“... именно вычислительные упражнения
являются основным средством формирования
умений и навыков выполнять вычисления,
без чего немыслимо овладеть основами наук,
а также почти любым видом практической
и профессиональной деятельности”.
В. Д. Клименченко
Одной из обязательных форм работы на уроках математики является устный счет. Однако этот вид работы не пользуется особой популярностью ни среди учеников, ни среди учителей.
На него вечно не хватает времени, проводится он, как правило, наскоками, ученикам представляется скучнейшим и никчемнейшим занятием, так как при счете, по их мнению, рациональнее пользоваться калькулятором, а за неимением такового легче подсчитать “на бумажке”. Но, несмотря на мнение юных рационализаторов и широкое внедрение счетно-вычислительной техники в современную жизнь, практика показывает, что владение устным счетом остается по-прежнему актуальной и насущной потребностью.
Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное и воспитательное, и практическое значение. Устные вычисления помогают лучшему усвоению приемов письменных вычислений. Практическое значение их состоит в том, что быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни. Устные вычисления способствуют развитию мышления учащихся, их сообразительности, математической зоркости и наблюдательности. [1]
Главная цель устного счета - формирование вычислительных навыков, навыков быстрого счета. Устные упражнения учитель подбирает из специальных сборников устных задач и вычислений, из журналов. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.
Не следует его проводить в конце урока, т.к. дети уже утомлены, а устный счет требует большого напряжения внимания, памяти, мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы упражнения не переутомляло детей и не превышало отведенного времени от урока. [2]
Задания для устного счета предлагают детям такие, чтобы они воспринимали их либо зрительно, либо на слух, либо и зрительно, и на слух.
Самым безобидным для учеников, но трудоемким для учителя, является игровая форма устного счета с предоставлением возможности ответа по желанию, по готовности. При этом психологическая нагрузка сводится к минимуму, создается благоприятная рабочая обстановка; одно плохо: работают в такой обстановке 5-8 сильных учеников, а те, кому, собственно, и необходим тренинг, с интересом наблюдают за происходящим, и только. Как же сделать так, чтобы “и волки были сыты, и овцы целы”? Педагоги - психологи предлагают для этой цели использовать тесты с вариантами готовых решений, где ученику остается лишь выбрать правильное. Но даже в случае неправильного выбора сознание ребенка не ущемлено, так как, видя неверные варианты решения, предложенные ему взрослыми, он как бы ищет ошибки других, а не совершает свои.
Хорошее начало урока математически организует работу учащихся в течение всего занятия. Для этого, прежде всего, четко провести организационный устный счет. Чтобы увлечь детей, надо включать (как уже упоминалось) во время устного счета игры и игровые моменты. Усвоение математических знаний, умений и навыков зависит как от содержания используемых упражнений, так и от их количества.
Каждый учитель старается организовать деятельность учащихся так, чтобы они выполнили как можно больше различных упражнений и задач на уроке. Каждый творчески работающий учитель может легко найти свой оптимальный вариант урока (дозировку устной работы), самостоятельно составив варианты заданий, исходя из подготовленности класса.
Дети любят устно решать задачи и выполнять различные упражнения, так как при правильном руководстве учителя этой работой одни учащиеся могут проявить инициативу, другие получить помощь от товарища или учителя. Кроме того, выполнение устных упражнений способствует развитию речи детей, а уроки математики должны вносить в решение этой задачи определенную лепту. Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. [3]
4.1. Нахождение значений математических выражений
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные, при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения. Основное назначение упражнений на нахождение значений выражений выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.
4.2. Сравнение математических выражений
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить. Главная роль таких упражнений - способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических знаний, арифметических действиях, их свойствах.
Для устной работы предлагаются задачи как простые, так и составные. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков. За годы учебы дети решают очень много задач. Поэтому учитель старается найти различные виды работы над задачами.
Формирование геометрических знаний на уровне представлений наиболее характерно для детей младшего школьного возраста, т.к. их мышление опирается, в основном, на образы. Главная задача обучения младших школьников геометрии - это подготовка базы для изучения геометрии в среднем и старшем звеньях школы. Детей надо познакомить не только с длиной, площадью, но и с объемом, научить их практически пользоваться не только линейкой, но и циркулем для выполнения построений. Школьному курсу геометрии традиционно отводится важная роль в развитии учащихся - научить их логическому мышлению, развивать пространственное представление. Геометрические задания будут способствовать развитию пространственных представлений, если операции связаны с поворотами фигур и одновременным включением в объяснение таких понятий, как вверх - вниз; влево - вправо и т.д.
Позволяют продолжить занятия с ребенком по овладению такими понятиями, как слева, справа, ниже, шире, раньше, дальше и др. В познании человеком окружающего мира, которое идет от живого созерцания, огромную роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, наблюдения, памяти и мышления. Развитие этих процессов в детском возрасте идет постоянно. Однако оно будет более эффективным при систематической и целенаправленной работе. [4]
Систематическая работа над устным счетом, позволяет повысить интерес учащихся к изучению математики, делает детей более активными, облегчает вхождение в изучаемый материал. А также способствует развитию логического мышления, математической зоркости, внимания, памяти.Список использованной литературы
О.П.Зайцева “Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и развитии личности ребёнка” //Начальная школа, № 1, 2001 г.
- Т. Иванова “Устный счёт” // Начальная школа, 1999 г.
- Т.С. Мишенева “Приемы организации устного счета” // Начальная школа, № 12, 1995 г.
- В.А. Клименкова “Для устного счета” // Начальная школа, № 5, 1994 г.