В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение проявляется во всех сторонах жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому все, что сделано рукой человека, – всё является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Причем творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Кроме того, ребенок использует опыт других людей, он может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, с помощью воображения он усваивает чужой социальный опыт. Активное творческое воображение, самостоятельное всеудержание образов, отличающихся новизной и самостоятельностью, формируют творческую личность.
Сейчас обществу особенно нужны творческие люди с развитыми воображением и фантазией, способные к креативной деятельности в быстро меняющихся социально-экономических условиях жизни. Но в действительности оказывается, что творческих людей не так уж и много. По данным психологических исследований, проведённых мной в 2008-2009 учебном году, лишь 39 % школьников среднего звена являются способными к творческой деятельности, хотя среди учеников начальной школы процент таких детей значительно выше и составляет 87 %. В чём же дело? Почему в среднем звене школьники начинают мыслить шаблонно, и процесс воображения у них практически не развивается? Ответ прост, в основной школе учащимся предлагается недостаточно заданий творческого характера, развитию воображения не уделяется должного внимания, ученику приходится выполнять задания по шаблону, чтобы овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками. На самом деле устранить противоречие между потребностью общества в людях с хорошо развитым воображением и наличием специальных заданий по развитию воображения в школьной программе основной школы не сложно. Тем более что большинство упражнений по развитию воображения можно отнести к арт-терапии, когда создаётся ситуация, при которой дети забывают о своих проблемах. Арт-терапия - это мощнейший источник, который переключает человека на тот уровень, где он может почувствовать свою силу. У ребенка появляется источник радости, источник мысли, он получает мощный импульс для самовыражения. Искусство превращается в средство, в “препарат” для оздоровления детей. Желание детей выражать образы своих чувств, те или иные ассоциативные связи, становится предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир.
Предлагаю упражнения по развитию воображения, оригинальности мышления и индивидуальности каждого ребенка, а особенного ученика 5-7 классов. Они включаются в темы программы, могут предлагаться как часть занятия и как отдельные уроки.
- Упражнения на нахождение изображения в пятнах .
- Упражнения “Войди в образ”.
а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.
б) На чистый лист наносят рисунок кистью, смоченный чистой водой, на воду посыпают марганцовку. Вступая в реакцию, марганец травит бумагу – получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой.
в) Работа по мокрому листу тушью. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно создавать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дописать его.
г) Упражнение с ниткой, обмазанной краской. Нить произвольно набрасывается на лист бумаги, и один конец спускается вниз. Сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают – получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находят образы и дописывают по воображению.
д) На стекло или полиэтиленовую пленку наносят произвольно световые пятна, затем делают оттиск на чистый лист, полученный образ дописывают по воображению.
а) “Солнечный луч”.
Сядьте удобно. Расслабьтесь. Дышите ровно, спокойно. Представьте себе, почувствуйте, что вы находитесь на лесной поляне. Выглянуло солнце, его луч коснулся вашего лица, вы ощутили мягкое тепло. Луч скользит вниз, греет, согревает все ваше тело. Лучик мягкий, приятный. Тепло наполняет вас. Вам становится тепло и радостно на душе. Побудьте немного в этом состоянии. Сохраните его, открыв глаза. Старайтесь, как можно дольше, сохранить в себе приятное состояние, передайте кусочек своего тепла людям вокруг. Берите краски и за работу!
б) “Путешествие в детство”.
Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Послушайте музыку. Почувствуйте тепло в теле, дышите ровно. Попробуйте отправиться в путешествие в свое прошлое, счастливые мгновения детства. Почувствуйте себя маленьким ребенком. Вспомните и проживите заново самые счастливые, радостные ситуации вашего детства. Пусть вас снова наполнят ощущения радости, счастья, гармонии. Вы можете мысленно прокрутить эти мгновения, а может, вам удастся увидеть, услышать, войти в свою “картину” и действовать в ней во всей полноте ощущений. Постарайтесь подольше сохранить все образы. Вернувшись из детства, запечатлите свои ощущения в рисунке. Вы окунулись в свое детство, и тот положительный эмоциональный опыт, что у вас был, вы сейчас актуализировали, “оживили”, он сейчас с вами. В трудные минуты жизни вспоминайте о только что пережитых мгновениях – они помогут справиться со сложной ситуацией.
