Внеклассное мероприятие по литературе "Я наследую небо" (по творчеству К.Скворцова)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Проектная деятельность

  1. Данный методический материал может быть использован на уроках литературы при реализации национально-регионального компонента, при создании реферативно-исследовательских научных работ, для подготовки заданий ЕГЭ по русскому языку, связанных с выполнением части С (написанием сочинения-рассуждения, приведением аргументов на заданную тему).
  2. Возраст учащихся, на который рассчитан материал: 7-11-й класс
  3. цель
  • проявление интеллектуальных способностей, нравственных и коммуникативных качеств
  • формирование умений пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач
  • развитие исследовательских умений (сбора информации, наблюдения, синтеза, обобщения, анализа, оформления полученных результатов)
  • приобретение коммуникативных умений, навыков работы в различных группах
  • проявление творческой активности, индивидуальности
  1. Формы и методы реализации: метод проектов, составляющий основу проектного обучения.

Вид проекта: межпредметный, исследовательский, среднесрочный, групповой

Форма представления:

  • устный отчет с демонстрацией материала
  • подготовка сочинений
  • презентация
  • организация выставок
  • участие в конкурсах
  1. Тематическое содержание проекта представлено с текстовыми, музыкальными, звуковыми приложениями

5.1. Истоки творчества К.В. Скворцова

5.2. Поэтическое мастерство

5.3. Драматургия К. Скворцова. Пьесы К. Скворцова на сцене

5.4. Творчество К. Скворцова в искусстве

  • гравюры Владимира Носкова
  • иллюстрации художника Николая Аникина
  • иллюстрации и декорации театрального художника и живописца Владимира Смелкова

  • композиторы (Евгений Птичкин, Юрий Коломников, Владимир Брусс, Юрий Клепалов)
  • исполнители (Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Анна Литвиненко, Татьяна Петрова, Анатолий Днепров, Таисия Борисовская)

5.5. Общественное признание

5.6. Представление содержания материала

  • организация выставки в литературно-краеведческом музее поэтов и писателей Южного Урала “Кораблик”
  • организация выставки в городской библиотеке им А.С. Пушкина
  • участие в областном конкурсе сочинений, посвященного 70-летию К. Скворцова
  • создание презентации “Слово о К. Скворцове…”
  • чествование юбиляра (Приложение №1)
  1. Истоки творчества К.В. Скворцова

Есть Родина - так будет и искусство.
К. Скворцов. Сонет 89.

Константин Васильевич Скворцов, известный русский поэт и драматург, родился 13 апреля 1939 году в Туле.

В 1941 году его семья переехала в Златоуст, и этот уральский город стал его второй родиной:

Долина детства - город Златоуст.
Твои огни я помню наизусть.
Здесь ждут меня с друзьями в старом доме.
В твоих горах начало всех начал...

“Златоуст - понятие не только географическое, но и нравственное, потому что он назван в честь Иоанна Златоуста - одного из величайших умов человечества. Драма “Иоанн Златоуст” - мой долг городу, в котором вырос”, - говорит поэт. Через все его творчество проходят исторические судьбы златоустовцев, создавших городу неповторимое энергетическое поле: Ивана Бушуева, Павла Аносова, Иоанна Златоуста. В одном из интервью поэт сказал: “Урал для меня все. Это - язык, рожденный на изломе континентов, с русской грустинкой, башкирской лихостью, украинской напевностью. Это - дороги с мшистыми пнями, сизыми курумниками. Дорога вверх, к небу...”.

Вид на школу № 27 и дом (Набережная,31), Златоуст1954 г. 
На горизонте Александровская сопка.

В Златоусте происходило становление поэтического дарования К. Скворцова:

Крылатый конь по кличке “Златоуст”
Понес судьбы моей нелегкий груз,
Роняя людям на пути подковы...
А я сказал: была или не была!
Рванул перо из сизого крыла.
И я, как все, был смолоду рисковый.

