Урок по литературному слушанию: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


(Программа 21 век, учебник “ Литературное чтение, уроки слушания” 1 класс авт. Л.А. Ефросинина)

Цель урока: Познакомить учащихся со стихотворением Николая Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

Задачи:

1.Образовательные: формировать умение слушать художественное слово и чувствовать красоту родной природы; учить выражать свое отношение к произведению, герою и описанным событиям; учить выражать свою читательскую точку зрения; учить коллективной работе в группе и взаимодействию друг с другом в группе.

2.Развивающие: развивать внимание, аккуратность, выразительность чтения, словарный запас.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и животным; повторить правила поведения весной во время таяния снега и льда.

4.Оборудование: Мультфильм “Дедушка Мазай и зайцы” (По мотивам стихотворений Н. Некрасова; реж.-пост. Г. Тургенева, худ. Н. Павлов, муз. оформл. Е. Черницкая. Производство Свердловской киностудии 1980г), цветные карандаши и фломастеры; карточки с заданиями, кроссворд; иллюстрации; заголовки на доску; слова на доску.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Проверить готовность к уроку.

Напомнить о правильной посадке.

2. Повторение пройденного, проверка домашнего задания.

-Ребята! Давайте вспомним, какое произведение мы слушали на прошлом уроке? Покажите модель обложки к этому стихотворению.

(Вывешиваю модель обложки на доске). (Приложение 1)

-О чем это стихотворение? (о временах года).

-Назовите их. Вывешиваю на доску названия времен года. (Приложение 2 – заголовки к временам года – лето, осень, зима, весна).

Дети читают отрывок из произведения Трутневой “Когда это бывает?” к каждому времени года.

Пока дети читают отрывки стихотворения, один ребенок у доски получает конверт со словами – явлениями природы в разные времена года, которые он должен правильно соотнести с карточками на доске.

-Молодцы ребята. Вы все справились хорошо с заданием.

3.Знакомство с новым произведением.

-Ребята! А какое время года наступило сейчас? (весна)

-А давайте вспомним, что бывает на реках и озерах весной, когда разливаются реки? Кто назовет эти явления природы? (Ледоход, Наводнение, Половодье) вывешиваю иллюстрации (Приложение 3).

-Сегодня мы с вами побываем в гостях у дедушки Мазая и узнаем о том, что бывает каждую весну в его деревеньке. А поможет нам в этом замечательный русский поэт Николай Некрасов (вывешиваю потрет).

Но прежде чем отправиться в гости, давайте познакомимся с трудными словами, которые нам встретятся.

Словарная работа

СИЛКИ - приспособлении е в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных. (вывешиваю картинку)

АРШИН – старорусская мера длины (вывешиваю картинку)

САЖЕНЬ – старорусская мера длины (вывешиваю картинку)

ЗИПУН – Старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета (вывешиваю картинку).

БАГОР – длинная палка с загнутым металлическим крюком. (вывешиваю картинку)

ГУТОРИТЬ – говорить.

ГОРЕМЫКА – слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать. (Приложения 4, 5, 6)

Ну что, хотите попасть в гости к дедушке Мазаю? Тогда слушайте. (Начинаю читать отрывок из стихотворения)

Вопросы по прослушанному

-Кто приехал в гости к деду Мазаю?

-Почему вся деревенька весною всплывает?

-Ну а теперь давайте посмотрим, что было дальше. (Смотрим мультфильм)

4. Беседа по первичному восприятию.

- В какое время года происходят события, описанные Некрасовым?

- Почему в этой деревеньке все дома на высоких столбах?

- Кому помог дедушка Мазай?

-Почему дедушка Мазай решил помочь зайцам?

- Как дед Мазай относился к животным? Докажите.

- А как вы относитесь к деду Мазаю? (спросить по группам)

5. Физкультминутка. (про зайцев)

6. Закрепление пройденного (работа в группах)

Каждой группе даю иллюстрацию и отрывок из прослушанного стихотворения. (Приложения 7, 8).

Задание: Найти и прочитать слова, которые относятся к данной иллюстрации. (Проверяем у доски. Вывешиваем иллюстрацию и читаем отрывок).

7. Физкультминутка.

8. Итоговая работа в группах.

1группа - Раскрась и дорисуй иллюстрацию. Приложение 9.*

2 группа – Аппликация (Работа с учителем ИЗО).**

3 группа- Разгадывание кроссворда. Приложение 10.

4 группа- Работа с моделью обложки (выбрать нужную модель и оформить ее). Приложение 11.

9. Итог урока.

- Понравился ли вам урок?

- С кем мы познакомились?

- У кого в гостях побывали?

- Кому помог дед Мазай?

-Чему научил вас дедушка Мазай?

- Что мы делали на уроке?

- Какое задание особенно понравилось?

- А теперь давайте посмотрим, сколько фишек заработала каждая группа?

Приложение 9

* Иллюстрация взята и увеличена (формат А3) из рабочей тетради, Урок 43 (Литературное чтение уроки слушания 1 класс – автор Л. А. Ефросинина) к произведению “Дедушка Мазай и зайцы”.

** Была заготовлена картина к произведению Н.А. Некрасова “Наводнение” и отдельно фигуры – Дедушка Мазай, лодка и зайцы. Дети должны были расположить правильно персонажей данного произведения.