Цель.
- Вывести правило: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
- Формировать вычислительный навык и умение решать задачи изученных видов.
- Закреплять знание состава чисел; изученные приемы вычислений.
- Воспитывать интерес к урокам математики.
Оборудование: цветные карандаши, желтые и синие круги, веер с цифрами, сигнальные светофоры, программа Notebook 10, интерактивная доска.
Ход урока
I.Организационный момент
Учитель:
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки
Не хочется играть сегодня в прядки
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный
II. Сообщение целей урока
Учитель: Сегодня на уроке мы должны вывести очень важное правило. Но сначала посчитаем устно
III. Устный счет
а) индивидуальная работа
“Заселяем домики” (раздаются домики с цифрами)
8 |
7 |
5 |
9 |
10-2 |
4+1 |
10-3 |
5+1 |
3+1 |
5+3 |
6+3 |
3+3 |
7-2 |
4+3 |
9-2 |
8+2 |
(работа у доски: решение выражений)
б) фронтальная работа на интерактивной доске (Приложение 1)
Пояснение к приложению: числа в слайде открываются с помощью инструмента ластик.
Учитель: Собери числовой ряд.
Назовите соседей числа 4; 7; 9;
в) Проверка индивидуальной работы (примеры).
Дети “сигналят” кружочками.
(зеленый кружок - правильно, красный кружок - не правильно)
г) решение задач
Учитель: Решите устно, а в тетрадь запишите ответы.
На прогулку из яслей
Вышли 10 малышей
5 из них на травку сели
Остальные - на качели
Сколько ребят сели на качели?Слон, слониха, 2 слоненка
Шли толпой на водопой
А навстречу 3 тигренка
С водопоя шли домой
Сосчитайте по скорей
Сколько встретилось зверей?На удочку Андрей
Поймал 6 окуней
А друг его Сергей
Трех небольших ершей
Сосчитай без лишних слов
Этих мальчиков улов
Учитель: Назовите ответы
Ученик: 5 7 9
(работа с веером)
Учитель: Из ответа второй задачи вычтите ответ первой задачи. Сколько получилось, покажите.
Ученики: 2
Учитель: Из ответа третьей задачи вычтите ответ второй задачи. Сколько получилось, покажите.
Ученики: 2
Учитель: Из ответа третьей задачи вычтите ответ первой задачи. Сколько получилось, покажите.
Ученики: 4
( выходит к интерактивной доске ученик)
Учитель: Подними числа из числового ряда ответы задач.
Ученик: 5 7 9
Учитель: Впереди этих чисел я поставила точки, допиши числа.
Ученик: 1 3 5 7 9
IV. Работа над новой темой
А сейчас мы с вами будем составлять выражения. А потом мы с вами должны будем выводить очень важное правило.
а) практическая работа (Приложение 2)
Пояснение к приложению: к кружочкам применена утилита множественного клонирования, что позволяет брать n - кружков.
Ученик работает у интерактивной доски, остальные со своими пособиями-кружками.
Учитель: Нарисуйте слева один желтый круг, а справа 4 синих круга. Сколько
получилось всего кругов?
Ученик: 5
Учитель: Составьте выражение к этому рисунку и запишите.
1+4=5
Учитель: На второй строчке нарисуйте: слева 4 синих круга и справа 1 желтый круг. Сколько стало?
Ученик: 5
Учитель: Составьте выражение к этому рисунку.
4+1=5
Ребята посмотрите на первую строчку и на вторую строчку, кто что заметил?
Ученик: Поменялись круги местами.
Учитель: Правильно на второй строчке круги поменялись местами. А количество кругов осталось одинаковыми. Какие написали выражения?
Ученик:
1+4=5
4+1=5
Учитель: Я тоже проверю, что же мне зайчик написал? (Пояснение для интерактивной доски: стираю, и появляются выражения 1+4=5 4+1=5)
Ребята давайте вспомним, как называются числа при сложении.
Ученик: Первое слагаемое 1, второе слагаемое 4, сумма 5
Учитель: Молодцы. Посмотрите внимательно, что же здесь произошло с числами?
Ученик: Поменялись местами.
Учитель: Правильно они поменялись местами, а сумма осталась такой же.
Кто попробует составить правило?
От перестановки слагаемых сумма не меняется. Вот это то важное правило, которое мы будем применять в математике.
V. Первичное закрепление
Игра “Домино” (Приложение 3)
Пояснение для интерактивной доски: выражения не закреплены и поэтому свободно перемещаются в нужное место.
Учитель: Кто быстрее подберет правильное выражение к домино
А почему остались выражения? Они тоже подходят к нашему правилу?
Ученик: Да.
Учитель: Правильно подходят, но здесь нет такого домино.
VI Вторичное закрепление нового материала (Приложение 4)
Пояснение к приложению: к картинкам зверей применена утилита множественного клонирования, что позволяет брать n – картинок.
Учитель: Посмотрите на картину и на зверей. Назовите зверей.
Ученик: Медведь и лиса.
Учитель: Ребята наши звери хотят попасть в этот лес. А поможете вы?
Расположите зверей так, чтобы соответствовало выражению.
1+2=3
2+1=3
Какое правило применили?
Ученик: От перестановки слагаемых сумма не меняется. (Читаем все вместе)
Учитель: Правильно.
VII.Работа по Прописи (стр.4)
VIII. Работа по учебнику (стр. 6)
Решение задач. Зад 2
IX Итог урока (Приложение1)
Пояснение к приложению: увеличить изображение зайчика.
Учитель: С чем вы сегодня познакомились? Что понравилось на уроке?
А сейчас встанут те ребята, которые считают, что “я” сегодня хорошо потрудился. А наш зайчик всем говорит спасибо.