Цели урока:
1) Познакомить с лексическим значением новых слов, упражняться в чтении слов, текста с пройденными буквами, продолжить формирование навыков сознательного чтения, закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине расширение знаний о планете Земля, формирование представлений о звездах, Солнце.
2) Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
3) Воспитывать интерес к чтению и желание читать.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: связь с уроком окружающего мира.
Оборудование: учебник “Моя любимая Азбука” (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), графопроектор, ноутбук.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
(На экране картины зимней природы)
II. Актуализация знаний.
- Найдите и прочитайте предложения в тексте “Зимние картины”, которые соответствуют иллюстрациям. (Работа в парах.) Презентация.
- Возьмитесь за руки, кто нашёл такие предложения, прочитайте вместе.
- А почему взялись за руки “звуковички” на странице учебника 120? Догадайтесь? (завершение схем).
III. Постановка темы урока.
- Какой “звуковичок” был в гостях на прошлом уроке?
IV. Работа по теме урока.
1. Чтение имён собственных и географических названий.
- Хлопайте в ладоши, если услышите звуки [з, з,] в словах.
Резиновую Зину
Купили в магазине
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины –
Измазалась в грязи.
Запись слов на доске: Зина, Зинаида, Занзибар, Заир.
- На что обратили внимание? (Все слова записаны с большой буквы)
- Почему?
- Что у них общего в написании? (Буква З)
- Эта буква поможет вам отгадать загадку.
- Кто в году 4 раза переодевается? (Земля) Презентация
- О каких переодеваниях идет речь?
“Земля” может иметь несколько значений. Земля – это планета, на которой мы живём?
В старину люди думали, что земля – это громадный блин, лежащий на трёх китах. На самом же деле Земля – круглая, как арбуз. Земля всё время вращается вокруг себя, словно волчок, только медленнее, подставляя Солнцу то один бок, то другой. Поэтому на освещенной Солнцем стороне день.
2. Повторение парных звонких и глухих согласных.
Сегодня мы совершим путешествие, а куда вы догадаетесь сами.
к |
о |
с |
м |
о |
с |
- Как по-другому называется космос?
- Кто первым полетел в космос из людей?
- Вот и мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Поэтому нам необходимо подняться по трапу на корабль и занять свои места.
Мы возьмем с собою груз:
Алый сахарный арбуз.
Также нужен острый глаз.
Продолжаем наш рассказ.
- Как я прочитала последнее слово в каждой строчке? Что заметили? (На конце слов слышится [с], а пишется з)
- Какое правило поможет справиться с правильным написанием данных слов?
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Слово изменяешь ты:
Зуб - на зубы, лед - на льды.
3. Упражнение в чтении. Игра “з” и “с”.
- А теперь самостоятельно вставляйте буквы, подбирая проверочные слова.
4. Работа с текстом “Мир звёзд и планет”
- Приготовиться к полету!
- ( есть ….)
-Включить контакты!
- ( есть ….)
Завести моторы!
- ( есть ….)
5, 4, 3, 2, 1- пуск.
-Ура! Мы летим!
- Что мы там увидим?
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)
Вокруг родной матушки девять детушек кругами ходят (планеты)
Игра “Запомни название”
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками
Дочкам не твердит она:
“Спать ложитесь, поздно!”
Потом что мать – луна,
А дочурка… (звёзды)
а) Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию.
- Предположите о чём будете читать?
б) Чтение текста учителем.
в) Чтение текста учащимися. Вопросы по ходу чтения.
- Что вечером в тёмном небе можно увидеть?
- Сколько спутников у Земли?
- Как называется прибор, с помощью которого можно увидеть с Земли другие планеты? Что такое кратер?
- Какие вы знаете планеты?
- Что такое звёзды? Солнце – это планета?
- Как называется книга, из которой можно многое узнать интересного про мир звёзд и планет?
г) Вопросы после чтения.
- Хотелось бы вам побывать на других планетах?
- Что бы вы рассказали о планете Земля?
- Что вы узнали о звёздах и планетах?
Мне хотелось бы добавить, что хотя звёзды кажутся нам маленькими, на самом деле, звёзды – огромные раскаленные шары, состоящие из газа. Солнце - это тоже звезда. Издавна звездочёты (сейчас астрономы) пытались сосчитать, сколько всего звёзд на небе, около 200 миллионов. Имеют разный цвет. Горячие – белый или голубой, прохладнее (солнце) желтый или оранжевый, холодные – красный.
V. Итог урока.
Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья!
Из полета возвратились,
Мы на Землю приземлились.
В гостях хорошо, а дома лучше.
- Какие интересные путешествия совершили на уроке? Что узнали нового?
VI. Домашнее задание.
Нарисовать планету, на которой вам хотелось бы жить, и дать ей название.