По окончании средней школы К. Скворцов поступает в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, хотя мечтал он о театральном училище. После института он работал в Туве, а затем вернулся в Челябинск, на трубопрокатный завод, где показал себя подающим надежды инженером (Скворцов имеет патенты на изобретения). Но не зря Константин Васильевич считает, что “писатель — это не профессия, это судьба”. Еще во время учебы в ЧИМЭСХ друг принес ему книгу Гегеля “Лекции по эстетике”. Глава “Драматическая поэзия” стала для будущего поэта откровением и определила его дальнейшую творческую судьбу. Гегель писал: “Драматическая поэзия — величайшая ступень поэзии и искусства вообще. Расцвет ее приходится на время, когда в обществе начинается процесс национального самосознания. А это... самые трагические периоды истории народов. Драматической поэзией нация самосохраняется”. Константин Скворцов начал работать в труднейшем жанре драмы в стихах. Сам он называет свои произведения драматическими поэмами. Его пьесы посвящены истории России, острым проблемам XX века. И это важно для нас, живущих в третьем тысячелетии, потому что, как справедливо заметил К. Скворцов, “история тоже наша современница и умный учитель”.

2. Поэтическое мастерство

Лирика Константина Скворцова посвящена трем его любимым темам:

Я не устану всюду повторять
И называть своими именами
То, что веками выстрадано нами:
Отечество, Любимая и Мать!

Во всех своих произведениях Константин Скворцов говорит о судьбах России, отдельных людей, судьбе мира. Ему присущи глубина исторической памяти, смелая, неожиданная трактовка исторических событий - все то, что было свойственно русской драматической поэзии. Но у К. Скворцова свой путь в искусстве, свой взгляд на мир; поэт продолжает традиции русской литературы, но он самобытен, ни на кого не похож.

Поэт тогда достигнет мастерства.
Когда забудет все слова и строки,
Учителей и ласковых и строгих,
Своею песней зазвенит с листа!
“Сонет 88”

Глубина и острота чувств, благородство, верность себе, преклонение перед женщиной, нравственная чистота, высота духа присущи его лирике. “Я наследую небо...” - это кредо поэта и человека Константина Скворцова.

Тема Родины - одна из основных в творчестве южноуральских авторов. Россия и наш край неразделимы:

Не может родина быть малой
с такой великою душой

Взаимоотношения человека и природы - проблема нравственная и в тоже время социальная. Вопрос об отношении к природе - это вопрос об отношении к Родине, вопрос о том, каков есть Человек и каким он должен быть:

Вопросы птицам задавать нелепо,
Но я взываю к птичьему уму:
Иль ты не знаешь человека,
Иль слишком знаешь человека,
Что так доверилась ему?
“Купальщица”

Наши писатели-земляки подобно А.Пушкину, М. Лермонтову, Н. Некрасову, И. Тургеневу, А. Блоку воспевают природу, восхищаются ею:

По заснеженному по лесу,
Где деревья ниже пояса,
В небо теплое, как мать,
Вылетает лебедь белая
Землю крыльями обнять
“Лебедь белая”

Идет в золе по всей земле Гражданская война… Никакое насилие над людьми, историческим процессом не может остаться в прошлом. Оно сделало нас, нашу жизнь иными. Поэтому мы обречены обращаться к прошлому вновь и вновь. Оно живет в названиях улиц и площадей, в песнях и стихах:

Господа офицеры,
Те, которых уж нет,
Вы погибли за веру
В белый снег, в белый цвет.
Вам, кто знает победы,
Даже смерть не беда.
Лишь бы белое белым
Оставалось всегда
“Белый вальс”

3. 1. О пьесах Константина Скворцова

Константин Скворцов написал огромное количество пьес в стихах. Они посвящены истории России, её легендам и сказаниям. Их герои часто исторические личности, например Аносов, Бестужев-Марлинский, Достоевский, Сталин, Курчатов...