в) “Погружение”.
Попробуйте прожить жизнь, погрузиться в жизнь другого существа – растения, животного. Выберите себе объекты для погружения. Пусть, например, это будут ромашка и кошка. Сядьте поудобнее, закройте глаза, дышите спокойно и ровно, ничто окружающее пусть вам не мешает, постарайтесь его не замечать. Сейчас вы – полевая ромашка, вы растете на большом поле, у вас тоненький стебель и красивая белая головка. Вас греет солнышко, и вы поворачиваетесь к нему своими лепесточками. Рядом с вами такие же, как и вы, цветы, они качаются вместе с вами, вы понимаете, о чем они шепчутся друг с другом. А сейчас вы домашняя кошка, которая только что проснулась. Вы потянулись, прогнули спинку, осмотрелись вокруг – нет ли опасности. И сели умываться: вычистили лапки, мордочку, шерстку. Теперь можно и полакомиться молоком, оставленным хозяевами. Остальные движения пусть вам подскажет ваша фантазия. Вернувшись из погружения, опишите то, что почувствовали, что увидели, услышали. Какие новые для вас чувства вы испытали? Смело берите кисть, краски и творите!
г) “Танец настроения “Волшебное пианино”.
Представьте, что вы – музыкальный инструмент, пианино. Когда композитор “а им может быть любая характерная мелодия или песня, которая вам нравится” начнет играть, музыка зазвучит у вас в душе. Попробуйте сыграть музыку, звучащую в душе, своим телом, чувствами, всем своим существом. Не старайтесь танцевать, делать знакомые танцевальные движения, позвольте музыке прозвучать в вас через вас. Пусть гармония музыки станет гармонией ваших движений.
д) “Какая она, пустота?”.
На месте стоявшего когда-то города – теперь пустота, но так ли это? Ведь природа еще помнит здешних жителей – гордых, верующих в мир и добро, бережно относящихся к природе.
Задание: вылепить из пластилина образы: пустоту, восторг, гордость, веру.
е) “В гостях у Короля Гор”.
Отправляемся в путешествие к Королю Гор.
Задание: выполнить коллективное панно “В гостях у Короля жарких гор”, “В гостях у Короля холодных гор”.
ж) “Царство огня”.
С Земли все звезды кажутся одинаковыми, а на самом деле они все разные. Представьте, что вы попали на Огненную планету.
Задание: написать портрет Огненного Короля теплыми красками.
- Иллюстрации к сказкам или стихам с фантастическим сюжетом.
а) Иллюстрации по готовым или придуманным сказкам.
Задание: по сказке написать планету Выдумка.
