Урок развития речи "Письмо как литературный жанр"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • знакомство с эпистолярным жанром, усвоение правил написания письма;
  • отработка навыка редактирования текста, развитие коммуникативных умений;
  • воспитание эстетического вкуса.

Оборудование.

  • Выставка книг: С.Есенин “Письмо к женщине”, “Письмо матери”;
  • М.Ю.Лермонтов “Валерик”;
  • Н.М.Карамзин “Письма русского путешественника”;
  • Ф.М.Достоевский “Бедные люди”;
  • Д.С.Лихачёв “Письма о добром и прекрасном”;
  • переписка Л.Н.Толстого и др.;
  • раздаточный материал.

Словарь урока.

Эпистолярный ( от греч. эпистола – “письмо, послание”) –

  1. относящийся к частной переписке, к письмам (эпистолярное наследие поэта);
  2. имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении; эпистолярный жанр, эпистолярный роман), письменная форма бытовой речи.

“Грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, писание, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому” - из словаря В.И.Даля.

Метод.

Беседа.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, скажите, когда вы и ваша семья последний раз получали письма? А когда писали сами? Вы считаете, что письмо как средство передачи информации, средство общения устарело? Можно ли его заменить электронной формой общения, телефонным разговором, СМС-ками? А может, мы не пишем письма потому, что не умеем этого делать, не владеем искусством писать письма?

Средств связи в наше быстротекущее время много, но всегда, когда мы что-то приобретаем, мы что-то теряем. Попробуем разобраться, что потеряло общество с утратой письма как формы общения друг с другом. Стоит возродить этот когда-то очень популярный жанр.

Обратимся к древности. Из Древней Греции к нам пришло слово “эпистола” - письмо (обращаемся к словарю урока).

Насколько письма были популярны, свидетельствует наша выставка. Предлагаю вам прочитать некоторые шедевры, например “Письмо Татьяны к Онегину” А. Пушкина.

Что же такое письмо? У В.И.Даля – беседа, посылаемая от одного лица к другому. Это и форма сохранения нашего языка.

- Какие бывают письма?

- Приведём примеры различных писем. (Учащиеся приводят примеры из учебной литературы).

Дружеское письмо .

“8 августа 1968. Карачарово

Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием “Звуки земли”. Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьёзного журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моём житье-бытье.

Что делается у Вас в “Новом мире”? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли?

Крепко жму руку. И.Соколов-Микитов”

(И.С.Соколов-Микитов – писатель, очеркист,1892-1975)

- Выделим основные компоненты письма:

а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);

б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения; приветы родным и знакомым);

в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).

Пример делового письма – письмо А.С.Пушкина А.Х.Бенкендорфу.

“Милостивый государь

Александр Христофорович,

Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне печатать “Историю Пугачёва” в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М.М.Сперанского: осмеливаюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.

С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть милостивый государь,

Вашего сиятельства
покорнейший слуга
Александр Пушкин.

27 февраля 1834 года”

(“Русский язык”, 10-11 класс, упр.477, упр.495)

- Отметьте в письме слова, обороты речи, уместные и в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время.

Пример любовного послания – фрагмент письма Наполеона Жозефине.

“…Два дня нет от тебя писем. Я думал об этом сегодня раз тридцать, как это грустно…Я призвал курьера, он сказал, что был у тебя, и что ты ничего не передавала ему. Фу! Злая, противная, жестокая, тиран, милое хорошенькое чудовище!.. Если бы я мог закрыть тебя в своём сердце, оно стало бы твоей тюрьмой.

Я беспрестанно вспоминаю твои поцелуи, твои слёзы… Ещё недавно мне казалось, что я люблю тебя, но теперь я чувствую, что люблю тебя в тысячу раз сильнее. С тех пор, как я тебя узнал, моё обожание растёт с каждым днём…”

- Итак, письма бывают разные. К одному стилю речи они относятся или нет?

Ещё А.С.Пушкин писал: “Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка”. В письмах мы найдём и штампы официальной речи, и элементы публицистической речи, и образные выражения речи художественной.

- Если говорить о компонентах письма, то необходимо отметить POST SKRIPTUM (P.S.) – “после написанного” - приписка в письме после подписи.

- Почему так интересно читать переписку известных людей? Потому что она много говорит об авторе: его характер, уровень образованности, пристрастия и привычки можно узнать из писем. Прочитаем фрагмент письма А.Н.Вертинского, артиста эстрады, автора музыки и текстов ряда песен, к жене и постараемся рассказать об авторе.

(Упр.123, “Русская речь”,9кл.)

“Дорогая Лиличка!

Доехал я хорошо… В Минск приехал вчера в 6.13 вечера, в вагоне мы нашли минскую газету и прочли в ней, что в Опере у них танцует Уланова. “Лебединое озеро”. Я никогда её не видел и решил превозмочь свою лень и пойти. И… я был потрясён! Это какое-то чудо! Ни в России, ни за границей – никогда я не видел такой танцовщицы. Сравнить её не с кем… Как она танцует! Её тело поёт как соловей – каждый жест, каждое движение, каждый мускул!.. Это точно дух Божий!..