В числе пьес, написанных в последние годы, особняком стоят “Георгий Победоносец”, “Иоанн Златоуст”, “Константин Великий” и “Юлиан Отступник”, составивших тетралогию драматической христианской истории её первых столетий.

Пьесы, как правило, талантливы, естественны, хорошо читаются. Давно известные сюжеты он осмеливается гуманизировать, поэтизировать, вышелушивать из них наглядный, часто несовпадающий с общепринятым, смысл. Такая поэтическая дерзость всегда углубляет наше представление об исторических событиях. И это делает пьесы безусловно оригинальными. Читать их всегда интересно.

Люди, писавшие об истории России, чаще всего были или западниками или, так сказать, патриотами, то есть антизападниками. Скворцов ни к одному из этих двух типов осознавания русской истории и русского человека не относится.

Он превыше всего ставит поэтическую правду и оказывается убедительнее остальных. Поэтическая правда всегда выше того, что нам навязывают как историческую правду. Поэтическая правда это такая правда, которая сама по себе приносит нам удовольствие, делает её законченной и законной.

Все серьёзные писатели в своих произведениях стараются достигнуть поэтической правды. Тем не менее, находят они её интуитивно. Наиболее самокритичные писатели и отсутствие её чувствуют интуитивно, и работают над рукописью до тех пор, пока не ощутят, что эта правда пришла. В творчестве Константина Скворцова мы чувствуем эту поэтическую правду и наслаждаемся её наличием.

Чтобы читать К. Скворцова, его драмы, написанные стихами, нужно думать, и чувствовать, и жить... Не нужно ждать, что можно мгновенно схватить их суть. Драматический поэт убежден в том, что у каждого отдельного человека есть душа, причем - своя, у каждой страны есть душа

Константину Васильевичу Скворцову принадлежит 14 пьес, которые были очень высоко оценены литературными критиками, писателями, деятелями театра.

Е. Евтушенко, поэт: “Чтением отрывков из своих поэм, написанных белым стихом, Константин Скворцов ... заинтересовал меня. А выступление вашего драматического театра в Москве (речь идет о Челябинском Академическом театре драмы им. С. Цвиллинга. — Сост.) как бы зрительно открыло для меня Скворцова, чьи пьесы играл тогда театр. Знакомство с его стихотворными драматическими произведениями и более близкое личное знакомство с Константином Скворцовым прибавило мне поэтическую жадность к Уралу, к тому, что связано с его историей, традициями, тружениками. Спасибо ему за это”.

Е. Симонов, режиссер, лауреат Государственной премии СССР: “Стихотворная драма - это высшее искусство. Достаточно вспомнить древних греков, Шекспира, Шиллера, русских писателей Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, А.К. Толстого, “Снегурочку” Островского....

Если говорить о начале нашего века, то следует назвать Блока, Цветаеву...”. В этот ряд режиссер включает и драматурга К. Скворцова.

Поэтесса Н. Матвеева посвятила пьесам К. Скворцова три статьи, наиболее полно и глубоко отражающих особенности творчества драматурга. Нельзя не процитировать ее великолепные статьи:

“...У всякого поэта своя любимая тема, своя звезда, свое неповторимое “Я”, и у К. Скворцова — это Россия из себя и сам — из России, весь из нее — страны не монументально-картинной, а страны трагически-незнаемой, где все вглубь и вширь надо решительно открывать заново, пусть даже “Самой бездны на краю”…

“Константина Скворцова волнует сама Россия как страна, хотя почти всегда на грани катастрофы, но своя и вечная”….

“Стихами... написаны драмы. Между тем как все хорошие люди пишут Россию ругательной прозой”.

О чем пьесы К. Скворцова?

