Тема: “Табличное и не табличное умножение”.
Цели:
- закрепить полученные знания на уроке по пройденной теме;
- уметь решать задачи на умножение;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать любовь к своей малой Родине.
Тип урока: закрепление пройденного.
Оборудование: таблица с надписями хакасских слов, пого, карта Хакасии, карточки с математическими заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Физ. Минутка: “Подари тепло другу”.
Ученики за партами поворачиваются лицом к лицу. Один ученик раскрывает свои ладони, а другой накрывает их своими.
- Учитель: дети посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладони потеплели. Вы почувствовали тепло в руках? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладони потеплели еще больше.
3. Сообщение темы урока.
-Учитель: повторим пройденный материал по табличному и не табличному умножению и делению, будем решать примеры в пределах 100 и задачи с использованием материала о Хакасии, узнаете новое о национальной культуре хакасов.
4. Устный счет по вариантам:
I вариант:
- Учитель: а вы хотите узнать, как у хакасов называется месяц март? Решите примеры и расположи
те ответы в порядке убывания, и вы узнаете, как у хакасов называется месяц март.
У | 7 · 6 | |
Б | 10 · 7 | |
К | 2 · 3 | |
Н | 63 : 7 | |
Р | 8 · 5 | |
У | 6 · 4 | |
У | 42 : 6 | |
Д | 40 :5 | |
А | 27 : 9 |
70 | 42 | 40 | 24 | 9 | 8 | 7 | 6 |
б | у | р | у | н | д | у | к |
2 вариант:
- Какой месяц предшествовал марту?
- Решите выражение используя таблицу и вы узнаете, как у хакасов называется февраль.
Е | 21 + 13 | |
Д | 36 : 6 | |
М | 27 : 3 | |
Д | 8 · 3 | |
Ь | 63 : 7 | |
Е | 9 · 6 | |
В | 7 · 8 |
9 | 40 | 6 | 56 | 54 | 24 | 9 |
м | е | д | в | е | д | ь |
5. Физ. Минутка: “Рыбка”.
- Глазами передвигаем рыбку по таблице, из одного окошка в другое, согласно командам: вверх, влево, вправо, вниз.
Задание 2: с закрытыми глазами мысленно двигаем рыбку по клеткам.
- Решение примеров “цепочкой”, вставьте нужное число, и вы узнаете, какое животное согласно хакасским сказкам является первым другом богатыря, пастуха, скотовода.
- 6 -14 +15 +7 -12 +20
70 | - | ? | - | ? | - | ? | - | ? | - | ? | = |
50 – собака
60 – сокол
80 - конь
- Учитель: эти замечательные сказки о коне вы можете прочесть в книге “Моя Хакасия”.
6. Физ. минутка.
- Учитель: а сейчас побываем в Абаканском зоопарке, дети имитируют движения животных:
“Жираф” - движение головой
“Осьминог” - движение плечами
“Птица” - взмахи руками
“Конь” - движение ногами
“Обезьяна” - произвольные движения
7. Работа в тетради:
- Учитель: откройте тетради, запишите число.
- Учитель: ребята, в какие игры вы любите играть на улице? А вот хакасские мальчики очень любят играть в игру “окрас”. Условия задачи: 20 мальчиков решили играть в игру “окрас”, они разделились по 10 человек в команде, сколько человек в каждой команде?
- Учитель: а вот еще одна хакасская игра: решите примеры, найдите лишнее число среди ответов, и узнаете название хакасской игры, в которую играли не дети, а молодые люди вечером в праздничные дни.
5 · 3 · 2 = ? | 4 · 8 · 3 = ? |
6 · 8 : 3 = ? | 3 · 3 · 7 = ? |
7 · 3 · 4 = ? | 8 · 2 · 5 = ? |
84 – ах токпес | 63 – пеелбек |
16 – хозан орых | 80 – чуурана |
30 – пала тузах | 96 – паг тудызах |
63 – лишнее т.к. не четное
8. Физ. минутка.
Ровный медленный вдох, глубоко вдохнуть через нос. Остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь дуть так, чтобы пламя “легло” и удержать его в таком положении до конца выдоха.
9. Решение задачи.
- Учитель: хакасские женщины в праздники одевали “пого”, а хотите узнать, какую еще одежду носили женщины? Это “сигидек” - безрукавка.
Задача.
Такая безрукавка “сигидек” в 19 веке стоила 20 рублей, а платье в 10 раз дешевле. Сколько стоило платье? Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
11. Итог урока:
- Какие навыки удалось закрепить на сегодняшнем уроке?
- Где в жизни пригодятся знания, полученные на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
12. Домашнее задание: по карточкам – реши круговые примеры, и ты прочтешь хакасскую народную пословицу о дружбе:
Б | 7 : 8 | ||
Р | 72 + 25 | ||
А | 25 + 65 | ||
Д | 25 : 5 | ||
Е | 63 – 43 | ||
У | 56 : 8 | ||
Н | 25 · 2 | ||
Ы | 94 + 6 | ||
З | 10 · 7 | ||
Г | 0 · 23 | ||
Р | 18 : 9 | ||
Ш | 85 - 75 |
9 | 20 | 5 | 1 | ||
9 | 20 | 70 | |||
5 | 2 | 7 | 0 | 90 | |
50 | 20 | ||||
7 | 70 | 50 | 90 | 20 | 10 | 100 |
( Без беды друга не узнаешь)