Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?

Разделы: История и обществознание


(урок-проект на тему “Правление Николая I” для 10 класса)

Цели и задачи урока.

  • Познакомить учащихся с личностью Николая I. Охарактеризовать его как государственного деятеля.
  • Раскрыть основные черты внутренней политики Николая I.
  • Выявить направленность и определить особенности внутриполитического курса Николая I. Понять в чем специфика его правления в сравнении с предыдущим императором, в чем противоречивость этого царствования и каково его влияние на дальнейшее развитие России.
  • Воспитывать уважение к истории своего государства.
  • Развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
  • Способствовать развитию информационной культуры учащихся.

Тип урока: урок формирования знаний.

Технология: проблемно-исследовательская.

Оборудование урока.

  • Проектор и ноутбук, экран.
  • Презентация PowerPoint “Внутренняя политика Николая I” (приложение 1).
  • Папка для работы в группах содержит следующее.
    1. План, цели и задачи урока.
    2. Таблица-рецензия (приложение 2).
    3. Презентации PowerPoint приготовленные группами учащихся самостоятельно.

    Занятие рассчитано на два урока. Урок проводится в виде объяснения нового материала включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам заданным учителем. Названия проектов учащиеся выбирают сами, согласуясь с предложенными им темами. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint, подготовленной самостоятельно или совместно с учителем. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп.

    План урока.

    1. Сообщение темы, целей, задач и формы проведения урока.
    2. Актуализация знаний.
    3. Сообщение новых знаний. Формулирование проблемы.
    4. Презентации PowerPoint приготовленные группами учащихся по поставленным проблемным вопросам с последующим обсуждением:
  • Главная проблема урока: “Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?”
  • Реформа П.Д.Киселева: попытка решить крестьянский вопрос или отвлекающий маневр?
  • Почему именно при Николае I появляется теория официальной народности?
  • Отвечала ли денежная реформа нуждам экономики?
  • Была ли необходима кодификация законов?
    1. Формулирование выводов.
    2. Подведение итогов урока.

    Ход урока

    I. Учитель приветствует учащихся, сообщает тему, задачи и цели урока, а также информирует о форме проведения урока. Перед учащимися ставится главная проблема урока-проекта: чем являлось правление Николая I – периодом кризиса и реакции или консервативной модернизации?

    II. Актуализация знаний проводится в форме фронтального устного опроса:

    1. Назвать период правления Александра I и выделить главные периоды его правления.
    2. Доказать, что первый период его правления – период либеральных начинаний.
    3. Почему второй период его правления ознаменовался отходом от либеральных ценностей?
    4. Какие, с вашей точки зрения, главные проблемы тормозили в это время развитие страны и почему?
    5. Кто попытался решить эти проблемы, и каким образом?

    III. Сообщение новых знаний. Формулирование проблемы. (Рассказ учителя сопровождается слайдами)

    - Следующий период, который мы с вами рассмотрим и изучим, это период правления Николая I (1825-1855г.г.) Третий сын в семье, по всем признакам он никогда не мог стать императором.

    - Почему? (учащиеся отвечают)

    - Николай Павлович был человеком, уделом которого должна была стать военная служба, к чему его и готовили. Его воспитатель Ламсдорф оказывал на ребенка постоянное моральное давление и даже допускал телесные наказания. Впоследствии Николай вспоминал о своем воспитании со смешанным чувством, а свое образование считал абсолютно неудовлетворительным. Его наставниками были известные ученые в области философии, литературы и т.п., но преподавание велось так сухо, что он навсегда проникся неприязнью к отвлеченным наукам. Значительно больше его интересовало строительное и инженерное дело, пристрастие к которому он сохранил на всю жизнь. Вы, наверное, слышали, что именно Николай военизировал такие гражданские отрасли народного хозяйства, как лесное, горное, инженерное, речное, и поэтому и поныне железнодорожники, лесники, работники речного флота имеют форму подобную военной. Военизированная атмосфера Петербурга с ранних лет определила увлечение Николая военным делом, особенно тем, что касалось его внешней, парадной стороны. Завершающим этапом воспитания Николая стали два путешествия, проделанные в 1816 г. с чисто учебной целью: по некоторым губерниям России и за границу — в Англию, в результате чего он не только получил наглядное представление о внутреннем состоянии и проблемах своей страны, но и познакомился с опытом развития одной из самых передовых для своего времени социально-политических систем. Однако складывающаяся собственная политическая система взглядов Николая отличалась ярко выраженной консервативной, антилиберальной направленностью.

    Но вернемся к начальному этапу правления Николая и выясним, как он становится императором. О том, как и в каких условиях это происходило, вы узнаете из сообщения.

    Сообщение учащегося о восшествии Николая Павловича на престол (можно сопровождать слайдами презентации).

    - Что же происходит в это время в России?

    - Восстание на Сенатской площади подавлено, в обществе нарастают консервативные тенденции. Это был очень противоречивый период, как и сам император. Я предлагаю вам самим в конце занятия ответить на вопрос, который вы видите на экране, и который стал темой нашего исследования. Запишите его в тетрадь.

    - Вновь обратите внимание и на проблемные вопросы нашего сегодняшнего исследования и также перепишите их в тетради (вернуться к слайду 3).

