Цель:
- знакомство с эпистолярным жанром, усвоение правил написания письма;
- отработка навыка редактирования текста, развитие коммуникативных умений;
- воспитание эстетического вкуса.
Оборудование.
- Выставка книг: С.Есенин “Письмо к женщине”, “Письмо матери”;
- М.Ю.Лермонтов “Валерик”;
- Н.М.Карамзин “Письма русского путешественника”;
- Ф.М.Достоевский “Бедные люди”;
- Д.С.Лихачёв “Письма о добром и прекрасном”;
- переписка Л.Н.Толстого и др.;
- раздаточный материал.
Словарь урока.
Эпистолярный ( от греч. эпистола – “письмо, послание”) –
- относящийся к частной переписке, к письмам (эпистолярное наследие поэта);
- имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении; эпистолярный жанр, эпистолярный роман), письменная форма бытовой речи.
“Грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, писание, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому” - из словаря В.И.Даля.
Метод.
Беседа.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, скажите, когда вы и ваша семья последний раз получали письма? А когда писали сами? Вы считаете, что письмо как средство передачи информации, средство общения устарело? Можно ли его заменить электронной формой общения, телефонным разговором, СМС-ками? А может, мы не пишем письма потому, что не умеем этого делать, не владеем искусством писать письма?
Средств связи в наше быстротекущее время много, но всегда, когда мы что-то приобретаем, мы что-то теряем. Попробуем разобраться, что потеряло общество с утратой письма как формы общения друг с другом. Стоит возродить этот когда-то очень популярный жанр.
Обратимся к древности. Из Древней Греции к нам пришло слово “эпистола” - письмо (обращаемся к словарю урока).
Насколько письма были популярны, свидетельствует наша выставка. Предлагаю вам прочитать некоторые шедевры, например “Письмо Татьяны к Онегину” А. Пушкина.
Что же такое письмо? У В.И.Даля – беседа, посылаемая от одного лица к другому. Это и форма сохранения нашего языка.
- Какие бывают письма?
- Приведём примеры различных писем. (Учащиеся приводят примеры из учебной литературы).
Дружеское письмо .
“8 августа 1968. Карачарово
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием “Звуки земли”. Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьёзного журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моём житье-бытье.
Что делается у Вас в “Новом мире”? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли?
Крепко жму руку. И.Соколов-Микитов”
(И.С.Соколов-Микитов – писатель, очеркист,1892-1975)
- Выделим основные компоненты письма:
а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);
б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения; приветы родным и знакомым);
в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).
Пример делового письма – письмо А.С.Пушкина А.Х.Бенкендорфу.
“Милостивый государь
Александр Христофорович,
Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне печатать “Историю Пугачёва” в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М.М.Сперанского: осмеливаюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.
С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть милостивый государь,
Вашего сиятельства
покорнейший слуга
Александр Пушкин.
27 февраля 1834 года”
(“Русский язык”, 10-11 класс, упр.477, упр.495)
- Отметьте в письме слова, обороты речи, уместные и в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время.
Пример любовного послания – фрагмент письма Наполеона Жозефине.
“…Два дня нет от тебя писем. Я думал об этом сегодня раз тридцать, как это грустно…Я призвал курьера, он сказал, что был у тебя, и что ты ничего не передавала ему. Фу! Злая, противная, жестокая, тиран, милое хорошенькое чудовище!.. Если бы я мог закрыть тебя в своём сердце, оно стало бы твоей тюрьмой.
Я беспрестанно вспоминаю твои поцелуи, твои слёзы… Ещё недавно мне казалось, что я люблю тебя, но теперь я чувствую, что люблю тебя в тысячу раз сильнее. С тех пор, как я тебя узнал, моё обожание растёт с каждым днём…”
- Итак, письма бывают разные. К одному стилю речи они относятся или нет?
Ещё А.С.Пушкин писал: “Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка”. В письмах мы найдём и штампы официальной речи, и элементы публицистической речи, и образные выражения речи художественной.
- Если говорить о компонентах письма, то необходимо отметить POST SKRIPTUM (P.S.) – “после написанного” - приписка в письме после подписи.
- Почему так интересно читать переписку известных людей? Потому что она много говорит об авторе: его характер, уровень образованности, пристрастия и привычки можно узнать из писем. Прочитаем фрагмент письма А.Н.Вертинского, артиста эстрады, автора музыки и текстов ряда песен, к жене и постараемся рассказать об авторе.
(Упр.123, “Русская речь”,9кл.)
“Дорогая Лиличка!
Доехал я хорошо… В Минск приехал вчера в 6.13 вечера, в вагоне мы нашли минскую газету и прочли в ней, что в Опере у них танцует Уланова. “Лебединое озеро”. Я никогда её не видел и решил превозмочь свою лень и пойти. И… я был потрясён! Это какое-то чудо! Ни в России, ни за границей – никогда я не видел такой танцовщицы. Сравнить её не с кем… Как она танцует! Её тело поёт как соловей – каждый жест, каждое движение, каждый мускул!.. Это точно дух Божий!..
