(Программа 21 век, учебник “ Литературное чтение, уроки слушания” 1 класс авт. Л.А. Ефросинина)
Цель урока: Познакомить учащихся со стихотворением Николая Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.
Задачи:
1.Образовательные: формировать умение слушать художественное слово и чувствовать красоту родной природы; учить выражать свое отношение к произведению, герою и описанным событиям; учить выражать свою читательскую точку зрения; учить коллективной работе в группе и взаимодействию друг с другом в группе.
2.Развивающие: развивать внимание, аккуратность, выразительность чтения, словарный запас.
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и животным; повторить правила поведения весной во время таяния снега и льда.
4.Оборудование: Мультфильм “Дедушка Мазай и зайцы” (По мотивам стихотворений Н. Некрасова; реж.-пост. Г. Тургенева, худ. Н. Павлов, муз. оформл. Е. Черницкая. Производство Свердловской киностудии 1980г), цветные карандаши и фломастеры; карточки с заданиями, кроссворд; иллюстрации; заголовки на доску; слова на доску.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
Проверить готовность к уроку.
Напомнить о правильной посадке.
2. Повторение пройденного, проверка домашнего задания.
-Ребята! Давайте вспомним, какое произведение мы слушали на прошлом уроке? Покажите модель обложки к этому стихотворению.
(Вывешиваю модель обложки на доске). (Приложение 1)
-О чем это стихотворение? (о временах года).
-Назовите их. Вывешиваю на доску названия времен года. (Приложение 2 – заголовки к временам года – лето, осень, зима, весна).
Дети читают отрывок из произведения Трутневой “Когда это бывает?” к каждому времени года.
Пока дети читают отрывки стихотворения, один ребенок у доски получает конверт со словами – явлениями природы в разные времена года, которые он должен правильно соотнести с карточками на доске.
-Молодцы ребята. Вы все справились хорошо с заданием.
3.Знакомство с новым произведением.
-Ребята! А какое время года наступило сейчас? (весна)
-А давайте вспомним, что бывает на реках и озерах весной, когда разливаются реки? Кто назовет эти явления природы? (Ледоход, Наводнение, Половодье) вывешиваю иллюстрации (Приложение 3).
-Сегодня мы с вами побываем в гостях у дедушки Мазая и узнаем о том, что бывает каждую весну в его деревеньке. А поможет нам в этом замечательный русский поэт Николай Некрасов (вывешиваю потрет).
Но прежде чем отправиться в гости, давайте познакомимся с трудными словами, которые нам встретятся.
Словарная работа
СИЛКИ - приспособлении е в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных. (вывешиваю картинку)
АРШИН – старорусская мера длины (вывешиваю картинку)
САЖЕНЬ – старорусская мера длины (вывешиваю картинку)
ЗИПУН – Старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета (вывешиваю картинку).
БАГОР – длинная палка с загнутым металлическим крюком. (вывешиваю картинку)
ГУТОРИТЬ – говорить.
ГОРЕМЫКА – слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать. (Приложения 4, 5, 6)
Ну что, хотите попасть в гости к дедушке Мазаю? Тогда слушайте. (Начинаю читать отрывок из стихотворения)
Вопросы по прослушанному
-Кто приехал в гости к деду Мазаю?
-Почему вся деревенька весною всплывает?
-Ну а теперь давайте посмотрим, что было дальше. (Смотрим мультфильм)
4. Беседа по первичному восприятию.
- В какое время года происходят события, описанные Некрасовым?
- Почему в этой деревеньке все дома на высоких столбах?
- Кому помог дедушка Мазай?
-Почему дедушка Мазай решил помочь зайцам?
- Как дед Мазай относился к животным? Докажите.
- А как вы относитесь к деду Мазаю? (спросить по группам)
5. Физкультминутка. (про зайцев)
6. Закрепление пройденного (работа в группах)
Каждой группе даю иллюстрацию и отрывок из прослушанного стихотворения. (Приложения 7, 8).
Задание: Найти и прочитать слова, которые относятся к данной иллюстрации. (Проверяем у доски. Вывешиваем иллюстрацию и читаем отрывок).
7. Физкультминутка.
8. Итоговая работа в группах.
1группа - Раскрась и дорисуй иллюстрацию. Приложение 9.*
2 группа – Аппликация (Работа с учителем ИЗО).**
3 группа- Разгадывание кроссворда. Приложение 10.
4 группа- Работа с моделью обложки (выбрать нужную модель и оформить ее). Приложение 11.
9. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- С кем мы познакомились?
- У кого в гостях побывали?
- Кому помог дед Мазай?
-Чему научил вас дедушка Мазай?
- Что мы делали на уроке?
- Какое задание особенно понравилось?
- А теперь давайте посмотрим, сколько фишек заработала каждая группа?
Приложение 9
* Иллюстрация взята и увеличена (формат А3) из рабочей тетради, Урок 43 (Литературное чтение уроки слушания 1 класс – автор Л. А. Ефросинина) к произведению “Дедушка Мазай и зайцы”.
** Была заготовлена картина к произведению Н.А. Некрасова “Наводнение” и отдельно фигуры – Дедушка Мазай, лодка и зайцы. Дети должны были расположить правильно персонажей данного произведения.