"Имя существительное". Повторение орфографии

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. повторить изученные орфограммы по теме “Имя существительное”;
  2. воспитать любовь к грамотной и правильной речи;
  3. развивать умение применять изученные орфографические правила и проверять правильность написанных слов.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

А) Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

Учитель: О какой части речи идёт разговор? Дайте определение имени существительного.

Б) Самопроверка упражнение 122 [2]

Один ученик заранее выполнил на доске.

Делаем вывод: как мы определяем, когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных?

2. Правописание о-е после шипящих и Ц

Учитель: У почтальона случилось несчастье: от дождя конверты расклеились и всё, что в них было, выпало. У слов даже смылись некоторые буквы. Помогите почтальону вставить эти буквы и разложить слова по конвертам (три конверта: Куда: Орфография. Кому: Буквы “О” и “Е” после шипящих и “Ц” в корне, окончании, в суффиксах существительных).

Каланч..й, реч..нка, ш..лк, нож..м, вареж..к, ж..лудь, полотенц..м, подуш..чка, ш..рох, невеж..й, друж..к, ш..пот, пальц..в, мыш..нок, крыж..вник.

Проверка.

3. Правописание суффиксов –ек-, -ик-

Учитель: А что писать в словах замоч..к, ключ..к –ек- или –ик-? Это правило нам поможет вспомнить сказка “Вовка в тридевятом царстве”.

Ученик: “Наконец-то Вовка у заветных дверей царства. Хотел войти – но не тут-то было: закрыта дверь на замок. Ключ рядом висит, но открыть дверь сможет лишь тот, кто правильно напишет слова ключик и замочек. Вот где понадобилось правило, которое Вовка никак учить не хотел. Думал-думал и наконец, вспомнил: надо изменить слово, в форму родительного падежа поставить. Поставил. И что же видит? Ключик – ключика. Буква “И” твёрдо стоит на ногах, с места не сдвинется, да ещё перекладинка у неё есть, чтобы не шаталась.

А вот буква “Е” в слове замочек совсем по – другому себя ведёт: только Вовка начал слово изменять - буква “Е”, как червячок, раз и уползла. Нет её в родительном падеже, нет и во множественном числе: замочка, замочки.

Понял Вовка, как пишутся эти слова, - дверь царства перед ним распахнулась. Царства знаний”.

Учитель: Составим алгоритм. Итак, что сначала мы будем делать? Затем?

Алгоритм.

1) Поставь слово в Р.п.

2) Есть ли беглая гласная?

Да Нет
-ек- -ик-
горошек ножик
горошка ножика

Учитель: А сейчас проведём литературную викторину “Кто больше” - привести примеры из известных литературных произведений со словами орфограммы –ек-, -ик-.

Например:

- Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек.

– Я отыщу секрет, и ларчик вам открою.

– Ой, конёчек – горбунёчек, прибегай ко мне, дружочек.

– Вот смиренный домик, где жил я с бедною нянею моей.

В это время двое учеников у доски по индивидуальным карточкам (“Дидактический материал” 6-й класс).

4. Правописание не с существительными

4.1 Учитель отметил в тетради ученика следующую ошибку: “небыл”. Ученик не согласился и объяснил, что он заменил “не был” синонимом без не – “отсутствовал”. Кто прав?

Итак, очень важно определить, с какой частью речи употреблено не, так как разные правила регулируют правописание не с существительным и глаголом.

Группа А: составьте таблицу “Правописание не с существительными” и приведите по 2-3 примера.

Слитно Раздельно
  1. Не употребляется без не.
  2. Есть синоним без не.
1. Если есть противопоставление с союзом а.

Один работает у доски.

Группа Б: выпишите только те существительные с не, к которым можно подобрать синоним.

Группа В: выпишите только те существительные с не, которые без не не употребляются.

(Не)приятель, (не)нависть, (не)воля, (не) брежность, (не)правда, (не) взгоды, (не)счастье, (не)ряха, (не)здоровье, (не)дотёпа.

Проверка.

4.2. Устно. Объясните правописание не в пословицах.

Слепая ненависть – плохой советчик.

Из двух болезней самая опасная – невежество.

На сердце ненастье, так в хорошую погоду дождь.

Не игла шьёт, а руки.

Славен человек не словами, а делами.

Не бросай друга в несчастье.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Видно неряху по грязной рубахе.

Не силой борются, а умением.

5. Словарный диктант на повторение суффиксов – чик-, – щик -

По лексическому значению определить и записать слово.

Тот, кто рассказывает что-нибудь Рассказчик
Специалист по переводам с одного языка на другой Переводчик
Музыкант, играющий на барабане Барабанщик
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь Смазчик
Стрелок из пулемёта Пулемётчик
Тот, кто подстрекает начать что-нибудь Зачинщик
Работник, занимающийся раздачей чего-нибудь Раздатчик
Рабочий, занимающийся настилом и ремонтом крыш Кровельщик

6. Итог урока

Учитель подводит итог урока и выставляет оценки.

7. Домашнее задание

Группа А: сочинить сказку, используя любое правило, которое повторяли на уроке.

Группа Б: сочинение-миниатюра “ На стройке”, используя слова с суф. -чик – щик –

Группа В: упражнение 152 [2].

Список литературы

  1. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
  2. Русский язык. Практика. 6 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др. ; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – 15-е изд., перераб. – М. : Дрофа, 2008. – 318, [2] с. : ил.