Цели урока:
- расширить и уточнить представление детей о дожде;
- объяснить причины возникновения дождя;
- раскрыть значение этого явления для жизни растений, животных, человека;
- формировать умение определить главную мысль текста, устанавливать связь между предложениями текста;
- развивать речь, память, мышление, умение слушать.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор мультимедийный, телевизор, мультфильм.
Ход урока
http://ikt14132007.narod.ru/ped_mas_09/kuznezova/index.html
- Организационный момент. ( Слайд 1 (см. презентацию))
- Постановка цели урока.
- Организация восприятия и осмысление новой информации.
Ну-ка, проверь, дружок, ты готов начать урок?
Все на месте, всё в порядке, ручка, книжка и
тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Тут затеи и вопросы, игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
Чему посвящён наш урок, вы поймёте, если отгадаете загадку:
Без пути и без дороги Иллюстрация дождя
Ходит парень длинноногий
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь) (Слайд 2)
Сегодня мы будем говорить о дожде и попытаемся ответить на вопросы:
(вопросы на доске читают дети)
Стихотворение “Ненастье” читает учитель.
Дождик, дождик, что ты льёшь? Грустный дождь
Льёшь и дни и ночи (Слайд 3)
Ждали мы тебя, но всё ж
Надоел ты очень!
В гнёздах птенчики пищат Картинка окна
Плачут окон стёкла (Слайд 4)
Невозможно выйти в сад –
Вся земля промокла…
Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или весёлое?
Почему грустное настроение? Какие строчки об этом говорят?
А всегда ли дождь вызывает грусть?
Когда он бывает радостным, смешным, звонким?
(радуга, грибной дождь) Радостный дождь
(Слайд 5)
В разное время года мы всегда встречаемся с дождём:
весна – весенний дождь (Слайд 6)
лето – летний (цветы) (Слайд 7)
осень – осенний (листок) (Слайд 8)
зима – зимний (дождь и снег) (Слайд 9)
Какое настроение вызывает дождь в разное время года?
(Первичное усвоение)
Откуда же берётся дождь? Какие у вас предложения? (Он льёт из тучи)
А как дождик попадает в тучу?
Три дня назад мы с вами налили в блюдце воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Почему её стало меньше? (Вода испарилась.)
То же происходит и на поверхности земли, вода непрерывно под действием солнечных лучей испаряется. Она испаряется с поверхности рек, озёр, морей, океанов и с суши. Большое количество воды испаряют растения. Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако. (Слайд 10)
(карточка на доске и на экране)
Капельки воды соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.
Нижний край тучи становится тёмным от крупных капель, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.
(показ)
Получилась схема: облако -> туча -> дождь.
(дети составляют на партах)
Попробуем провести опыт: дети работают в парах по вариантам.
I вариант |
II вариант |
Комочек ваты будет набухать от воды. Представим, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой. |
Воды набралось много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь. (музыка) |
Туча, туча, что несёшь?
Отвечает туча (Дождь) (Слайд 11)
Физкультминутка на английском языке
“Hop-hop-hop”
- Закрепление.
Работа по учебнику.
Давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи. Откроем учебник на с. 92
(самостоятельное чтение)
Вопросы по тексту:
- Что же такое туча? (тёмное, густое облако)
- Из чего состоят тучи? (из тяжёлых капель воды)
- Почему они падают на землю? (они тяжёлые, не могут держаться в небе)
- Что из них образуется? (Дождь)
Дожди в природе бывают разные: (Слайд 12)
* ливень – дождь льёт как из ведра
* ситничек – мелкий дождь, как из сита
* косохлёст – косой дождь
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
О каком дожде идёт речь?
Загадка:
Всю малину исхлестал,
Всю черёмуху!
Наклонил он ветки груш
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?
Представьте как неуютно человеку под таким дождём. Можно простудиться и заболеть.
Физкультминутка.
Дождик песенку поёт: кап – кап …
Только кто её поймёт: кап – кап?
Не пойму ни я, ни ты: кап – кап
Да зато поймут цветы: кап – кап
И весенняя листва: кап – кап
И зелёная трава: кап – кап. Шум дождя
- Работа в тетради (кроссворд)
Прошёл дождь и природа умылась. (Слайд 13)
Все рады дождю: и растения и животные. (паутина, листок)
Почему? (о пользе дождя рассуждают дети)
Кому помогает дождь?
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб) (Слайд 14)
Стоит зелёная колючка
На голове красная шапочка
Кто подойдёт,
Того кольнёт. (Роза)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(Помидор)
Жу-жу-жу –
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
И звук “ж” твержу.
(Жук)
Не земледелец,
Не кузнец,
Не плотник,
А первый на селе работник.
(Конь) (Слайд 15)
С каким природным явлением мы познакомились?
Что нового мы узнали о дожде?
А полезен ли дождь?
Всё живое радуется дождю! Мультфильм “Почему идёт дождь?” необычный.
Показан грибной дождь. Растут растения. А человек не растёт под дождём. Ему во время дождя нужен… ?