Цели:
- дать представление о гербах России, городов России, родного края;
- познакомить с основными частями классического герба, символическими значениями цвета и формы в них;
- сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей;
- воспитывать любовь к России, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны;
- воспитывать любовь к родному краю и его истории;
- развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-
- образное мышление;
- закреплять графические умения и навыки.
Оформление урока: презентация “О чем рассказывают гербы”.
Раздаточный материал: папка “Как правильно изобразить герб”.
Музыкальный ряд: Гимн России.
Зрительный ряд: Символика России.
План урока
- Беседа о государственной символике, о символике НАО, об истории появления гербов, знакомство с элементами и символическими значениями в гербах.
- Постановка художественной задачи.
- Самостоятельная практическая работа.
- Защита проектов.
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Введение в тему урока: звучит гимн России
Учитель: Что за музыка прозвучала? (Это гимн России.)
– А что такое гимн? (Это отличительный знак, символ нашего государства.)
– А какие государственные символы вы еще знаете? (Герб, флаг.)
Слайд 1. См. Приложение 1
– Наш урок посвящен гербам. Герб – это немецкое слово, в переводе на русский обозначает “наследство”. Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
Слайды 2, 3
Перед вами государственный герб Российской Федерации. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме. Корона символизирует суверенитет, скипетр и державу, олицетворяют государственную власть и единое государство, всадник на белом коне, поражающий копьем дракона, символизирует борьбу добра со злом, света с тьмой, защиту Отечества. Герб отражает разные эпохи отечественной истории и продолжает их в новом третьем тысячелетии.
Слайд 4
Это герб столицы нашей Родины. Что вы о нем знаете?
1-й ученик. В червленом щите всадник – Святой Георгий Победоносец в серебряном одеянии с лазоревою мантиею на серебряном скачущем коне влево колет золотым копьем черного дракона.
Слайд 5
2-й ученик. Перед вами герб северной столицы – Санкт-Петербурга. В червленом щите золотой императорский скипетр на серебряных косвенно накрест положенных двух якорях.
Слайд 6
3-й ученик. Это гербы городов “Золотого кольца России”. Глядя на них можно сказать, чем славен каждый город.
Слайд 7
4-й ученик. Золотая земельная корона обозначает государственный статус округа как субъекта Федерации; орденские ленты, украшающие гербовой щит, показывают заслуги округа. Орнамент символизирует название.
Слайд 8
5-й ученик. Это герб Заполярного района. Мы видим, что муниципальные районы тоже имеют свои гербы.
Слайд 9
6-й ученик. Что вы скажете об этом гербе? Правильно, перед вами герб нашего города. В гербе центральное место занимает изображение головы оленя с рогами, символизирующее главное занятие местного населения – оленеводство. Стилизованные серебряные рыбы в оконечности показывают рыболовство. Голубая оконечность герба символизирует реку Печору.
Слайд 10
Историческая справка.
Слайды 11–15
Как вы уже поняли, что существует своя геральдическая азбука. Основой всякого герба является щит – как поле для изображения эмблемы.
Слайды 16–21
Необходимо уметь правильно украшать гербы навершениями.
Слайды 22–23
Многие гербы имеют свои девизы.
Слайды 24–25
На поле может быть изображение животного, мифологического существа, оружие и т.п. Каждое изображение несет в себе определенный смысл.
Слайды 26–28
Необходимо знать и о цветах, которые используются в гербах. Каждый цвет имеет свое символическое значение.
Слайды 29–31
3. Физкультминутка
Слайд 32
Художественная задача.
Слайд 33
Этапы работы.
Слайд 34
Обратите внимание: перед вами родовые гербы.
Слайды 35–37
4. Самостоятельная работа
Слайд 38
5. Выставка и защита проектов
Слайд 39
6. Итог урока
Сегодня мы пополнили наш словарный запас.
Слайд 40
Мы сегодня с вами потрудились на славу, очень серьезно отнеслись к заданию, успешно с ним справились.
Слайд 41.