Со сцены она красива, молода и воздушна. В антракте мы пошли к ней за кулисы. Я сидел в первом ряду – она мне кланялась отдельно, знала, что я в театре. Мы вошли к ней в уборную. Перед нами стояла небольшая, очень худая женщина – вся в мелких капельках пота, с дрожащими руками и, о ужас, с немолодым уже лицом и тяжело дышала. Я чуть не расплакался. Мне стало жаль и её, и себя, и это бессилие нашего проклятого искусства! Жечь себя дотла, сгорать на медленном огне на глазах у всех!

…Я выскочил из уборной, как сумасшедший. Я даже не помню, что она говорила… Со спектакля я вернулся больным. С этой минуты я всё думаю о том, как серьёзно надо подумать, прежде чем отдавать наших девочек в балетную школу…

…Потом напишу ещё. Целуй девочек.

31 мая 1952 г.

Минск

Саша.”

- Каким вы представляете автора письма?

(Человек искусства, известный в своей среде, понимающий, что путь к славе лежит через огромный труд, эмоциональный, впечатлительный, любящий свою семью и т.д.)

- Прочитаем письмо вашего сверстника.

“ Привет, С.

Пишу тебе из дома 24 апреля этого года.

Вот решил написать тебе. У меня всё как всегда. А как у тебя?

Скоро у нас будет смотр солдатской песни. Наш класс поёт “Прощание славянки”. Прикольно получается.

На каникулах ездили в Элисту на экскурсию. Понравилось.

Ну, ладно, больше писать нечего.

Пока.

Я.”

- Отвечает ли текст письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?

(Нет основной части, нет вопросов к собеседнику, не соблюдается этикетная форма конца письма, нет желания быть интересным собеседником).

- Определим три правила, которыми мы будем руководствоваться при написании письма.

Три правила – это три выбора:

  1. выбор адресата – кому писать,
  2. выбор темы – зачем и о чём писать,
  3. выбор формы – как писать, чтобы тебе ответили.

- Исправьте текст последнего письма, отредактируйте основную часть.

Образец работы.

“Привет, Света.

Кажется, каникулы только что закончились, а сегодня уже 24 апреля – середина последней четверти. Скоро лето, и мы опять увидимся. Но так хочется поговорить уже сейчас, именно сегодня – весна что ли так на меня действует?

В последние дни каникул мы ездили на экскурсию в Элисту – это совсем рядом с нами – 4 часа на автобусе, а попадаешь совсем в другой мир. Другая культура – я теперь очень хорошо понимаю эти слова. Там даже краски не такие блёклые, как у нас в это время года, когда нет ещё буйного цветения трав. Маки в степи ещё не расцвели – прохладная весна, но пагоды Элисты ничем не хуже ярких красных цветов. Мы входили в буддийские храмы, слушали звон ритуальных колоколов и барабанов, загадывали желания на ступенях монастыря и не уставали восхищаться. Одна моя подруга примерила калмыцкий национальный костюм (он ей оказался впору) и, когда взмахнула руками, стала похожа на большую степную птицу. Я сфотографировала её в этот момент. Приедешь – вместе посмотрим фотографии.

По дороге в Калмыкию мы остановились в Хулхуте. Там огромный обелиск защитникам - воинам, павшим на подступах к Астрахани. Наша учительница взяла с собой цветы, и мы положили их к мемориалу.

А сейчас мы готовимся к смотру солдатской песни – репетируем “Прощание славянки”. Я не знала, что у этой музыки есть слова, а оказывается, их несколько вариантов, и песне больше100лет! Даже наши мальчишки попали под торжественное обаяние этой песни.

Конец апреля и май – особое время года, по крайней мере, я так чувствую: много праздников, город украшен, тепло, все улыбаются. Это и есть начало, настоящее начало нового года – и для природы, и для людей.

Света, перечитываю своё письмо, и оно кажется чересчур серьёзным, правда? Пора заканчивать.

Как твои дела? Что нового дома и в школе? Мои родители передают тебе привет.

Пока. Жду лета и ответа. Ба, да я стихами заговорила! Весна!

Я.”

- Письмо, как мы поняли, - это попытка рассказать людям о себе и понять самого себя.

Это труд души, обращённый к другому человеку.

Пишите письма, адресаты ждут ваших писем.

Домашнее задание.

“Русская речь”, 9 кл., упр.124. Напишите письмо такому человеку (литературному герою), с которым вам хочется поделиться своими воспоминаниями об интересном событии, или размышлениями о только что прочитанной книге, или о родном крае и т.д.

Литература

1.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, “Русский язык”, 10 – 11 класс.

2.Е.И.Никитина, “Русская речь”, 8класс, 9 класс.