“Ущелье крылатых коней” (драматическая легенда). Из уральской легенды привел поэт в свою пьесу Ивана Бушуева (1800-1834) - непревзойденного мастера узора на холодном оружии - и приковал наше внимание к его художественным поискам Тайны вечного Узора. Это прекрасное произведение о неизбежности победы Добра над Злом, Высокого Искусства над ремесленничеством, бескорыстного служения Родине над корыстью заезжих наемников. В драме органично соединены легенды и факты.

“Отечество мы не меняем” (драма). Пьеса посвящена Павлу Аносову, знаменитому русскому металлургу, раскрывшему утерянный секрет изготовления булатной стали. Главный герой — человек-творец, имеющий сильный характер и высокие побуждения, который, несмотря на все трудности, козни недоброжелателей, несмотря на соблазны и искушения, “отечество свое не меняет”. Исторические факты подняты автором до романтически-героических высот.

“Пока есть музыка и память...” (драма). Пьеса о Курчатове посвящена сильным людям, обладающим высоким чувством ответственности перед будущим. Курчатов, понимающий, что он создал оружие насилия, предстает перед нами как трагический герой.

“Бестужев-Марлинский” (“О чем они молчат?”). Романтическая драма. Пьеса посвящена событиям 1825 года и раскрывает механизм взаимоотношения власти с личностью и историей, что делает пьесу актуальной и интересной для нас.

“Гришка Распутин” (игра в шашки шахматными фигурами в 2 сценах). Драматург показывает нам Григория Распутина как незаурядного талантливого самородка, волею судеб втянутого в политические игры верховной власти. Судьба его трагична: он приходит к осознанию своей роли марионетки в руках политиков, рвущихся к власти.

“Легенда о белом дереве”. Это ритуально-философская притча о зарождении в человеке высокого чувства любви, тяги к творчеству, а также о его стремлении к власти и самоуничтожению.

“Ментуш” (притча). Имея человеческий разум, люди совершают звериные поступки. Не это ли признак того, что в каждом из нас одновременно живет и человек, и зверь? Ментуш - человек-лось, познавший любовь к Дочери Человеческой. Он пытался осчастливить Мир Людей, научив их жить по законам предков, и это приводит к трагедии, очищающей наши души, все еще надеющиеся на то, что Любовь и Красота спасут Мир.

“Дар Божий” (“Драма любви Ф.М. Достоевского”). В драме мы видим непривычного для нас Достоевского - мягкого, нежного, озаренного земной любовью. Автор показывает, что Достоевского спасают три вековечных ценности - Любовь, Вера, Надежда, обретенные им через тернистый путь страдания, душевную боль, мучения и потери. "Утраченные Россией, эти ценности вернут нам Достоевский, Пушкин, Толстой...

“Иоанн Златоуст” (драма в двух книгах). “Если бы я прочитал Иоанна Златоуста в детстве, я был бы другим человеком”, - говорит автор. Крестный путь святителя Иоанна Златоуста (347-407) - основа сюжета пьесы. Святой Учитель высоко пронес факел вселенской любви к людям, свет от которой, не гаснущий по сей день, освещает нам дорогу к высшим духовным ценностям.

“Георгий Победоносец” (“Обретение веры”). Пьеса посвящена высокому духовному подвигу великомученика Георгия в эпоху правления Диоклетиана (конец II - начало III века нашей эры). Давние события становятся удивительно актуальными в наши дни, подтверждая мысль Скворцова: “Жить надо на всю глубину памяти”.

“Царские игры” (сцены Смутного времени). Поэта интересует сложный период в жизни России - время от смерти Годунова до становления дома Романовых, которое характеризуется духовной экспансией Ватикана, “царскими играми”, княжескими распрями и христианскими подвигами пастырей народных. Все это сплетается в один узел, разрубить который суждено было великому гражданину Минину и князю Пожарскому, имена которых становятся символами возрождения России.