Планета Выдумка
Я прилетела на планету Выдумка. Сразу же меня ослепил красновато- серебристый свет. Его испускали большие шары, наполненные странной жидкостью. Рядом с шарами лежали большие охапки непонятных растений. В них что-то оглушительно пищало. Неожиданно появилась большая тень. И словно странный самолёт на одну из охапок опустилась смешная птица, которая вдруг завопила словно ошпаренная: “Шо! Шо! Шо!”,- казалось, она старалась предупредить кого-то о собственном присутствии. В ответ раздался тот же писк. Вдруг кто-то хлопнул меня по плечу. Я обернулась и увидела маленькую смешную мордочку с чалмой на голове. Это был местный житель. На лбу у него загорелся синим цветом аленький кристаллик, и я уже не могла отвести глаза. Мы долго смотрели друг на друга, и кристаллик во лбу у этого милого человечка стал уже фиолетовым, как вдруг у меня в голове родились тихие слова: “Кто ты, пришелец? Что ты здесь делаешь? Не причинишь ли ты мне вреда?” Я очень удивилась, но инопланетянин по- прежнему серьёзно и сосредоточенно смотрел на меня. Я подумала: “Почему ты ничего не говоришь? Разве у вас на планете не разговаривают?”. Тут пришла пора удивляться мордашке. Он разинул рот и проговорил на чистом русском языке: “Вот так?” - и замер. Я очень обрадовалась тому, что он знает мой язык. Несколько минут спустя, мы уже шли по тропинке, и мой новый знакомый рассказывал про свою жизнь. Я узнала, что его зовут очень странным для этой планеты именем Тра-ля-ля. Он главный советник у императора. Я спросила: “Как же зовут вашего императора?”. Тра-ля-ля ответил, что верховного, так он называл правителя, зовут Талабон, что на его планете значит жадный. У Талабона нет мозгов и Тра-ля-ля помогает ему принимать решения. Злая царица уговорила императора заковать в маленький баллончик радугу. Тра-ля-ля сказал, что теперь жители планеты платят дань императору за возможность взять немного краски и раскрасить небо. А без радуги в небе образовалась большая дыра, через которую попадают на планету вредные вещества, мешающие высиживать яйца птицам Шо. Этих птиц на планете становится всё меньше и меньше. Тут мы подошли к большому шару, в котором всё булькало и кипело. “Это мой дом, а воздух сюда доставляют птицы Шо, поэтому боимся погибнуть все. Я прошу императора вернуть радугу, но он не соглашается” - сказал Тра-ля-ля. К нам подходили существа разных видов и размеров и все жаловались на нехватку воздуха. Я предложила Тра-ля-ля свою помощь. Все жители на перебой начали спрашивать, не умею ли я рассказывать сказки. Я ответила, что умею и очень хорошо. Тогда Тра-ля-ля сказал, что он придумал превосходный план. Он заключается в том, что я пробираюсь во дворец, под видом нового сказочника. Император уснёт под мои сказки, а я тем временем вытащу у него ключи от подвала, где хранится радуга. Тра-ля-ля откроет темницу и выпустит радугу. Так и сделали. Меня легко пропустили во дворец. Я рассказала императору все сказки, которые знала. Наконец он уснул. Достать ключи было не так уж и сложно. Все жители вышли в этот день из своих домов, чтобы посмотреть, как радуга вернётся в небо. И вот на небе появилась одна цветная полоска, потом другая. На небе показалась радуга. А я поспешила на свою планету и долго вспоминала потом о своём полёте.
б) Иллюстрации к стихотворениям, которые могут быть написаны поэтами или самими ребятами.
Задание: написать Вообразилию по одноимённому стихотворению.
Вообразилия
В моей Вообразилии, в моей Вобразилии,
Болтают с вами запросто настурции и лилии,
Умеют львы косматые скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи играют с ними в салочки.
Ура, Вообразилия! Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется, там вырастают крылья.
И каждый обязательно становится кудесником,
Будь он твоим ровесником или моим ровесником!
В мою Вообразилию попасть совсем несложно,
Она ведь исключительно удобно расположена.
Выполняя данные задания, необходимо в работе соблюдать следующие условия:
- работа должна проводиться на листах разных форматов;
- необходимо использовать разные материалы: тушь, гуашь, акварель, пластилин и т. д.
- организовывать прослушивание музыкальных и литературных произведений;
- использовать метод ассоциаций;
- использовать в работе театральные методы;
- выполнять наряду с индивидуальными заданиями работы групповые и коллективные.
Практическая ценность.
Выполняя простые упражнения, ученик приобретает способность к творческому воображению, у него появляется способность относиться к жизни, природе, другому человеку, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий художник. Кроме того, на основе представленных выше упражнений мной разработан электронный блок заданий по развитию воображения школьников 5-7 классов, который может быть использован учителем не только на уроке, но и в качестве дополнительных заданий, которые ученик может выполнять самостоятельно у себя дома, в комфортной для него обстановке. Приложение 1.