Цели: формирования правовой культуры обучающихся и приобщение их к общечеловеческим ценностям с помощью ситуационного моделирования.
Задачи: Научить:
- обсуждать проблемы, учитывая противоположные точки зрения;
- обосновывать свою точку зрения;
- планировать решения;
- делать выводы и заключения;
- оценивать собственный мыслительный процесс.
- формировать у детей понятия “Права”, “Обязанности”;
- организация самоопределения детей в школьной жизни, через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками.
Ключевые навыки, которые смогут развить учащиеся в ходе дискуссии:
- умение критически мыслить;
- информационно-коммуникационные навыки;
- исследовательские навыки;
- организационные навыки.
После завершения дискуссии мы ожидаем получить:
по теме урока, а так же повышение уровня правовой культуры осознание и ценность роли и значения прав и обязанностей ребенка, а так же книжку-малышку “Права и обязанности первоклассников”.
Авторский медиапродукт: презентация
Средства обучения: компьютер, мультимедиа - проектор, экран, документ- камера
Пояснительная записка
Урок - дискуссия подготовлен для проведения открытого урока по “Окружающему миру” в мае.
В предварительный период (2 недели) учащиеся получают задание познакомиться с правами и обязанностями детей, выполнить рисунки по данной теме. Задания даются по группам (группы постоянного состава). Ребята выполняют задания, приносят их в класс, вывешивают на информационные стенды.
Учащиеся знакомятся с информационно-игровым “Детским правовым сайтом” (http://mir.pravo.by/library/azbuka/ , с сайтом “Права ребенка” http://oldfio.novgorod.ru/projects/Project732), выполняют в нем игровые задания, которые повышают уровень правовой культуры. (1 неделя)
Урок проводится по презентации. Вся презентация выстроена на гиперссылках и кнопках возврата к предыдущему слайду, если нет кнопки или гиперссылки, то переход осуществляется нажатием мыши.
На уроке учащиеся объединяются в новые группы, которые распределяются методом жеребьевки по цветовому принципу, поэтому во время занятия они распределяют роли между собой. До выполнения работы в группе дети должны познакомиться с критериями оценки результатов своей работы.
Прежде чем группы начнут работать самостоятельно, обязательно нужно повторить правила работы в группе, форму отчета группы перед всем классом. Во время обмена информацией участники других групп задают отвечающим возникшие вопросы. Урок заканчивается рефлексией и самооценкой работы каждой группы.
Оборудование: карточки - брошюры для творческой работы, “Конвенция о правах ребёнка”
Ход урока
1. Организационный момент.
Перед работой разобьемся на группы, чтобы распределение было справедливым, проведем жеребьевку по цветовому принципу.
(Учитель предлагает детям жетоны разных цветов, в зависимости от цвета жетона, который достался ребенку, дети делятся на группы.)
Обратите внимание, что у вас лежат на столах игровые учебные пособия, которые вы будете использовать в своей работе на уроке.
2. Актуализация знаний:
К нам в класс почтальон принёс посылку.
* Хотелось бы вам посмотреть, что в этой посылке? (да)
* А мы можем её открыть? (нет) / если да/ Мы знаем кому она адресована? (нет)
Тогда можно её открывать? (нет)
*А почему нельзя? (потому что есть правила, что брать и раскрывать чужое нельзя, докажите н-р: можно ли бегать по школе? Нет, так как есть правила поведения; правила дорожного движения)
* А если правила устанавливаются государством, то, как тогда они называются? (Закон)
* Как вы понимаете, что такое закон? / слайд 2/
* А какой главный закон нашей страны? (Конституция
– основной закон, по которому мы с вами живём).
* Что записано в Конституции? (права наших граждан)
/слайд 3/
- Какой закон есть у всех детей мира? (Конвенция о правах ребенка)
(слайд 4-5)
- Какова главная мысль этого документа? (дети имеют право на особую заботу и помощь)
/слайд 6/
* А что такое права? (правила, по которым живут люди…)
Обратите внимание на словарную статью из толкового словаря Ожегова. С.И.
*Что вы узнали из неё?
- Вспомните и назовите права ребёнка./слайд 7- 16/
Ш.Театрализация.
Участники: Судья, ведущий, Золушка, сёстры.
/слайд 17/
- Если права не соблюдаются, кто заступится за ребенка? (суд)
Наш кабинет превращается в зал суда.
Вы – присяжные заседатели. Я судья.
- Судья: Поступило заявление от Золушки. Она просит у суда защиты. Дело в том, что ее обижает мачеха и ее дочери. “Уважаемый суд, прошу разобраться в злодеяниях мачехи и ее дочерей. Защитите и помогите.”
Истец Золушка, расскажите суду поподробнее о том, что произошло. Уважаемые присяжные заседатели, выслушаем внимательно и примем справедливое решение.
(Звучит музыка из к\ф “Золушка”)
/слайд 18/
Золушка: Мой отец женился, когда умерла моя мать, на женщине сварливой и высокомерной. У нее есть две дочери. Все им не так, заставляют делать самую грязную и тяжелую работу в доме. Я молчу и не решаюсь пожаловаться отцу, так как он смотрит на меня глазами мачехи. Я боюсь, что он будет бранить за неблагодарность и непослушание. Вечером, окончив работу, я сажусь в уголок возле камина на ящик с золой, поэтому они меня прозвали Золушкой.”