Во всех своих произведениях Константин Скворцов говорит о судьбах России, отдельных людей, судьбе мира. Ему присущи глубина исторической памяти, смелая, неожиданная трактовка исторических событий - все то, что было свойственно русской драматической поэзии. Но у К. Скворцова свой путь в искусстве, свой взгляд на мир; поэт продолжает традиции русской литературы, но он самобытен, ни на кого не похож:

Поэт тогда достигнет мастерства.
Когда забудет все слова и строки,
Учителей и ласковых и строгих,
Своею песней зазвенит с листа!

3.2. Пьесы К. Скворцова на сцене

У пьес Константина Скворцова счастливая сценическая жизнь. Их ставят в Москве и Челябинске, Санкт-Петербурге и Озерске, они постоянно переиздаются. Театральные премьеры пьес драматурга становятся значительным событием в культурной жизни России.

Вот как отзывается о спектакле Озерского театра драмы и комедии (гастроли в Москве, 2000 год) председатель Союза писателей России, сопредседатель Всемирного русского собора, академик Валерий Ганичев: “Вклад Челябинской области и города Озерска в историю России огромен. Они спасли Россию и мир от третьей мировой войны, а сегодня они спасают наше Отечество от бездуховности, расставляя перед нами нравственные ориентиры и идеалы…”

Премьера первого спектакля “Ущелье крылатых коней” состоялась 23 марта 1972 года в Челябинском ТЮЗе, режиссер Т. Махарадзе. Все образы ясны и убедительны, а ритмическая, стихотворная ткань многоцветна.

Ксения- артистка М. Пермякова,

Иван Бушуев – артист П. Маштаков.

Премьера трагедии “Алена Арзамасская” состоялась в 1974 году в Челябинском Академическом театре им. Цвиллинга, режиссер Наум ОРЛОВ. Жизнь и смерть /1670г./ Алены Арзамасской — монахини из крестьян, названной впоследствии русской Жанной Д’Арк, легли в основу одной из трагедий, так часто сотрясающих Россию во времена крестьянских войн. Отстаивая своё право на жизнь, свою Любовь и свою веру, каждый из героев трагедии делает свой выбор: и атаман Алена, и царевна Софья, и патриарх, и царь Алексей Михайлович /“Тишайший” 1629-1676 гг./ во время царствования которого и разворачиваются все события.

img5.jpg (5543 bytes)

Алёна - Заслуженный артист России О. Климова, Убогий — народный артист России  В. Милосердов, Патриарх — народный артист России Е. Агеев.

Премьера “Ванька Каин” состоялась в 1990 году в Санкт-Петербургском драматическом театре “Патриот”, режиссер Геннадий ЕГОРОВ. “Подвиги” известного московского вора времен царствования императрицы Елизаветы Петровны /1741-1762 гг./ Ивана Осипова, прозванного в народе Ванькой Каином, сумевшего достичь высокого положения при дворе, легли в основу комедии, решенной в райково-балаганном стиле, что дает возможность актерам “повеселиться на лобном месте” русской истории, являя зрителям широту и трагизм русского характера.

Премьера “Гришка Распутин” состоялась в 1991 году в Санкт-петербургском театре “Патриот”, режиссер Геннадий ЕГОРОВ

Григорий Распутин — арт. Б. Маслов. Тема, заявленная в “Ваньке Каине”, с особой острой и философской глубиной развивается в этой пьесе.

Премьера “Легенды о белом дереве” состоялась в 1986 году в Челябинском ТЮЗе, режиссер Тенгиз МАХАРАДЗЕ. В основе пьесы лежит легенда об угро-финском племени, жившем, по преданию, в Сибири. Испугавшись внезапно появившегося у них белого дерева — признака власти белого царя, воины племени насыпали над собой земляной курган, подрубили стойки и погибли. Извечный конфликт Художника и Власти, Любви и Долга, Народа и Вождя, — находит в легенде своё трагическое разрешение.