    Демонстрация слайда

    - Для того чтобы вам было легче ответить на поставленные вопросы, ознакомьтесь с мнением современников о Николае I.

    Демонстрация соответствующих слайдов (высказывания А.С.Пушкина, В.О.Ключевского, А.Е.Преснякова, Ф.И.Тютчева).

    Комментарий учителя:

    Среди посмертных стихов Тютчева имеется эпиграмма, посвященная памяти Николая I:

    Не богу ты служил и не России,
    Служил лишь суете своей,
    И все дела твои, и добрые, и злые, -
    Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
    Ты был не царь, а лицедей.

    Не странен ли этот саркастический портрет императора в устах славянофила и монархиста Тютчева? Сам Николай полагал, что он служит идее истинного самодержавия, и эту его уверенность разделяли многие ревнители старого порядка. Но вот оказывается, что один из самых примечательных романтиков русской империи клеймит этого государя жестоко, не щадя вовсе его памяти.

    Кто же был Николай Павлович Романов? Был ли он, как надеялся Пушкин в I826 году, подобен его "пращуру" - Петру Великому -

    Как он, неутомим и тверд,
    И памятью, как он, незлобен...

    или он "служил лишь суете своей", как думал Тютчев, царедворец и дипломат, знавший прекрасно кулисы монархии?

    Ответить на этот вопрос возможно, вглядевшись пристально в лицо этого незаурядного государя. Сделать это, однако, не так легко, ибо Николай Павлович Романов не случайно любил посещать маскарады: это его пристрастие к личинам характерно для его биографии. В нем вовсе не было тех душевных сомнений, какие были свойственны его брату Александру, но однообразие своего бездушного деспотизма Николай Павлович умел рядить в разные наряды.

    - Будучи очень дисциплинированным человеком, Николай пытался создать такое же дисциплинированное государство. Одной из первоочередных внутриполитических задач стало укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления и усиление режима личной власти монарха. При Николае I была создана продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны, основанная на централизации и жесткой регламентации. Для этого, созданная еще в 1812 г. Александром I Собственная его императорского величества канцелярия, была превращена Николаем I в основной инструмент укрепления режима личной власти, высший орган государственного управления, связывающий монарха со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. Шесть ее отделений представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения со своими начальниками, ответственными только перед императором.

    Объяснение схемы центральных органов власти по слайду презентации. По ходу объяснения схемы, учащиеся заносят ее в тетрадь.

    IV. Презентации учащихся по проблемным вопросам исследования.

    1. Почему именно при Николае I появляется “теория официальной народности”?

    - В это время правящие круги стали ощущать острую необходимость в государственной идеологии. Почему? И что это была за идеология, расскажут исследователи данного вопроса.

    Презентация группы учащихся. Остальные учащиеся заполняют таблицу для рецензий.

    Обсуждение проблемного вопроса.

    2. Была ли необходима кодификация законов?

    - Вспомните, для каких целей было создано 2-е отделение? (для упорядочения законов). Как же происходила кодификация законов? Кто провел эту работу? Была ли она необходима? Обо всем этом расскажут исследователи второй группы.

    Презентация группы учащихся. Остальные учащиеся заполняют таблицу для рецензий.

    Обсуждение проблемного вопроса.

    1. Реформа П.Д.Киселева: попытка решения крестьянского вопроса или отвлекающий маневр?

- “Крепостное право – это зло, но большее зло – это уничтожить его немедленно” - так высказывался Николай I по поводу крепостного права, осознавая его пагубность для страны. Как же пытался и пытался ли вообще император решить данную проблему?

Презентация группы учащихся. Остальные учащиеся заполняют таблицу для рецензий.

Обсуждение проблемного вопроса.

    1. Отвечала ли денежная реформа нуждам экономики?

    - Известно, что Николай I очень серьезно относился к вопросам экономического развития. В 30-40-е годы XIX века в стране начался промышленный переворот.

    - Дайте определение промышленного переворота.

    - Развитие промышленности и торговли требовало проведения покровительственной политики, выразителем которой стал Е.Ф.Канкрин. Под его руководством в 1839-1844 г.г. была осуществлена денежная реформа, о которой мы с вами и поговорим.

    Презентация группы учащихся. Остальные учащиеся заполняют таблицу для рецензий.

    Обсуждение проблемного вопроса.

    V. Формулирование выводов (по главной проблеме урока).

    Выступления учащихся, во время которых вновь на экране появляются слайды с высказываниями об императоре.

    VI. Подведение итогов урока.

    Итак, ряд крупнейших государственных деятелей, таких как М.М.Сперанский, П.Д.Киселев, Е.Ф.Канкрин были ближайшими сподвижниками Николая I. С ними связаны главные достижения эпохи.

    В обществе все более созревали предпосылки для серьезных социальных преобразований, осуществленных в 1860-х годах.

    В исторической науке есть мнение, что именно при Николае I просвещенная бюрократия, представленная в Александровскую эпоху талантливыми “одиночками” вроде М.М.Сперанского, стала достаточно широким социальным явлением, что создало условия и предпосылки для великих преобразований совершенных в 60-е г.г. XIX века. Об этих преобразованиях мы узнаем немного позже.

    Домашнее задание: § 60, 61. Работа с документом на стр. 160.