(На стульчик садится Золушка и что-то шьет).
Голос: Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!
(Появляются сестры)
1 сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.
2 сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает)
1 сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?
Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеетесь надо мной! Разве пустят во дворец в этом платье и башмаках?
Мачеха (дочерям) Красавицы мои, вы собрались?
2 сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.
Золушка. Матушка, можно мне я тоже поеду Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?
Мачеха. И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.
Золушка. Я и за три дня не смогу все это переделать!
Судья: Все понятно. Оказывается, сказочные герои абсолютно не знают права ребенка.
Присяжные заседатели, займемся этим делом серьёзно.
(инсценировка заканчивается, учитель продолжает урок)
- Открываем наши буклеты, в которых вы увидите несколько ситуаций из сказки “Золушка”
* Прочитайте и проанализируйте, какие права соблюдаются или нарушаются в сказке Шарля Перро “Золушка”?
/слайд 19/
(показ на интерактивной доске)
- “У бедной Золушки работы и заботы стало ещё больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сёстрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки.”
(нарушение прав - рабство, непосильный труд)
/слайд 20/
2. “Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой.” (нарушаются права на имя)
/слайд 21/
3. “ -Что с тобой, дитя мое?- спросила фея. Но Золушка так горько плакала, что даже не могла ответить.
- Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? – спросила крестная.
- Правда, - сказала Золушка, всхлипывая.
- Что ж, будь тогда умницей,- сказала фея, - а я уж позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце.” (соблюдается право ребенка на помощь)
/слайд 22/
4. “Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами…”
(право на жилище нарушается)
слайд 23
* Представьте, если бы все люди пользовались только правами, то что бы было? (ответы детей… должны быть не только права, но и обязанности)
* А почему?.. докажите
*В каком документе записаны обязанности? (Всеобщая декларация прав человека) записано:
“Каждый человек имеет не только права, но и обязанности, перед обществом, в котором живёт, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей”).
4. Творческая работа в группах.
Сейчас будете работать в группах.
Назовите основные правила работы в группе
Памятка: “Правила работы в группе”. слайд 24
1. Выслушивай товарища до конца.
2. Говори только по делу.
3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы
4. Работай дружно.
5. Хорошее настроение – успех в работе.
/слайд 25/
5. Создание книжки – малышки для первоклассников.
Вы выпускники нашей школы и сегодня на уроке попробуем создать для подарка будущим первоклассникам книжку-малышку – какие должны быть у них права и обязанности.
Когда вы будете оформлять страничку к книжке – малышке, то вам поможет набор картинок в буклете.
Так как у первой группы сложное задание, то я вам помогу.
А вторая и третья группа работаю самостоятельно.
1 группа: слайд 26
Задание: создать страницу социальной рекламы о правах ребёнка,
в виде рисунков.
Что такое социальная реклама?
Это демонстрация и пропаганда соблюдения правил и норм в обществе. Она передаёт общественное мнение. Ёё цель – изменить отношение человека к какой-либо проблеме, создать новые социальные ценности. В социальной рекламе говорится не только положительное, но и отрицательное отношение к проблеме.
Памятка:
1. Выбрать социальное явление, что хотите отобразить по правам ребёнка: положительное или отрицательное.
2. Выбрать героя или сюжет рисунка.
3. Подобрать надпись к рисунку.
2 группа: слайд 27-28
Задание: создать страничку к книжке – малышке по обязанностям школьника.
Памятка:
1.Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника.
2. Подобрать к этим предложениям картинки.
Добросовестно учиться
Беречь только свое имущество
Соблюдать этику поведения
Соблюдать школьный режим
Беречь школьное имущество
Беречь свое здоровье и здоровье окружающих
Соблюдать правила поведения
Соблюдать чистоту и порядок
Слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе.
Слушаться всех взрослых, которые работают в школе.
Беречь свое здоровье.
3 группа: слайд 29
Задание: создать страничку прав для первоклассников.
Вам нужно подумать и выбрать самые важные права для первоклассников,
которые, по вашему мнению, лучше помогут адаптироваться в классе, школе:
будь внимательным на уроках; будь усидчивым; целеустремлённым; на уроках не кричать и не баловаться; хорошо вести себя в общественных местах; внимательно слушать учителя и не перебивать его; участвовать в классных и школьных мероприятиях; посещать библиотеку, кружки и секции.
Право 1_______________________________________________________
Право 2_______________________________________________________
Право 3_______________________________________________________
Право 4_______________________________________________________
Право 5_______________________________________________________
Право 6_______________________________________________________
(представитель каждой группы рассказывает о выполненном задании использование документ – камеры
6. Подведение итогов.
Рефлексия слайд 30-31
Что вызвало у вас наибольший интерес? Дети идут к доске с магнитиками и голосуют за определённый этап урока.
- Посмотрите сколько нового вы сегодня узнали.
- Этот фрагмент урока получил наибольшее количество голосов. Почему?
Вывод: в результате нашей социально значимой работы вы узнали, что и в сказке могут встретиться те же права и обязанности, что и в нашей жизни по которым мы живём.
Вы узнали о социальной рекламе и сделали книжку – малышку для будущих первоклассников.
Спасибо за урок.