Премьера “Григория Победоносца” состоялась в 1999 году в театре драмы и комедии “НАШ ДОМ” г. Озерска, режиссер Николай ВОЛОЖАНИН. В трагическом конфликте Георгия с его современником императором Диоклетианом /284-305 гг./, в его неизбывной любви к жизни автор поднимает читателей и зрителей на высоту духовного подвига великомученика, являющегося небесным покровителем многих народов мира. Георгий — нар. арт. России   А. Исаченко, Александра — арт. Светлана Елистратова .

А вот что сказал о премьере сам автор Константин Скворцов: “Спектакль состоялся. Мне не стыдно пригласить на него своих друзей. То, что театр решился поставить эту пьесу, это уже подвиг: ведь стихотворная драматургия - по Аристотелю и Гегелю - самый трудный, самый высший вид искусства. Озерский театр очень достойно вышел из этой сложной ситуации. Успех спектакля был определен не столько моим текстом, сколько очень удачным распределением ролей, оформлением художника Сергея Александрова, который задал точную, жесткую форму, музыкой композитора Владимира Брусса. По опыту знаю, как редко бывает, когда художник помогает автору, чаще он иллюстрирует произведение, делает акварельные отмывочки и все размазывается, а здесь - иконостас и Колизей одновременно. Актеры работают с большой отдачей, они соскучились по стихотворной строке и, мне кажется, получают удовольствие в работе над текстом. Я искренне благодарен им за это”.

Премьера драмы “Пока есть музыка и память” состоялась в 1987 году в Челябинском Академическом театре им. Цвиллинга режиссер Владимир ГУБАНОВ. Это не иллюстрация жизни знаменитого атомщика И. В. Курчатова /1902-1960гг./, а гимн сильным людям, одолеваемым и сомнениями, и предчувствием неудач, а позже, после творческой победы, проникнувшимся безмерной ответственностью перед будущим. И поэтому герой пьесы рыцарь без страха и сомнения, но он — и это главное — герой трагический. В числе действующих лиц значится и Мефистофель. Автор отвергает модную ныне амбивалентность понятий добра и зла. Мефистофель — зло абсолютное, категоричное, что придает пьесе отблеск высокой трагедии...

Курчатов — народный артист России  Л. Варфоломеев, Курчатова — заслуженный артист России  А. Готовцева.

В 70-е и 80-е годы были осуществлены постановки его пьес в Челябинском академическом театре драмы им. Цвиллинга - "Алена Арзамасская", "Отечество мы не меняем", "Пока есть музыка и память", в Магнитогорском драмтеатре им. Пушкина - "Отечество мы не меняем", в Златоустовском драмтеатре - "Ущелье крылатых коней", "Отечество мы не меняем", на областном телевидении - "Кибальчич", две удивительные поэтические легенды-притчи "Ментуш" и "Легенда о белом дереве" в ТЮЗе...

4.1. Творчество К. Скворцова в искусстве. Гравюры В. Носкова

Народный художник России, график Владимир Носков 1951 окончил Московский полиграфический институт, ученик А. Гончарова, участник и лауреат всесоюзных и международных выставок. 330

Носков - опытный иллюстратор, предпочитающий технику ксилографии, возможности которой неисчерпаемы, т.к. больше других техник связана со шрифтом” (продолжение традиций Златоустовских художественных мастерских "ЛиК)

В. Носкову принадлежит более 700 иллюстрированных книг. В его творчестве гравюры к произведениям античной, западноевропейской, восточной и отечественной литературы. Его привлекает мир сказки и современный роман, повесть начинающего писателя и собрания сочинений классика, антологические сборники и фантастика. В. Носков создал серию сюжетных гравюр по поэмам Скворцова. К Скворцову художник обращался дважды: в 1966 он издал серию гравюр к стихотворениям - пересказу Н. Рыленкова. Оформление этой дешевой книги в мягкой обложке построено на контрастном сочетании черно-белого с красным: чернофонная суперобложка, белые инициалы в красных квадратиках, римские цифры в черных кружках 24 глав, смена фонов гравюр, в том числе на развороте листов, применение то черного, то красного шрифта.

