мы слушали?
– Я предлагаю вам освежить свои знания музыки П.И.Чайковского в игре “Угадай мелодию”. Слушая музыку, на листочках впишите название отрывка и по итогу “Угадайки” вы узнаете тему урока. (Слайды 2–8)
– Какое слово у вас получилось?
– Как понимаете слово “Балет”?
Я немного расширю ваше понимание.
Балет – это музыкальное представление, в котором содержание передаётся танцем. Музыку исполняет симфонический оркестр. Всем спектаклем руководит дирижёр. Его палочке подчиняется не только оркестр, но и танцоры, солисты балета.
– Предположите по иллюстрации, о каком балете П.И.Чайковского мы будем говорить? (“Лебединое озеро”) (слайд 9).
– Послушайте содержание балета (слайд 10).
1 действие: У принца Зигфрида в замке собрались друзья. Завтра на балу ему предстоит выбрать себе невесту.
Оставшись один, Зигфрид грустит. Вдруг он замечает пролетающую стаю белых лебедей и отправляется вслед за ними.
Белые лебеди – это девушки, заколдованные Злым Гением. Королева лебедей – прекрасная Одетта. Ради любви к Одетте принц отвергает всех невест. Но коварный чародей придаёт облик Одетты своей дочери Одиллии.
2 действие: В замке бал. Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой Гений. Он привёл на бал свою дочь Одиллию (Чёрный лебедь), поразительно похожую на Одетту. Принц принимает Одиллию за Одетту. В это время в окне появляется Одетта. Принц понимает, что обманут, и спешит к лебединому озеру. Начинается буря. Принц вступает в единоборство с чародеем и побеждает его.
– Мы послушаем два отрывка из этого балета.
– Тема “Лебедя” - эта мелодия, которая является основным образом балета. (Слайд 11)
– Послушайте музыку, а потом расскажите свои мысли.
Что хочется сказать?
Вторичное слушание: Какая музыка по характеру. Почему? (Нежная, печальная, спокойная)
– Я вам уже рассказывала сюжет, а теперь представьте: стая белых лебедей плывёт по озеру. Впереди – лебедь, увенчанная короной… Королева лебедей внезапно превращается в девушку… Возникает большая танцевальная сцена, во время которой звучит “Танец маленьких лебедей” (слушаем). (Слайд 12)
– Выскажитесь.
– Какая музыка по характеру? Почему? Что хочется под неё делать?
– Давайте и мы с вами порезвимся (физминутка под музыку). (Слайд 13)
Продолжим работу.
– Кто ещё участвует в этом балете? (Злой Гений и его дочь)
Попробуйте вспомнить, что они сделали?
– Вы сейчас посмотрите видеоролик, где принц танцует с Чёрным лебедем, принимая её за Одетту, и обратите внимание на тему “Лебедя”, которая встретится здесь. (Слайд 14)
– Что произошло с музыкой? Почему? (Стала тревожная, напряжённая, т.к. нарастает конфликт в произведении)
– На следующем уроке мы продолжим работать с этим произведением.
– А сейчас что можете сказать по уроку?
Рефлексия.
- Исполнение изученных песен.
Использованные ресурсы:
http://www.classicalballet.ru/ballets/swanlake/libretto/
http://newsdale.ru