Со сцены она красива, молода и воздушна. В антракте мы пошли к ней за кулисы. Я сидел в первом ряду – она мне кланялась отдельно, знала, что я в театре. Мы вошли к ней в уборную. Перед нами стояла небольшая, очень худая женщина – вся в мелких капельках пота, с дрожащими руками и, о ужас, с немолодым уже лицом и тяжело дышала. Я чуть не расплакался. Мне стало жаль и её, и себя, и это бессилие нашего проклятого искусства! Жечь себя дотла, сгорать на медленном огне на глазах у всех!
…Я выскочил из уборной, как сумасшедший. Я даже не помню, что она говорила… Со спектакля я вернулся больным. С этой минуты я всё думаю о том, как серьёзно надо подумать, прежде чем отдавать наших девочек в балетную школу…
…Потом напишу ещё. Целуй девочек.
31 мая 1952 г.
Минск
Саша.”
- Каким вы представляете автора письма?
(Человек искусства, известный в своей среде, понимающий, что путь к славе лежит через огромный труд, эмоциональный, впечатлительный, любящий свою семью и т.д.)
- Прочитаем письмо вашего сверстника.
“ Привет, С.
Пишу тебе из дома 24 апреля этого года.
Вот решил написать тебе. У меня всё как всегда. А как у тебя?
Скоро у нас будет смотр солдатской песни. Наш класс поёт “Прощание славянки”. Прикольно получается.
На каникулах ездили в Элисту на экскурсию. Понравилось.
Ну, ладно, больше писать нечего.
Пока.
Я.”
- Отвечает ли текст письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?
(Нет основной части, нет вопросов к собеседнику, не соблюдается этикетная форма конца письма, нет желания быть интересным собеседником).
- Определим три правила, которыми мы будем руководствоваться при написании письма.
Три правила – это три выбора:
- выбор адресата – кому писать,
- выбор темы – зачем и о чём писать,
- выбор формы – как писать, чтобы тебе ответили.
- Исправьте текст последнего письма, отредактируйте основную часть.
Образец работы.
“Привет, Света.
Кажется, каникулы только что закончились, а сегодня уже 24 апреля – середина последней четверти. Скоро лето, и мы опять увидимся. Но так хочется поговорить уже сейчас, именно сегодня – весна что ли так на меня действует?
В последние дни каникул мы ездили на экскурсию в Элисту – это совсем рядом с нами – 4 часа на автобусе, а попадаешь совсем в другой мир. Другая культура – я теперь очень хорошо понимаю эти слова. Там даже краски не такие блёклые, как у нас в это время года, когда нет ещё буйного цветения трав. Маки в степи ещё не расцвели – прохладная весна, но пагоды Элисты ничем не хуже ярких красных цветов. Мы входили в буддийские храмы, слушали звон ритуальных колоколов и барабанов, загадывали желания на ступенях монастыря и не уставали восхищаться. Одна моя подруга примерила калмыцкий национальный костюм (он ей оказался впору) и, когда взмахнула руками, стала похожа на большую степную птицу. Я сфотографировала её в этот момент. Приедешь – вместе посмотрим фотографии.
По дороге в Калмыкию мы остановились в Хулхуте. Там огромный обелиск защитникам - воинам, павшим на подступах к Астрахани. Наша учительница взяла с собой цветы, и мы положили их к мемориалу.
А сейчас мы готовимся к смотру солдатской песни – репетируем “Прощание славянки”. Я не знала, что у этой музыки есть слова, а оказывается, их несколько вариантов, и песне больше100лет! Даже наши мальчишки попали под торжественное обаяние этой песни.
Конец апреля и май – особое время года, по крайней мере, я так чувствую: много праздников, город украшен, тепло, все улыбаются. Это и есть начало, настоящее начало нового года – и для природы, и для людей.
Света, перечитываю своё письмо, и оно кажется чересчур серьёзным, правда? Пора заканчивать.
Как твои дела? Что нового дома и в школе? Мои родители передают тебе привет.
Пока. Жду лета и ответа. Ба, да я стихами заговорила! Весна!
Я.”
- Письмо, как мы поняли, - это попытка рассказать людям о себе и понять самого себя.
Это труд души, обращённый к другому человеку.
Пишите письма, адресаты ждут ваших писем.
Домашнее задание.
“Русская речь”, 9 кл., упр.124. Напишите письмо такому человеку (литературному герою), с которым вам хочется поделиться своими воспоминаниями об интересном событии, или размышлениями о только что прочитанной книге, или о родном крае и т.д.
Литература
1.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, “Русский язык”, 10 – 11 класс.
2.Е.И.Никитина, “Русская речь”, 8класс, 9 класс.