Сюжетные гравюры сочетаются с миниатюрными концовками. В. Носков опирался на опыт В. Фаворского, стремясь сочетать образность с исторической достоверностью. В 1981 опубликована новая серия гравюр к Скворцову. И в этой серии ощущается воздействие гравюр Фаворского, особенно в миниатюрах на разворотах листов. Гравюры полосные, в лист, отличаются перегруженностью форм и некоторой статичностью.

К. Скворцов присутствовал на премьере пьесы “Григорий Победоносец” в Озерске, а в фойе театра состоялась презентация его трехтомного собрания сочинений - прекрасного подарочного сборника, изданного в столице на великолепной бумаге с гравюрами народного художника России Владимира Носкова и статьями известной поэтессы Новеллы Матвеевой.

“Ментуш”

“Царские игры”

4.2. Николай Аникин (12.06.1944, Горьковской обл. – 11.08.1998, Челябинск), живописец, член Союза Художников СССР (1987). С 1969 г. и до последнего дня жизни Николай Аникин жил и работал в Челябинске.

Здесь он прошел этапы самоопределения содержания своего творчества - в сплавленной лаконичной напряженно-уплотненной пластике выражать в простых сюжетах вечные темы: человек, случайно застигнутый среди обыденного бытия, когда длящееся мгновение становится вечностью.

“Западная трибуна”

“Курчатов”

4.3. Владимир Смелков – современный театральный художник и живописец. Живёт и работает в Екатеринбурге.

Выпускник московского Художественного училища памяти 1905 года (театрально-декорационное отделение). Работал главным художником в Лысьвенском драматическом театре, свердловском ТЮЗе, Челябинском ТЮЗе. С середины 80-х годов занимается станковой живописью.
С 1981 года член Союза Художников России, участник выставок за рубежом.
Работы находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Пермской картинной галерее, Челябинском музее изобразительных искусств, Музее театрального искусства (Москва), Музее Островского (Москва).

Создал эскизы к декорациям почти к ста спектаклям, среди которых К.Скворцов "Ментуш" (1987 г.). С середины 80-х годов занимается станковой живописью. Главными критериями формирования коллекции автора являются высокие художественные достоинства произведений. Поощряется также поиск неординарных художественных форм и оригинальных эстетических концепций. В. Смелков уверен в том, что именно Урал сыграл в его творческой судьбе определяющую роль. Свой Урал мастер Смелков называет своим “островом Таити”. Известно, что на этот далекий остров, бросив все, уехал когда-то знаменитый художник Гоген.

“Кибальчич”

“Легенда о белом дереве”

4.4. Музыка на стихи Константина Скворцова написана многими композиторами

Евгений Птичкин

Юрий Коломников

Владимир Брусс

 

Юрий Клепалов

4.5. Исполнители песен на стихи Константина Скворцова

Людмила Зыкина

Иосиф Давыдович Кобзон

Анна Павловна Литвиненко

Татьяна Петрова

Днепров Анатолий Семёнович

Таисия Борисовская

“Сирень”

(См. музыкальное приложение)

5.Общественное признание.

Творческий вклад К.В, Скворцова, продолжающего лучшие традиции русской классической литературы, сумевшего показать читателю и зрителю высокие образцы служения Отечеству, по достоинству оценен.

* К. Скворцов - член Союза писателей СССР (с 1969 года),

* ответственный секретарь Челябинской областной организации Союза писателей России (1975-1986),

* секретарь правления Союза писателей СССР (с 1986 года),

* в настоящее время он секретарь правления Союза писателей России. Кембриджский университет в 1992 году назвал его Человеком года.

* Признанием заслуг поэта перед Россией можно считать то, что на установленном в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе Щите и Мече высечены его строки:

Россияне! Не уроним чести
И плечом к плечу сомкнёмся впредь.
Выстоять дано нам только вместе,
Порознь — только умереть...

