Цели.
- Образовательные:
- закрепление умений решать уравнения разных видов;
- совершенствование вычислительных умений и навыков;
- закрепление приёмов устных вычислительных навыков;
- закрепление умений решать задачи.
- Развивающие:
- развитие внимания, памяти, математической речи;
- развитие у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале;
- формирование умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия;
- развитие самостоятельности мышления;
- развитие познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций.
- Воспитательные:
- воспитание культуры поведения;
- осуществление нравственного воспитания;
- профилактика утомления (здоровьесбережение).
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Цель: внешняя и внутренняя подготовка к уроку.
Ребята, давайте сегодня вспомним все, что мы
учили
Ничего мы не забыли
Рисуем, чертим, вычисляем
Математику мы знаем.
Цель: проверка вычислительных навыков умножения и деления, сложения и вычитания, порядок действий в примерах, знание математической терминологии.
1) 81: 9+54: 2=36
63:21+45:9=8
17*3-92:46=49
18*4-72:12=66
- Чему равно произведение чисел 4 и 9 (36). Найдите и прочитайте пример с таким ответом.
- Прочитайте пример, в ответе которого количество десятков на 5 меньше количества единиц. (49)
- Чему равно частное чисел 40 и 5. (8) Прочитайте выражение с таким ответом.
- Прочитайте пример, ответ которого записывается одной цифрой.
2) Проверяем задачу. (Посмотрите на экран)
54: 3
- Какой вопрос вы поставили к этому выражению? (сколько листов бумаги в одной тетради)
- Сколько тетрадей получится из 72 листов? (4 тетради)
- Каким действием вы это узнавали? (делением)
- У кого другой ответ?
- Значит, задачу решили правильно.
- Подготовка к активной учебной деятельности.
Цель: актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.
1.Чистописание.
1) Какое сегодня число? (18 февраля)
Открываем тетради и записываем число.
Дайте характеристику этому числу.
2) Запишите произведение чисел равные 18.
2*9; 3*6; 18*1; 9*2; 6*3; 1*18
Каким свойством умножения вы здесь воспользовались? (переместительным)
Сформулируйте его.
3) Посмотрите на цепочку и продолжите её.
11 17 24 32 41 …
По какому принципу она построена? (сначала число увеличивается на 6, потом на 7, 8 и т.д.)
2. Устный счёт (на карточках).
Приготовьте карточки.
- Частное чисел 48 и 8 увеличить на 10
- Произведение чисел 20 и 4 уменьшить на 25
- 1/10 метра. Сколько это сантиметров?
- 12 увеличить в 3 раза
- 99 уменьшить в 9 раз
- Во сколько раз 80 больше 20
- Я задумала число, когда его увеличила в 7 раз, то получила 63. Какое число я задумала?
- Найти площадь прямоугольника, если его длина равна 8см, а ширина на 2см меньше.
- Половину пути до школы Саша проходит за 12 минут. Сколько времени он потратит на весь путь?
- Для игры 18 девочек и 12 мальчиков разделились на 2 команды. Сколько человек было в каждой команде?
- Усвоение новых знаний.
Цель: сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом материале, выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися, на основе знаний выработать умения.
- Посмотрите на экран. Найдите среди следующих записей уравнение.
- Работа с учебником.
48-25=23
30+х?40
36:х=12
х*5
Прочитайте его.
Докажите, что это уравнение.
Что же такое уравнение? (Это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти)
Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Тема: “Решение уравнений”
Откройте учебник на с.20
Прочитайте первое уравнение
Что такое 76?(делимое)
Что такое х? (делитель)
Что такое 38? (частное)
Как же найти делитель?
Второе и третье уравнение читаем и разбираем так же.
Ребята, мы вспомнили компоненты действий деления и умножения.
А теперь посмотрите на доску. Перед вами этапы решения уравнения. Но, по-моему, вся последовательность нарушена. Её надо восстановить.
- Вспомнить компоненты действия данного уравнения.
- Определить неизвестный компонент.
- Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента.
- Применить правило и найти неизвестный компонент.
- Записать ответ.
Мы составили с вами программу действий для решения уравнений, т.е. по-другому, алгоритм.
А сейчас, используя этот алгоритм, выполним задание №2 с.20. (3 человека у доски)
Проверка с дополнительными вопросами.
Физкультминутка (разговор об осанке)
Раз, два, три, четыре пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуть, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту ровно сесть.
- Почему я часто говорю вам: “Держите спину прямо?”
- Почему человеку нужна хорошая осанка?
1) Чтобы был ровный позвоночник
2) Чтобы хорошо работали внутренние органы и сердце.
3) Чтобы дыхание было глубоким и ровным.
- Закрепление знаний.
- Контроль и самопроверка.
- Домашнее задание
- Итог урока.
Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение существенных признаков, конкретизация ЗУН.
Решение задачи № 5 с.20.
Что известно в задаче? Что ещё?
Что значит на каждого? Значит на одного.
Что нужно узнать?
Пишем слово “задача” и записываем условие.
1 чел. - ? по 2б. и по 3б.
19 чел. - ?
Посмотрите на краткую запись и скажите, какая это задача? (составная)
Почему? (два вопросительных знака)
Из чего состоит составная задача? (из двух простых)
(два ученика у доски)
Какой вычислительный приём использовали при решении задачи (умножение суммы на число)
Как можно умножить сумму на число?
Какой способ вы считаете в данной задаче рациональным? (1 способ)
Цель: проверка полноты, осознанности и прочности ЗУН, проверка сформированности прочных общих учебных умений.
Дифференцированная работа – решение уравнений по группам.
I группа
Подчеркните уравнения, значения которых равняется 6.
х*9=54
12*х=36
6*х=36
35: х=5
24: х=4
15*х=45
II группа
Из данных уравнений подчеркни те, которые решаются делением.
х: 18=5
х*11=55
96: х=16
52: х=13
х: 15=6
15*х=75
III группа
Сравни уравнения каждой пары и, не вычисляя, подчеркни те, где значение х будет больше.
19*х=57
19*х=76
40:х=4
40:х=8
х:3=18
х:3=24
Проверка решения (взаимопроверка)
№ 8 с.20, № 1 с. 21
Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся.
Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке.
Что нового узнали?
Что же такое уравнение?
Понравилось ли вам, как вы работали.
- На доске вы видите лестницу достижений. Каждый из вас должен прикрепить магнит на ту ступеньку, на которую вы сегодня поднялись во время работы на уроке.
См. презентацию.