Константин Скворцов - Лауреат всероссийских литературных премий

  • им. М. Ю. Лермонтова - 2000 г.
  • им. А. И Фатьянова - 1986 г.
  • им. Э. Ф. Володина - 2002 г.
  • им. М. Н. Алексеева -2005 г.
  • Лауреат Форума “Общественное признание” -2001 г.
  • Лауреат народной премии “Светлое прошлое” -2004 г.
  • Лауреат Большой литературной премии России
  • За лучшее произведение 2004 г.- 2005 г.
  • Обладатель диплома Всероссийской литературной премии “Александр Невский” - 2007 г.
  • Награждён орденом “Знак Почёта” в 1976 г.
  • Награжден орденом “За развитие польской культуры” в 1989 г.
  • Вручена медалью “За развитие русской мысли” им. И.А. Ильина в 2008 году

В Златоусте для юных дарований учреждена литературная премия имени К. Скворцова.

6. Представление содержания материала

Итогом нашей работы над проектом является то, что мы смогли проявить себя в совместной деятельности. Наше творчество воплотилось в мероприятиях с учащимися:

  • 8 класс - организация выставки в литературно-краеведческом музее поэтов и писателей Южного Урала “Кораблик”
  • 7 класс - организация выставки в городской библиотеке им А.С. Пушкина
  • 7-11 класс - участие в областном конкурсе сочинений, посвященного 70-летию К. Скворцова
  • 9 класс-11класс - создание презентации “Слово о К. Скворцове…”, проведение урока – обзора по творчеству К. Скворцова
  • 8 класс- чествование юбиляра в Челябинском ТЮЗе 23.04.2009 (Приложение №1)
  • 8 класс- создание фильма (фотографии К. Скворцова, иллюстрации, сцены из спектаклей + исполнение Т.Петровой “Птицы русские”)

Библиография

  1. Матвеева Н. Маски и лица // Урал. – 1989. - № 11. – С. 179-184.
  2. Назаленова Н. Возвращение Константина Скворцова // Вечер. Челябинск. – 1999. – 30 нояб.
  3. Правление региональной общественной организации "Челябинцы" // Челябинцы в Москве: [сб. ст.] / сост. и ред. Н. А. Захаров, Т. Г. Калинина, М. Ф. Ненашев. - М., 2004. - С. 348-353.
  4. Скворцов Константин Васильевич // Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5-9 кл. - 2-е изд., испр. / сост.: Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Т. В. Соловьева. - Челябинск, 2003. - С. 317-336.
  5. Скворцов Константин Васильевич, поэт, драматург // Писатели Челябинской области: биобиблиогр. справ. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка; сост. В. В. Ильина. - Челябинск, 1992. - С. 180-182: портр.
  6. Садчикова Л. Отечества он не меняет: нашему земляку, известному драматургу Константину Скворцову исполнилось 60 лет // Челяб. рабочий. – 1999. – 14 апр.
  7. Спешков, В. “И сам Гомер не знал таких историй..." : [Поэтич. драмы К. Скворцова на сцене театра драмы и комедии "Наш дом" г. Озерска] // Автограф. Челябинск-арт. - 2004. - N 2. - С. 44-46.
  8. Чабаненко В. Скворцов Константин Васильевич // Златоустовская энциклопедия. – Златоуст, 1997. - С. 139.
  9. Черноземцев В. А. Скворцов Константин Васильевич // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. – Челябинск, 2006. - Т. 6. - С. 59-60.
  10. Шишов, К. А. Южноуральское разнообразие / К. А. Шишов, Е. Карманова // История культуры Челябинского края. Веков связующая нить: очерки. - Челябинск, 2005. - С. 234-255.
  11. Шмаков А. А. Скворцов Константин Васильевич / А. А. Шмаков, Т. А. Шмакова // Урал литературный: краткий биобиблиогр. словарь. – Челябинск, 1988. - С. 246.